Презентация на тему "Архитектура западноевропейского Средневековья. Готика"

Презентация: Архитектура западноевропейского Средневековья. Готика
Включить эффекты
1 из 59
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.6
12 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Архитектура западноевропейского Средневековья. Готика" рассказывает об одном из направлений искусства средневекового периода.

Краткое содержание

  1. Готическое искусство
  2. Ратуша
  3. Секреты готического мастера
  4. Собор в Реймсе
  5. Собор Парижской Богоматери
  6. Вопросы и задания

Содержание

  • Презентация: Архитектура западноевропейского Средневековья. Готика
    Слайд 1

    Архитектура западноевропейского Средневековья ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

  • Слайд 2

    Готическое искусство, сменившее романское, оставалось культовым по назначению и религиозным по характеру.

    Готический стиль (готика) – (от итал. gotico, буквально – готский, т.е., относящийся к германскому племени готов), художественный стиль, ставший заключительным этапом в развитии европейского средневекового искусства и существовавший между серединой XII и XV–XVI вв.

    Наиболее подходящие название – «стрельчатый стиль» устремлённость ввысь, лёгкость конструкций, каркасная система и ребристый свод, ажурный декор, живопись светом, витражи.

  • Слайд 3

    В отличие от романского периода центрами европейской религиозной, культурной, политической и экономической жизни к концу XII в. стали не монастыри, а города.

  • Слайд 4

    А центрами общественной жизни средневекового города стали ратуша (здание городского самоуправления) и кафедральный собор(крупный христианский храм).

  • Слайд 5
    • Ратуша - здание городского самоуправления – представляла собой большое каменное здание с залом для собраний на первом этаже и подсобными помещениями на втором.
    • Над ратушей возвышалась башня - символ свободы города.
    • Собор - модель мироздания, символ Вселенной и своего рода свод знаний о ней, весь художественный строй которого, выражал идею небесной и земной иерархии.

  • Слайд 6

    Труд ремёсленников, необходимый при строительстве храма:

    • скульптор
    • каменотёс
    • плотник
    • каменщик
    • кузнец
  • Слайд 7

    Секреты готического мастера

    Термин «готический стиль» возник в эпоху Возрождения. Главными архитектурными сооружениями и украшениями городов позднего Средневековья становятся величественные готические соборы. Именно они являлись центром общественной и духовной жизни средневекового города.

    Внешний вид готического собора с его острыми шпилями, богато украшенными порталами рождал в душе человека восторг и удивление перед подобным творением рук человеческих. Как величественный корабль, он горделиво возвышался над городом.

    Собор в Кельне. Германия. XIII-XIV вв.

  • Слайд 8

    В основе готического собора – несколько упрощенная в плане романская базилика, преобразованная в новые архитектурные формы и очертания. Для большей вместимости и создания ощущения простора требовалось расширить внутреннее пространство храма.

    В готической конструкции сочетались три главных элемента: свод на нервюрах(арках)стрельчатой формы, система аркбутанов– связующих открытых полуарок, передающие распор свода на мощные контрфорсы – вертикальные, часто сужающиеся кверху выступы стен, увеличивающие их устойчивость. Невидимая изнутри, эта система снимала нагрузку со стен, что давало возможность покрывать поверхность стен оконными проемами.

    В результате пространство готического собора, в отличие от мрачноватого интерьера романских церквей, стало более светлым.

  • Слайд 9
    • Аркбутан – открытая полуарка, передающая на контрфорс тяжесть свода
    • Центральный неф собора в Реймсе имеет высоту 38 метров.
    • Распределение тяжести сводов на выносные опоры
  • Слайд 10

    Аркбутаны – связующие открытые полуарки, передающие распор свода на мощные контрфорсы – вертикальные, часто сужающиеся кверху выступы стен.

    аркбутаны

    контрфорсы

  • Слайд 11
    • Портал– вход в собор
    • Вся смысловая символика христианского храма повторяется в его западном портале.
    • Дверь – это переход из одного пространства в другое, из мирского в священное. Смысл имеет и размер двери: «Входите тесными вратами, потому что тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь, и немногие находят их».
    • Ступени – символ восхождения к Богу. Три портала – символ Святой Троицы.
  • Слайд 12

    Окно «роза»

  • Слайд 13

    Собор в Реймсе (1211-1311), где короновались короли.

