Архитектура западноевропейского Средневековья ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
Слайд 2
Готическое искусство, сменившее романское, оставалось культовым по назначению и религиозным по характеру.
Готический стиль (готика) – (от итал. gotico, буквально – готский, т.е., относящийся к германскому племени готов), художественный стиль, ставший заключительным этапом в развитии европейского средневекового искусства и существовавший между серединой XII и XV–XVI вв.
Наиболее подходящие название – «стрельчатый стиль» устремлённость ввысь, лёгкость конструкций, каркасная система и ребристый свод, ажурный декор, живопись светом, витражи.
Слайд 3
В отличие от романского периода центрами европейской религиозной, культурной, политической и экономической жизни к концу XII в. стали не монастыри, а города.
Слайд 4
А центрами общественной жизни средневекового города стали ратуша (здание городского самоуправления) и кафедральный собор(крупный христианский храм).
Слайд 5
Ратуша - здание городского самоуправления – представляла собой большое каменное здание с залом для собраний на первом этаже и подсобными помещениями на втором.
Над ратушей возвышалась башня - символ свободы города.
Собор - модель мироздания, символ Вселенной и своего рода свод знаний о ней, весь художественный строй которого, выражал идею небесной и земной иерархии.
Слайд 6
Труд ремёсленников, необходимый при строительстве храма:
скульптор
каменотёс
плотник
каменщик
кузнец
Слайд 7
Секреты готического мастера
Термин «готический стиль» возник в эпоху Возрождения. Главными архитектурными сооружениями и украшениями городов позднего Средневековья становятся величественные готические соборы. Именно они являлись центром общественной и духовной жизни средневекового города.
Внешний вид готического собора с его острыми шпилями, богато украшенными порталами рождал в душе человека восторг и удивление перед подобным творением рук человеческих. Как величественный корабль, он горделиво возвышался над городом.
Собор в Кельне. Германия. XIII-XIV вв.
Слайд 8
В основе готического собора – несколько упрощенная в плане романская базилика, преобразованная в новые архитектурные формы и очертания. Для большей вместимости и создания ощущения простора требовалось расширить внутреннее пространство храма.
В готической конструкции сочетались три главных элемента: свод на нервюрах(арках)стрельчатой формы, система аркбутанов– связующих открытых полуарок, передающие распор свода на мощные контрфорсы – вертикальные, часто сужающиеся кверху выступы стен, увеличивающие их устойчивость. Невидимая изнутри, эта система снимала нагрузку со стен, что давало возможность покрывать поверхность стен оконными проемами.
В результате пространство готического собора, в отличие от мрачноватого интерьера романских церквей, стало более светлым.
Слайд 9
Аркбутан – открытая полуарка, передающая на контрфорс тяжесть свода
Центральный неф собора в Реймсе имеет высоту 38 метров.
Распределение тяжести сводов на выносные опоры
Слайд 10
Аркбутаны – связующие открытые полуарки, передающие распор свода на мощные контрфорсы – вертикальные, часто сужающиеся кверху выступы стен.
аркбутаны
контрфорсы
Слайд 11
Портал– вход в собор
Вся смысловая символика христианского храма повторяется в его западном портале.
Дверь – это переход из одного пространства в другое, из мирского в священное. Смысл имеет и размер двери: «Входите тесными вратами, потому что тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь, и немногие находят их».
Ступени – символ восхождения к Богу. Три портала – символ Святой Троицы.
Слайд 12
Окно «роза»
Слайд 13
Собор в Реймсе (1211-1311), где короновались короли.
Слайд 14
Единственной массивной частью готического храма являлся главный фасад, на котором располагались две огромные башни, переходящие в тонкий шпиль. Соборы очень нарядны и богато декорированы: контрфорсы украшены остроконечными башенками (пинаклями). Окна и перспективные порталы венчают остроугольные резные или ажурные фронтоны. Впечатление легкости, невесомости, ажурности обусловлено и своеобразной пластикой архитектурных форм: подчеркнутыми вертикалями опор, имеющих вид не столбов, а пучков тонких колонок, стрельчатыми арками, остроконечными шатрами и фронтонами
Собор в Реймсе. XII – XIV вв. Франция.
Слайд 15
К шедеврам ранней французской готики принадлежит собор Нотр-Дам в Париже.
Вот как описал собор Парижской Богоматери в одноименном романе В.Гюго:
«Вряд ли в истории архитектуры найдется страница прекраснее той, какою является фасад этого собора, где предстают перед нами три стрельчатых портала. За ними – зубчатый карниз, громадное центральное окно-розетка… Высокая изящная аркада галереи, несущая на своих тонких колоннах тяжелую площадку и две мрачные массивные башни с шиферными навесами. Все эти гармонические части великолепного целого, воздвигнутые один над другим в пять гигантских ярусов, безмятежно, в бесконечном разнообразии разворачивают перед глазами свои бесчисленные скульптурные резные и чеканные детали, могучие и неотрывно сливающиеся со спокойным величием целого. Этот собор как огромная каменная симфония, колоссальное творение и человека и народа (Нотр-Дам де Пари. XII-XIV вв. Франция.)
