Содержание
-
Храмы Владимиро-Суздальской земли и Новгорода
Урок-экскурсия по мировой художественной культуре
-
«О светло светлая и украсно украшена земля Русская!
и многими красотами удивлена еси… городы великими,
селы дивными… домы церковными…
Всего еси исполнена земля Русская!»
Неизвестный автор
«Слова о погибели Русской земли»
-
Крупнейшим архитектурным центром на Руси в XII-XIII вв. стало Владимиро-Суздальское княжество
-
Расцвет княжества пришелся на вторую половину XII – начало XIII в., когда его правителями были
сыновья Юрия Долгорукого Андрей и Всеволод
-
Князь Андрей Боголюбский (1112 – 1174), согласно летописи, «сильно устроил» город Владимир.
Он привлек в город «купцов хитрых, ремесленников рукодельников всяких».
-
Успенский собор во Владимире (1156-1160) был заложен по велению князя Андрея, а перестроен в
правление князя Всеволода
-
Нарядный декор храма стал характерным для всего Владимиро-Суздальского зодчества этой эпохи
-
Стены делятся на пять частей – прясел – плоскими тонкими пилястрами, рельефные маленькие
арки с колонками образуют широкий аркатурно-колончатый пояс
-
Через два с половиной века после возведения храм был расписан фресками великим художником
Андреем Рублевым.Долгие годы в храме находилась главная святыня православной Руси – икона Владимирской Божией Матери
-
Золотые ворота Владимира (1164) – торжественный въезд и одновременно преграда на пути врага –
яркий пример крепостной архитектуры XII в
-
В 1237 г. Золотые ворота приняли главный удар татар. Враги не смогли прорваться через ворота, и
вынуждены были проламывать крепостные стены
-
-
Храм Покрова на Нерли (1165)
-
Фасады церкви разделены пилястрами, переходящими вверху в полукруглые очертания закомар
-
Каменные узоры придают зданию особую красоту и очарование
-
Храм Покрова на Нерли – гимн красоте и гармонии человека с природой
-
Дмитриевский собор (1194 – 1197)
-
Ажурная вязь занимает больше половины стен храма
-
В левой закомаре – сам князь Всеволод на троне с новорожденным сыном на руках. Перед ним
преклонили колени его другие сыновья. Это семейный портрет заказчика храма.
-
Главная идея, выраженная в рельефах собора – заступничество святых за владимирский народ и
князей
-
Дмитриевский собор – высшее достижение владимиро-суздальского строительного искусства
-
Церковь Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем (1152 г)
-
«Господин Великий Новгород» в XI в. – важный политический и торговый центр
-
Софийский собор в Новгороде (1045-1050)
-
-
-
«Где святая София, там и Новгород»
-
Скупость декора, строгость и монументальность форм, выразительная пластичность, живописная
фактура стен
-
Памятниками уходящей княжеской эпохи стали грандиозные соборы, построенные в начале XII в:
- Николо - Дворищенский собор
- Собор Рождества Богородицы в Антониевом монастыре
-
Георгиевский собор Юрьева монастыря (XII в)
-
-
Церковь Спаса на Нередице (XII в)
-
С востока к храму пристроены три апсиды: большая центральная и две небольшие боковые, как мать
с двумя детьми-одногодками
-
Неровность плоскостей, скошенность углов, кривизна линий, округлость форм придают храму редкое очарование
-
-
Список использованной литературы
Гольдштейн А.Ф. Зодчество: Книга для учащихся старших классов. М., 1979.
Дмитриева Е.В. Россия. Учебник для средней школы. СПб.; КОРОНА принт, 2002.
Любимов Л. Искусство Древней Руси: Книга для чтения. М., 1974.
Мировая художественная культура. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений/ Г.И.Данилова и др. – М.: Издательство «Интербук», 2000.
Рябцев. Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XI-XVII вв.: Учебное пособие – М.: ВЛАДОС, 1997.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.