  • Слайд 14

    Единственной массивной частью готического храма являлся главный фасад, на котором располагались две огромные башни, переходящие в тонкий шпиль. Соборы очень нарядны и богато декорированы: контрфорсы украшены остроконечными башенками (пинаклями). Окна и перспективные порталы венчают остроугольные резные или ажурные фронтоны. Впечатление легкости, невесомости, ажурности обусловлено и своеобразной пластикой архитектурных форм: подчеркнутыми вертикалями опор, имеющих вид не столбов, а пучков тонких колонок, стрельчатыми арками, остроконечными шатрами и фронтонами

    Собор в Реймсе. XII – XIV вв. Франция.

  • Слайд 15

    К шедеврам ранней французской готики принадлежит собор Нотр-Дам в Париже.

    Вот как описал собор Парижской Богоматери в одноименном романе В.Гюго:

    «Вряд ли в истории архитектуры найдется страница прекраснее той, какою является фасад этого собора, где предстают перед нами три стрельчатых портала. За ними – зубчатый карниз, громадное центральное окно-розетка… Высокая изящная аркада галереи, несущая на своих тонких колоннах тяжелую площадку и две мрачные массивные башни с шиферными навесами. Все эти гармонические части великолепного целого, воздвигнутые один над другим в пять гигантских ярусов, безмятежно, в бесконечном разнообразии разворачивают перед глазами свои бесчисленные скульптурные резные и чеканные детали, могучие и неотрывно сливающиеся со спокойным величием целого. Этот собор как огромная каменная симфония, колоссальное творение и человека и народа (Нотр-Дам де Пари. XII-XIV вв. Франция.)

  • Слайд 16

    Собор Нотр-Дам. XII – XIV вв. Париж. Франция.

  • Слайд 17

    Собор Парижской Богоматери 1160-1245г.г., Париж, Франция

    Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,Я изучал твои чудовищные рёбра, -Тем чаще думал я: из тяжести недобройИ я когда-нибудь прекрасное создам…Осип Мандельштам

  • Слайд 18

    Собор в Келне характерное для немецкого зодчества произведение готики. Это огромное здание с пятью нефами, трансептом и двумя колоссальными башнями на западном фасаде, увенчанными остроконечными, ажурно проработанными шпилями. В нем особо ощутимы контрасты, достигаемые перепадом высот: средний неф в два раза выше боковых. Вертикальный ритм усиливается повторяющимися от ярусу к ярусу стрельчатыми арками.Собор в КелЬне. Внешний вид и интерьер. XIII – XIV вв. Германия.

  • Слайд 19

    Значительный вклад в развитие готической архитектуры внесли Италия, Англия, Чехия и Австрия.

    • Собор Святого Вита XIV в. Прага, Чехия.
    • Собор святого Вита в Чехии. Интерьер. XIV в. Прага.
  • Слайд 20

    Готический собор. Германия. XIV – XV вв.

  • Слайд 21

    Готическая церковь в Англии. Капелла Генриха VII. (XII-XV вв.)

  • Слайд 22

    Готический собор в Милане. Италия. XIV в.

  • Слайд 23
  • Слайд 24
  • Слайд 25
    • Собор в Шартре. XIV в. Франция.
    • Собор Святой Анны. XV в. Вильнюс , Литва.
  • Слайд 26

    Собор Богоматери в Ульме.XIV в. Германия.

    Собор в Амьене. XIII в. Франция

  • Слайд 27

    Собор Сен-Дени. Франция

  • Слайд 28

    Суассонский собор. Франция

  • Слайд 29

    Элизабеткирхе.13 век. Марбург

  • Слайд 30

    Собор Святого Стефана в Вене (XIII-XV вв.)

  • Слайд 31

    Вестминстерский дворец в Англии (XIII-XVI вв.)

  • Слайд 32
  • Слайд 33

    Вестминстерское аббатство

  • Слайд 34

    Дворец дожей в Венеции. XIV в. Италия.

