Содержание
-
Характерные черты древнегреческой культуры
Лозинг З.И., учитель МХК МАОУ «Гимназия №42» г. Кемерово
-
Открытия XIX и XX веков
«Греческое чудо», «детство человечества» - античная эпоха, памятники которой до сих пор оказывают огромное художественное воздействие на человека. Генрих Шлиман открыл Трою, Микены, Тиринф. Артур Эванс вел раскопки на острове Крит (Коносский дворец).
-
Региональные различия Древней Греции
Греция не представляла собой единого географического пространства. Не было единства и в социально-политическом плане: города-полисы. Различие полисов: в языковых диалектах, собственных календарях и монетах, почитаемых богов и уважаемых героях. Два полюса этого противоречия: Спарта и Афины.
-
Единство Древней Греции
Основой единства полисов было осознание общности интересов и необходимости объединения против общего врага, претендующего на земли греков.
-
Особенности античной культуры
Космологичность Космос выступает абсолютом древнегреческой культуры. Космос- это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядочностью и красотой. Закон для художников: «Подражать природе как можно лучше под страхом наказания»
-
Красота
По Аристотелю «красота» объективно существует в настоящем мире, в ее основе лежат: соразмерность, определенность, ограниченность и единство в многообразии.
-
Мера
Понимается как исходный принцип существования чего-то определенного. Мера – едина и неделима, характеристика совершенства. Природа Греции сама осуществляет меру – в ней нет ничего громадного, все обозримо и понятно. «Прекрасное есть надлежащая мера в о всем» Демокрит «Меру во всем соблюдай!» Гесиод «Ничего слишком!» надпись в Дельфийском храме Аполлона
-
Гармония
Гармония – отношение величин, выражается в пропорции и связи вещей. Единство в многообразии, «внутренняя природа вещей». Наивысшее выражение гармония, как мера, получает в искусстве, но образцом для искусства является гармония в космосе, природе, человеке, обществе.
-
Канон
Тело человека подвергалось тщательному изучению, в результате которых были установлены правила пропорционального соотношения его частей. Идеал – калокагатия: «Кто прекрасен – одно лишь радует нам зрение; кто же хорош – сам собой и прекрасным покажется», - Сапфо, VII в. до н.э. Достигнуть идеала через упражнения, образование и воспитание. Воспитание – единство физического и умственного в равной степени. Поликлет «Дорифор»
-
Антропоцентризм
Космос соотносится с человеком. Осознание преимущества жизни над смертью. Антигона и Ахилл мечтают о жизни.
-
Тело человека
Боги имеют тело человека как самую совершенную форму. Агесилай, царь Спарты, раздел пленных персов, чтобы убедить своих воинов в победе. Нагота не вызывала чувства стыдливости.
-
Культ тела
Греческая математика, физика, астрономия – скульптурны и осязаемы Пластично все греческое искусство – архитектура, скульптура, поэзия, драма Суд над Фриной
-
Культ тела
Математические расчеты сооружаемых храмов соотносились с человеческим телом (титанического человека, героя): пальцы, ладони, стопы, локти… Архитектура должна воспитывать в человеке гражданина.
-
Греческий ордер соотносился с телом человека.
-
Дорический ордер
В архитектурно-теоретических трактатах со времен Витрувия дорическую колонну было принято интерпретировать как образ героя, а сам ордер -- как выражение его силы, духовной и физической.
-
Ионический ордер
У Витрувия ионическую колонну принято было интерпретировать как образ прекрасной зрелой женщины, а ионический ордер -- как выражение ее грации.
-
Коринфский ордер
Во времена Витрувия коринфскую колонну было принято интерпретировать как образ прекрасной девушки, а сам ордер -- как выражение ее нежности и чистоты.
-
Состязательность
Она характеризует все сферы жизни. Художественно-поэтические, музыкальные, спортивные, конные. Греческий агон (борьба, состязание) олицетворял характерную черту свободного грека: гражданин полиса.
-
История игр
Олимпийские игры: 776 год до н.э. на мраморной доске имя победителя в беге. Роща Альтис. Пифийские игры (Дельфы, Аполлону) Истмийские игры (Посейдону) Немейские игры (Зевсу) Праздники: Большие Панафинеи (Афине) Дионисии (Дионису)
-
Вывод
Культура античной Греции представляла собой процесс становления и развития различных форм материальной и духовной деятельности. Однако наиболее полно выражала основные тенденции античности культура художественная – искусство.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.