Содержание
-
МОСКОВСКАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ ШКОЛА. РАННЕМОСКОВСКОЕ ЗОДЧЕСТВО.
РЕНЕССАНСНЫЕ ЧЕРТЫ В АНСАМБЛЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ. НОВЫЙ ТИП ШАТРОВОГО ХРАМА.
-
В архитектуре Древней Руси конца XIV – начала XV в., так же как в иконописи, получили отражение идеи объединения мелких княжеств в единое государство под властью Москвы и освобождения от Орды. Потребность сосредоточиться для «умной молитвы» обусловила возникновение такой архитектурной модели храма, которая обеспечила бы соответствующее освещение для создания у верующих необходимого душевного настроя.
-
Одним из подобных храмов является собор Спаса Нерукотворного Спасо-Андроникова монастыря в Москве (1410-1427).
-
Традиционный кубический объем с притвором, четырьмя опорами, тремя нефами и тремя апсидами увенчан единственным куполом. Купол покоится на необычно высоком тонком барабане с щелевидными окнами. Замкнутое, скупо освещенное внутреннее пространство позволяло верующим полностью отрешиться от окружающего мира и его забот.
-
Архитектурные и декоративные особенности собора указывают на его принадлежность к так называемому раннемосковскому зодчеству, продолжившему традиции владимиро-суздальского. Собор построен на высоком цоколе из искусно обработанного белого камня, добывавшегося под Москвой. Лопатки с капителями как бы поддерживают арки с килевидным завершением. Такое же килевидное завершение имеют окна и порталы. Пространство от фасадных стен к основанию купола по крыше заполняют «кокошники вперебежку». Фасады украшает узорная белокаменная лента, опоясывающая храм по периметру. Вход с запада некогда имел крыльцо. Пирамидальная композиция храма придает ему особую собранность и устремленность ввысь. Арки с килевидным завершением, объединенные диагональными кокошниками, визуально превращают среднюю часть храма в киворий – шатер на колоннах, который в византийских храмах устанавливали над престолом в алтаре, акцентируя на нем внимание.
-
Во второй половине XV столетия в русской архитектуре стали заметны новые строительные тенденции, получившие в тот же период развитие в Италии под названием ренессансные. Женитьба Ивана III на византийской принцессе Софье Палеолог стала причиной появления в Москве итальянских зодчих с их новыми строительными приемами, что нашло отражение при грандиозной перестройке Московского Кремля. Ренессанс – французское название переломной исторической эпохи в развитии итальянского, а затем всего европейского искусства XV-XVI вв., ориентированного на античность и греческий ордер.
-
В первую очередь известняковые стены были заменены кирпичными и возведены башни – Беклемишевская, Водовзводная, Тайницкая, Спасская и другие. Стремясь создать резиденцию, которая соответствовала бы мощи и великолепию его царства, Иван III в 1475 г. приступил к сооружению нового Успенского собора.
-
Сооружение Успенского собора было поручено архитектору Фиораванти, прозванному за «строительную мудрость» по имени древнегреческого философа Аристотелем. Поскольку Успенский собор рассматривался как главный храм Московского государства, за образец был взят главный одноименный храм города Владимира, дабы подчеркнуть культурную преемственность Москвы от Владимиро-Суздальского княжества. Фиораванти воспроизвел в кремлевском соборе конструктивную основу владимирского собора, который представлял собой несколько вытянутый с запада на восток прямоугольный объем с шестью столбами, тремя нефами, тремя апсидами. Стены на фасадах обоих соборов разделены лопатками на прямоугольные отрезки – прясла, завершенные закомарами. Плоскость стен украшают аркатурный пояс и нарядные перспективные порталы. Венчают собор пять куполов.
-
-
Несмотря на внешнее сходство, московский собор, обогащенный ренессансными деталями, производит совершенно другое, новое для культового зодчества впечатление. Особую компактность и строгость силуэта обеспечивают равные по ширине и высоте прясла с закомарами, что отражает новый способ организации внутреннего пространства. Суровую гладь стен оживляет аркатурный фриз, расположенный ниже середины здания и визуально усиливающий его массивность. Тот же эффект дают близко поставленные купола. В целом собор выглядит величественно и нарядно.