  • Слайд 35
  • Слайд 36
  • Слайд 37
  • Слайд 38
  • Слайд 39
  • Слайд 40
  • Слайд 41
  • Слайд 42
  • Слайд 43
  • Слайд 44
  • Слайд 45
  • Слайд 46
  • Слайд 47
  • Слайд 48
  • Слайд 49
  • Слайд 50
  • Слайд 51
  • Слайд 52
  • Слайд 53
  • Слайд 54
  • Слайд 55
  • Слайд 56
  • Слайд 57
  • Слайд 58

    Вопросы и задания

    1.Французские соборы в Реймсе (1) и Амьене (2) по праву считаются шедеврами готического искусства. Рассмотрите фасады этих соборов и отметьте характерные черты готики?

    Рассмотрите оформление Дворца дожей в Венеции Вестминстерского дворца в Англии, собора Святого Стефана в Вене. Какие элементы готики использованы в оформлении архитектурного облика этих сооружений?

  • Слайд 59

    2. Почему по ощущениям готические храмы такие просторные, светлые внутри и такие легкие снаружи?

Посмотреть все слайды

Конспект

Автор: Будаева Эржена Амоголоновна, учитель русского языка и литературы

МБОУ Харганатская СОШ

Класс-10

Раздел: Мировая художественная культура. 10 класс.

Тема урока «Культура Тибета»

Цель урока: познакомить учащихся с неповторимостью и своеобразием искусства Тибета.

Задачи урока

Познакомить с искусством Тибета;

развитие интеллектуальной, исследовательской культуры учащихся;

воспитывать культуру слушателя, эмоциональное восприятие музыки, стихов, живописи.

Тип урока: изучения новых знаний

Вид занятий: беседа об искусстве

Средства оснащения урока: компьютер; медиапроектор; презентация «Культура Тибета»;

Ход урока

Учитель: Сегодня мы окунемся в мир тибетской культуры. На доске открывается тема урока(слайд 1) �Объявляются цели и задачи занятия. �Культура любой страны носит какие-либо отличительные черты. Не исключение и культура Тибета. � Она является неповторимым самобытным явлением не только в контексте общемировой культуры, но и в ряду других восточных культур. �

Изучение нового материала (Показ слайдов и их комментирование с последующим обсуждением.

1.Географическое положение(слайд 2)� 2. Архитектура

Слайд 4,5,6.

Тибетские монастыри- крупные архитектурные ансамбли- расположены, как правило, на склонах гор и поднимаются уступчатыми террасами от подножия к вершине. Монастыри включают в себя жилища монахов, хранилище рукописей, мастерские, училище и несколько храмов.

Слайд 7-8.

Сту́па— буддийское архитектурно-скульптурное монолитное монументальное и культовое сооружение, имеющее полусферические очертания. Первоначально ступа представляла собой реликварий, а затем стала памятником, возводившимся в честь какого-то события в буддизме.

Исторически восходит к могильным курганам, сооружавшимся для погребения царей или вождей. С распространением буддизма из Индии (в основном через торговые пути) ступы стали сооружаться за её пределами. На Шри-Ланке, в Непале, Бутане, Бирме, Камбодже, Лаосе, Вьетнаме, Индонезии и Таиланде были построены великолепные ступы различных форм. Ступы также проникли в Китай, Корею и Японию, Монголию, Бурятию, Туву, Калмыкию.

Слайд 10-11 Тибетская живопись

Тибетская живопись сформировалась под сильным влиянием индийской культуры. �Живопись Тибета обычно следует стереотипным формам. В центре произведения располагается большое изображение буддистского божества, окружённого меньшими божествами. Позже главными фигурами стали изображать лам или индийских духовных учителей, а на заднем плане сцены из их жизни. Примерно с ХV в. в тибетской живописи начинает проявляться китайское влияние.

Танка — это свиток, на котором обычно изображается буддистское божество, знаменитые сцены из истории тибетского буддизма или мандала. Тханка является непальским видом художественного искусства, которое стало развиваться в Тибете после женитьбы царя Сонгцен Гампо на непальской принцессе Бхрикути.

