Содержание
-
Храмы 12-13 вв.
-
-
Дмитровский собор
- Храм одноглавый, четырёхстолпный, трехапсидный. Первоначально храм окружали галереи с лестничными башнями, соединявшие его с княжеским дворцом (разобраны при реставрации в XIX в.). Собор знаменит своей белокаменной резьбой — его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Большинство рельефов сохранилось в первоначальном виде, некоторые были заменены при реставрации XIX века (по М. С. Гладкой, практически точными копиями). От внутреннего убранства до нас дошли несколько фрагментов фресок XII в., в частности, фрагменты композиции «Страшный суд».
- В настоящее время собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и открыт как музейная экспозиция.
-
Церковь святого Георгия
- Это самый древний город в Росcии. Впервые поминается 862 годом в летописи по поводу призвания на Русь трех варяжских братьев Рюриков в качестве временных кризисных управляющих, в связи с обширностью территории и отсутсвием порядка ("...и вся земля наша велика и обилна а наряда в неи нет да поидете княжить и володеть нами"). Сообщается, что старший Рюрик срубиша тут город и сел княжить.
- Поселение здесь существовало и до 862 года. По результатам исследований и археологических раскопок называют время основания города - не позднее 753 года. Место удобное. По Волхову идет путь из варяг в греки и с этого дела можно иметь свой гешефт. И Ладога всего в 15 км. Однако столицей город был недолго, вскоре Рюрик перебрался в Новгород.
- В конце IX в. возведены первые каменные стены. Сложенные из местного известнякового плитняка, они имели толщину 1,5-2 м. Внутри обвода стен стояла каменная дозорная башня. Строительство связывают с именем Вещего Олега, и один из курганов, расположенных на высоком берегу Волхова к северу от крепости, полагают местом его погребения.
-
Церковь Спаса на Нередице
- Построена за один сезон около 1198 года при новгородском князе Ярославе Владимировиче.
- Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России. Росписи активно изучались и описывались от начала века до 30-х годов XX века.
- На Городище вокруг церкви существовал Спасо-Нередицкий, или Спас на Городище мужской монастырь (приписанный к Юрьеву монастырю).
- В период Великой Отечественной войны церковь находилась в районе активных боевых действий, и на протяжении 1941—1943 годов непрерывно обстреливалась артиллерией. В результате от церкви сохранилась только восточная часть: апсиды и небольшие куски северной и южной стены. Практически все росписи были утрачены. Тем не менее, благодаря сохранившимся описаниям, копиям и фотографиям, иконографический материал из храма Преображения на Нередице остаётся одним из наиболее употребляемых в сравнительном анализе.
- Церковь восстановлена в 1956—1958 годах.
- В 2001 году Новгородская архитектурно-археологическая экспедиция провела раскопки внутри храма. Среди прочих многочисленных находок, за изъятой подсыпкой под пол были обнаружены участки первоначальной живописи 1199 года.
-
Успенский собор
- Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан.
- Согласно сообщению В. Н. Татищева, «по снисканию бо его (Андрея Боголюбского) даде ему Бог мастеров для строения оного из умных земель»; «по оставшему во Владимире строению, а паче по вратам градским, видно, что Архитект достаточный был… Мастеры же присланы были от Императора Фридерика Перваго (Фридриха Барбароссы), с которым Андрей в дружбе был как ниже явится». Однако необходимо заметить, что известный стереотип, связанный с приходом к Андрею «мастеров из всех земель», относится только к работам по украшению Успенского собора: «Того же лета создана бысть церква святая Богородица в Володимири благоверным и боголюбным князем Андреем, и украси ю дивно многоразличными иконами, и драгим каменьем бе-щисла и сосуды церковными и верх ея позлати по вере же его, и по тщанию его к святеи Богородице, приведе ему Бог из всех земель все мастеры и украси ю паче инех церквии». Согласно этому летописному тексту, речь идет не о строителях, а об иконописцах, ювелирах и золотильщиках.
-
Церковь Покрова Богородицы
- До недавнего времени в литературе была принята датировка храма поН. Н. Воронину — 1165 год, основанная на сообщении Жития Андрея Боголюбского о том, что церковь Покрова была построена в память о погибшем сыне великого князя — Изяславе Андреевиче. Однако Изяслав погиб осенью 1165 года, и в течение зимы храм никак не мог быть построен. С. В. Заграевский, проведя анализ летописных источников, обосновал более раннюю датировку храма — 1158 годом.
- Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII века по инициативе Андрея Боголюбского. Вероятно, это первая церковь Покрова на Руси.
- По легенде, содержавшейся в Житии Андрея Боголюбского, белый камень для постройки церкви был вывезен из покорённого Андреем Боголюбским Булгарского царства. Однако эта легенда опровергается как историческими фактами, так и результатами палеографических анализов белого камня, использовавшегося для строительства церкви.
-
Викторина
-
Что это за церковь?
-
-
Что это за собор?
-
-
Посмотреть все слайды
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.