Слайд 16
Собор Нотр-Дам. XII – XIV вв. Париж. Франция.
Слайд 17
Собор Парижской Богоматери 1160-1245г.г., Париж, Франция
Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,Я изучал твои чудовищные рёбра, -Тем чаще думал я: из тяжести недобройИ я когда-нибудь прекрасное создам…Осип Мандельштам
Слайд 18
Собор в Келне характерное для немецкого зодчества произведение готики. Это огромное здание с пятью нефами, трансептом и двумя колоссальными башнями на западном фасаде, увенчанными остроконечными, ажурно проработанными шпилями. В нем особо ощутимы контрасты, достигаемые перепадом высот: средний неф в два раза выше боковых. Вертикальный ритм усиливается повторяющимися от ярусу к ярусу стрельчатыми арками.Собор в КелЬне. Внешний вид и интерьер. XIII – XIV вв. Германия.
Слайд 19
Значительный вклад в развитие готической архитектуры внесли Италия, Англия, Чехия и Австрия.
Собор Святого Вита XIV в. Прага, Чехия.
Собор святого Вита в Чехии. Интерьер. XIV в. Прага.
Слайд 20
Готический собор. Германия. XIV – XV вв.
Слайд 21
Готическая церковь в Англии. Капелла Генриха VII. (XII-XV вв.)
Слайд 22
Готический собор в Милане. Италия. XIV в.
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Собор в Шартре. XIV в. Франция.
Собор Святой Анны. XV в. Вильнюс , Литва.
Слайд 26
Собор Богоматери в Ульме.XIV в. Германия.
Собор в Амьене. XIII в. Франция
Слайд 27
Собор Сен-Дени. Франция
Слайд 28
Суассонский собор. Франция
Слайд 29
Элизабеткирхе.13 век. Марбург
Слайд 30
Собор Святого Стефана в Вене (XIII-XV вв.)
Слайд 31
Вестминстерский дворец в Англии (XIII-XVI вв.)
Слайд 32
Слайд 33
Вестминстерское аббатство
Слайд 34
Дворец дожей в Венеции. XIV в. Италия.
Слайд 35
Слайд 36
Слайд 37
Слайд 38
Слайд 39
Слайд 40
Слайд 41
Слайд 42
Слайд 43
Слайд 44
Слайд 45
Слайд 46
Слайд 47
Слайд 48
Слайд 49
Слайд 50
Слайд 51
Слайд 52
Слайд 53
Слайд 54
Слайд 55
Слайд 56
Слайд 57
Слайд 58
Вопросы и задания
1.Французские соборы в Реймсе (1) и Амьене (2) по праву считаются шедеврами готического искусства. Рассмотрите фасады этих соборов и отметьте характерные черты готики?
Рассмотрите оформление Дворца дожей в Венеции Вестминстерского дворца в Англии, собора Святого Стефана в Вене. Какие элементы готики использованы в оформлении архитектурного облика этих сооружений?
Слайд 59
2. Почему по ощущениям готические храмы такие просторные, светлые внутри и такие легкие снаружи?
Посмотреть все слайды
Конспект
Автор: Будаева Эржена Амоголоновна, учитель русского языка и литературы
МБОУ Харганатская СОШ
Класс-10
Раздел: Мировая художественная культура. 10 класс.
Тема урока «Культура Тибета»
Цель урока: познакомить учащихся с неповторимостью и своеобразием искусства Тибета.
Задачи урока
Познакомить с искусством Тибета;
развитие интеллектуальной, исследовательской культуры учащихся;
воспитывать культуру слушателя, эмоциональное восприятие музыки, стихов, живописи.
Тип урока: изучения новых знаний
Вид занятий: беседа об искусстве
Средства оснащения урока: компьютер; медиапроектор; презентация «Культура Тибета»;
Ход урока
Учитель: Сегодня мы окунемся в мир тибетской культуры. На доске открывается тема урока(слайд 1) �Объявляются цели и задачи занятия. �Культура любой страны носит какие-либо отличительные черты. Не исключение и культура Тибета. � Она является неповторимым самобытным явлением не только в контексте общемировой культуры, но и в ряду других восточных культур. �
Изучение нового материала (Показ слайдов и их комментирование с последующим обсуждением.
Тибетские монастыри- крупные архитектурные ансамбли- расположены, как правило, на склонах гор и поднимаются уступчатыми террасами от подножия к вершине. Монастыри включают в себя жилища монахов, хранилище рукописей, мастерские, училище и несколько храмов.
Слайд 7-8.