Слайд 12 Литье из бронзы

Тибетское бронзовое литьё, подобно тибетской живописи, несёт в себе глубоко религиозное значение. Статуи и статуэтки от нескольких сантиметров до нескольких метров обычно представляют изображения божеств и почитаемых лам. Многие маленькие статуэтки полые. Внутри у них могут находиться молитвенные свитки или мощи.

Слайд 13-14 Декоративно- прикладное искусство

Тибет имеет тысячелетнюю историю ковроткачества. Ковры главным образом использовались в качестве чехлов для сидений, покрывал и попон. Как правило, на одном квадратном дюйме ковра насчитывается сто узелков из шерстяных ниток, в результате получается особенно толстый ворс. Секрет великолепия тибетских ковров заключается также в спрядённой вручную овечьей шерсти высокого качества, окрашенной натуральными красителями такими, как индиго, грецкий орех, крапп и ревень. �Другими предметами прикладного искусства являются молитвенные колёса кхор-ло (кхор), ритуальные маски, храмовые рожки, масляные лампы чомэй. Особое внимание привлекают серебряные украшения (серьги, кольца, браслеты), амулет-гау (амулет-минихрам, который носится на шее и содержит фигурку божества или важной духовной личности), богато украшенные палочки для еды и наборы ножей.

Слайд 15-16

Музыка Тибета отражает культурное наследие региона. Являясь одним из аспектов тибетскойжизни, она включает в себя религиозные песнопения на тибетском и санскрите, а также фольклор, отражающий повседневную жизнь тибетцев. История развития тибетской музыки уходит корнями в древность к верованию бон и к эпическим сказаниям о народных героях. Со времён распространения буддизма тибетская традиционная музыка и песнопения приобрели особый стиль: возникло речитативное пение, исполняемое низким тембром голоса.

Ритуальный танец цам, исполняемый монахами и ламами. Каждый момент и жест танца несут определённое значение и смысл. �Цам — это священный танец в масках, сопровождаемый игрой на длинных трубах, барабанах и тарелках. Главный танцор без маски и в чёрной шляпе — это лама, который окружён монахами в масках, представляющими проявления божеств-хранителей. В основу этого танца положены различные истории, связанные с тибетским буддизмом. Часто исполняемым сюжетом является история царя Лангдармы, пытавшегося искоренить буддизм в Тибете.

6. Обобщение и закрепление материала

Итак, мы познакомились с уникальной тибетской культурой. Конечно, нас еще нельзя считать знатоками удивительных и многогранных традиций этой страны, но первый шаг уже сделан.

7. Подведение итогов.

Завершение урока.�

Учитель: До встречи. Всем большое спасибо за урок.

Автор: Будаева Эржена Амоголоновна, учитель русского языка и литературы

МБОУ Харганатская СОШ

Класс-10

Раздел: Мировая художественная культура. 10 класс.

Тема урока «Культура Тибета»

Цель урока: познакомить учащихся с неповторимостью и своеобразием искусства Тибета.

Задачи урока

Познакомить с искусством Тибета;

развитие интеллектуальной, исследовательской культуры учащихся;

воспитывать культуру слушателя, эмоциональное восприятие музыки, стихов, живописи.

Тип урока: изучения новых знаний

Вид занятий: беседа об искусстве

Средства оснащения урока: компьютер; медиапроектор; презентация «Культура Тибета»;

Ход урока

Учитель: Сегодня мы окунемся в мир тибетской культуры. На доске открывается тема урока(слайд 1) �Объявляются цели и задачи занятия. �Культура любой страны носит какие-либо отличительные черты. Не исключение и культура Тибета. � Она является неповторимым самобытным явлением не только в контексте общемировой культуры, но и в ряду других восточных культур. �

Изучение нового материала (Показ слайдов и их комментирование с последующим обсуждением.

1.Географическое положение(слайд 2)� 2. Архитектура

Слайд 4,5,6.

Тибетские монастыри- крупные архитектурные ансамбли- расположены, как правило, на склонах гор и поднимаются уступчатыми террасами от подножия к вершине. Монастыри включают в себя жилища монахов, хранилище рукописей, мастерские, училище и несколько храмов.

Слайд 7-8.