-
-
Еще наряднее и великолепнее Успенский собор изнутри. Для скрепления стен и сводов Фиораванти использовал железные связки взамен традиционных деревянных. Это позволило облегчить давление сводов и организовать внутреннее пространство храма по-новому. Во-первых, нефы стали более широкими и равными по высоте и длине. Во-вторых, массивные столбы, поддерживающие свод, были заменены легкими и тонкими колоннами. А отсутствие хоров и возможность охватить взглядом пространство храма целиком от входа создает впечатление небывалого простора.
-
Почти светское изящество приобрела царская усыпальница – Архангельский собор, перестроенный АлевизомФрязином Новым в 1508 г.
-
Сохранив традиционные формы русского пятиглавого храма с хорами, Алевиз Новый в наружном убранстве применил пышные архитектурные детали итальянского ренессансного палаццо. Сходство с двухэтажным ренессансным дворцом собору придают, во-первых, пояс-карниз, делящий стену; во-вторых, пилястры коринфского ордера вместо традиционных лопаток; в-третьих, роскошные раковины в закомарах. Богатая резьба порталов также не оставляет сомнений в ее стилевой принадлежности к венецианскому Возрождению. Однако все эти ренессансные детали так органично соединились с русскими архитектурными формами, что не нарушают внешнее восприятие храма как традиционно православного.
-
Дальнейшая эволюция московской архитектурной школы пошла по пути уникального сплава образа храма-кивория и ренессансных элементов, в результате чего сложился новый тип столпообразного шатрового храма-монумента. Строительство таких храмов относится к времени правления Василия III и Ивана IV Грозного. Первой каменной шатровой постройкой, форма которой, как сообщает летопись, «не бывала прежде того на Руси», стала церковь Вознесения в селе Коломенском, сооруженная по велению Василия III в 1531 г. в честь рождения наследника - Ивана IV.
-
-
Основной объем коломенской церкви представляет собой высокий, квадратный в плане четверик, словно вырастающий из высокого основания с галереями-«гульбищами» и живописными лестницами. Выступающие с четырех сторон прямоугольные объемы той же высоты придают церкви в плане форму креста. Многоярусный пояс килевидных кокошников органично переводит могучий столп крестообразного четверика в восьмерик – архитектурное сооружение, имеющее в плане восьмиугольник. Завершает всю конструкцию устремленный в небо восьмигранный шатер, украшенный по плоскостям, будто жемчугом, сеткой тесаных камней и увенчанный маленькой главкой. Впервые в древнерусской архитектуре так тонко и изящно была выражена идея вознесения души к Бог: знак материального мира (четверик) плавно переходит в знак бесконечности (восьмерик) и в символ божественного совершенства (треугольники шатровых граней).
-
-
Не только стремительная вертикаль храма, но и декор свидетельствует о разрыве с византийской традицией. Мощные пилястры, оформившие все выступающие углы коломенского храма, антаблемент над ними, капители напоминают о классическом ордере; прорисованные по плоскостям стен четверика треугольники – о западноевропейской традиции; геометрическая вязь кирпичной кладки шатра – об арабо-мусульманской. Шатровое завершение, восходящее к русскому язычеству, придает храму, построенному из белого камня, легкость и воздушность.
-
-
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Вопросы Творческое задание 1. Каким образом архитектура храма отражает ключевые идеи времени? 2. Какие архитектурные и декоративные элементы соборов начала XVI в. свидетельствуют о преемственности московского зодчества от владимиро-суздальского и ренессансного? 1. Составьте рассказ в любом жанре с обязательным включением в него описания храмов: собора Св.Софии в Константинополе, церкви Покрова на Нерли, Успенского собора Московского Кремля, церкви Вознесения в Коломенском. 2. Подготовьте презентацию о соборах Московского Кремля.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.