Сту́па— буддийское архитектурно-скульптурное монолитное монументальное и культовое сооружение, имеющее полусферические очертания. Первоначально ступа представляла собой реликварий, а затем стала памятником, возводившимся в честь какого-то события в буддизме.
Исторически восходит к могильным курганам, сооружавшимся для погребения царей или вождей. С распространением буддизма из Индии (в основном через торговые пути) ступы стали сооружаться за её пределами. На Шри-Ланке, в Непале, Бутане, Бирме, Камбодже, Лаосе, Вьетнаме, Индонезии и Таиланде были построены великолепные ступы различных форм. Ступы также проникли в Китай, Корею и Японию, Монголию, Бурятию, Туву, Калмыкию.
Слайд 10-11 Тибетская живопись
Тибетская живопись сформировалась под сильным влиянием индийской культуры. �Живопись Тибета обычно следует стереотипным формам. В центре произведения располагается большое изображение буддистского божества, окружённого меньшими божествами. Позже главными фигурами стали изображать лам или индийских духовных учителей, а на заднем плане сцены из их жизни. Примерно с ХV в. в тибетской живописи начинает проявляться китайское влияние.
Танка — это свиток, на котором обычно изображается буддистское божество, знаменитые сцены из истории тибетского буддизма или мандала. Тханка является непальским видом художественного искусства, которое стало развиваться в Тибете после женитьбы царя Сонгцен Гампо на непальской принцессе Бхрикути.
Слайд 12 Литье из бронзы
Тибетское бронзовое литьё, подобно тибетской живописи, несёт в себе глубоко религиозное значение. Статуи и статуэтки от нескольких сантиметров до нескольких метров обычно представляют изображения божеств и почитаемых лам. Многие маленькие статуэтки полые. Внутри у них могут находиться молитвенные свитки или мощи.
Слайд 13-14 Декоративно- прикладное искусство
Тибет имеет тысячелетнюю историю ковроткачества. Ковры главным образом использовались в качестве чехлов для сидений, покрывал и попон. Как правило, на одном квадратном дюйме ковра насчитывается сто узелков из шерстяных ниток, в результате получается особенно толстый ворс. Секрет великолепия тибетских ковров заключается также в спрядённой вручную овечьей шерсти высокого качества, окрашенной натуральными красителями такими, как индиго, грецкий орех, крапп и ревень. �Другими предметами прикладного искусства являются молитвенные колёса кхор-ло (кхор), ритуальные маски, храмовые рожки, масляные лампы чомэй. Особое внимание привлекают серебряные украшения (серьги, кольца, браслеты), амулет-гау (амулет-минихрам, который носится на шее и содержит фигурку божества или важной духовной личности), богато украшенные палочки для еды и наборы ножей.
Слайд 15-16
Музыка Тибета отражает культурное наследие региона. Являясь одним из аспектов тибетскойжизни, она включает в себя религиозные песнопения на тибетском и санскрите, а также фольклор, отражающий повседневную жизнь тибетцев. История развития тибетской музыки уходит корнями в древность к верованию бон и к эпическим сказаниям о народных героях. Со времён распространения буддизма тибетская традиционная музыка и песнопения приобрели особый стиль: возникло речитативное пение, исполняемое низким тембром голоса.
Ритуальный танец цам, исполняемый монахами и ламами. Каждый момент и жест танца несут определённое значение и смысл. �Цам — это священный танец в масках, сопровождаемый игрой на длинных трубах, барабанах и тарелках. Главный танцор без маски и в чёрной шляпе — это лама, который окружён монахами в масках, представляющими проявления божеств-хранителей. В основу этого танца положены различные истории, связанные с тибетским буддизмом. Часто исполняемым сюжетом является история царя Лангдармы, пытавшегося искоренить буддизм в Тибете.
6. Обобщение и закрепление материала
Итак, мы познакомились с уникальной тибетской культурой. Конечно, нас еще нельзя считать знатоками удивительных и многогранных традиций этой страны, но первый шаг уже сделан.
7. Подведение итогов.�
Завершение урока.�
Учитель: До встречи. Всем большое спасибо за урок.
Автор: Будаева Эржена Амоголоновна, учитель русского языка и литературы
МБОУ Харганатская СОШ
Класс-10
Раздел: Мировая художественная культура. 10 класс.
Тема урока «Культура Тибета»
Цель урока: познакомить учащихся с неповторимостью и своеобразием искусства Тибета.
Задачи урока
Познакомить с искусством Тибета;
развитие интеллектуальной, исследовательской культуры учащихся;
воспитывать культуру слушателя, эмоциональное восприятие музыки, стихов, живописи.