Сту́па— буддийское архитектурно-скульптурное монолитное монументальное и культовое сооружение, имеющее полусферические очертания. Первоначально ступа представляла собой реликварий, а затем стала памятником, возводившимся в честь какого-то события в буддизме.

Исторически восходит к могильным курганам, сооружавшимся для погребения царей или вождей. С распространением буддизма из Индии (в основном через торговые пути) ступы стали сооружаться за её пределами. На Шри-Ланке, в Непале, Бутане, Бирме, Камбодже, Лаосе, Вьетнаме, Индонезии и Таиланде были построены великолепные ступы различных форм. Ступы также проникли в Китай, Корею и Японию, Монголию, Бурятию, Туву, Калмыкию.

Слайд 10-11 Тибетская живопись

Тибетская живопись сформировалась под сильным влиянием индийской культуры. �Живопись Тибета обычно следует стереотипным формам. В центре произведения располагается большое изображение буддистского божества, окружённого меньшими божествами. Позже главными фигурами стали изображать лам или индийских духовных учителей, а на заднем плане сцены из их жизни. Примерно с ХV в. в тибетской живописи начинает проявляться китайское влияние.

Танка — это свиток, на котором обычно изображается буддистское божество, знаменитые сцены из истории тибетского буддизма или мандала. Тханка является непальским видом художественного искусства, которое стало развиваться в Тибете после женитьбы царя Сонгцен Гампо на непальской принцессе Бхрикути.

Слайд 12 Литье из бронзы

Тибетское бронзовое литьё, подобно тибетской живописи, несёт в себе глубоко религиозное значение. Статуи и статуэтки от нескольких сантиметров до нескольких метров обычно представляют изображения божеств и почитаемых лам. Многие маленькие статуэтки полые. Внутри у них могут находиться молитвенные свитки или мощи.

Слайд 13-14 Декоративно- прикладное искусство

Тибет имеет тысячелетнюю историю ковроткачества. Ковры главным образом использовались в качестве чехлов для сидений, покрывал и попон. Как правило, на одном квадратном дюйме ковра насчитывается сто узелков из шерстяных ниток, в результате получается особенно толстый ворс. Секрет великолепия тибетских ковров заключается также в спрядённой вручную овечьей шерсти высокого качества, окрашенной натуральными красителями такими, как индиго, грецкий орех, крапп и ревень. �Другими предметами прикладного искусства являются молитвенные колёса кхор-ло (кхор), ритуальные маски, храмовые рожки, масляные лампы чомэй. Особое внимание привлекают серебряные украшения (серьги, кольца, браслеты), амулет-гау (амулет-минихрам, который носится на шее и содержит фигурку божества или важной духовной личности), богато украшенные палочки для еды и наборы ножей.

Слайд 15-16

Музыка Тибета отражает культурное наследие региона. Являясь одним из аспектов тибетскойжизни, она включает в себя религиозные песнопения на тибетском и санскрите, а также фольклор, отражающий повседневную жизнь тибетцев. История развития тибетской музыки уходит корнями в древность к верованию бон и к эпическим сказаниям о народных героях. Со времён распространения буддизма тибетская традиционная музыка и песнопения приобрели особый стиль: возникло речитативное пение, исполняемое низким тембром голоса.

Ритуальный танец цам, исполняемый монахами и ламами. Каждый момент и жест танца несут определённое значение и смысл. �Цам — это священный танец в масках, сопровождаемый игрой на длинных трубах, барабанах и тарелках. Главный танцор без маски и в чёрной шляпе — это лама, который окружён монахами в масках, представляющими проявления божеств-хранителей. В основу этого танца положены различные истории, связанные с тибетским буддизмом. Часто исполняемым сюжетом является история царя Лангдармы, пытавшегося искоренить буддизм в Тибете.

6. Обобщение и закрепление материала

Итак, мы познакомились с уникальной тибетской культурой. Конечно, нас еще нельзя считать знатоками удивительных и многогранных традиций этой страны, но первый шаг уже сделан.

7. Подведение итогов.

Завершение урока.�

Учитель: До встречи. Всем большое спасибо за урок.

Скачать конспект

Сообщить об ошибке