Тип урока: изучения новых знаний
Вид занятий: беседа об искусстве
Средства оснащения урока: компьютер; медиапроектор; презентация «Культура Тибета»;
Ход урока
Учитель: Сегодня мы окунемся в мир тибетской культуры. На доске открывается тема урока(слайд 1) �Объявляются цели и задачи занятия. �Культура любой страны носит какие-либо отличительные черты. Не исключение и культура Тибета. � Она является неповторимым самобытным явлением не только в контексте общемировой культуры, но и в ряду других восточных культур. �
Изучение нового материала (Показ слайдов и их комментирование с последующим обсуждением.
Тибетские монастыри- крупные архитектурные ансамбли- расположены, как правило, на склонах гор и поднимаются уступчатыми террасами от подножия к вершине. Монастыри включают в себя жилища монахов, хранилище рукописей, мастерские, училище и несколько храмов.
Слайд 7-8.
Сту́па— буддийское архитектурно-скульптурное монолитное монументальное и культовое сооружение, имеющее полусферические очертания. Первоначально ступа представляла собой реликварий, а затем стала памятником, возводившимся в честь какого-то события в буддизме.
Исторически восходит к могильным курганам, сооружавшимся для погребения царей или вождей. С распространением буддизма из Индии (в основном через торговые пути) ступы стали сооружаться за её пределами. На Шри-Ланке, в Непале, Бутане, Бирме, Камбодже, Лаосе, Вьетнаме, Индонезии и Таиланде были построены великолепные ступы различных форм. Ступы также проникли в Китай, Корею и Японию, Монголию, Бурятию, Туву, Калмыкию.
Слайд 10-11 Тибетская живопись
Тибетская живопись сформировалась под сильным влиянием индийской культуры. �Живопись Тибета обычно следует стереотипным формам. В центре произведения располагается большое изображение буддистского божества, окружённого меньшими божествами. Позже главными фигурами стали изображать лам или индийских духовных учителей, а на заднем плане сцены из их жизни. Примерно с ХV в. в тибетской живописи начинает проявляться китайское влияние.
Танка — это свиток, на котором обычно изображается буддистское божество, знаменитые сцены из истории тибетского буддизма или мандала. Тханка является непальским видом художественного искусства, которое стало развиваться в Тибете после женитьбы царя Сонгцен Гампо на непальской принцессе Бхрикути.
Слайд 12 Литье из бронзы
Тибетское бронзовое литьё, подобно тибетской живописи, несёт в себе глубоко религиозное значение. Статуи и статуэтки от нескольких сантиметров до нескольких метров обычно представляют изображения божеств и почитаемых лам. Многие маленькие статуэтки полые. Внутри у них могут находиться молитвенные свитки или мощи.
Слайд 13-14 Декоративно- прикладное искусство
Тибет имеет тысячелетнюю историю ковроткачества. Ковры главным образом использовались в качестве чехлов для сидений, покрывал и попон. Как правило, на одном квадратном дюйме ковра насчитывается сто узелков из шерстяных ниток, в результате получается особенно толстый ворс. Секрет великолепия тибетских ковров заключается также в спрядённой вручную овечьей шерсти высокого качества, окрашенной натуральными красителями такими, как индиго, грецкий орех, крапп и ревень. �Другими предметами прикладного искусства являются молитвенные колёса кхор-ло (кхор), ритуальные маски, храмовые рожки, масляные лампы чомэй. Особое внимание привлекают серебряные украшения (серьги, кольца, браслеты), амулет-гау (амулет-минихрам, который носится на шее и содержит фигурку божества или важной духовной личности), богато украшенные палочки для еды и наборы ножей.
Слайд 15-16
Музыка Тибета отражает культурное наследие региона. Являясь одним из аспектов тибетскойжизни, она включает в себя религиозные песнопения на тибетском и санскрите, а также фольклор, отражающий повседневную жизнь тибетцев. История развития тибетской музыки уходит корнями в древность к верованию бон и к эпическим сказаниям о народных героях. Со времён распространения буддизма тибетская традиционная музыка и песнопения приобрели особый стиль: возникло речитативное пение, исполняемое низким тембром голоса.
Ритуальный танец цам, исполняемый монахами и ламами. Каждый момент и жест танца несут определённое значение и смысл. �Цам — это священный танец в масках, сопровождаемый игрой на длинных трубах, барабанах и тарелках. Главный танцор без маски и в чёрной шляпе — это лама, который окружён монахами в масках, представляющими проявления божеств-хранителей. В основу этого танца положены различные истории, связанные с тибетским буддизмом. Часто исполняемым сюжетом является история царя Лангдармы, пытавшегося искоренить буддизм в Тибете.
6. Обобщение и закрепление материала
Итак, мы познакомились с уникальной тибетской культурой. Конечно, нас еще нельзя считать знатоками удивительных и многогранных традиций этой страны, но первый шаг уже сделан.
7. Подведение итогов.�
Завершение урока.�
Учитель: До встречи. Всем большое спасибо за урок.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.