Содержание
-
Урок рисования
- Муниципальное образовательное учреждение
- Большесудаченская средняя общеобразовательная школа Руднянского муниципального района Волгоградской области
- Автор : учитель рисования
- Черткова Валентина Ивановна
-
Тема урока:
- «Пейзаж.
- Его виды и характеры».
- «Старые дубы»,
- Николай Анохин, 1999 год
- «Грачи прилетели»
- Алексей Саврасов, 1871 год
-
Цель урока:
познакомить учащихся с различными видами и характерами пейзажа, картинами знаменитых художников и художников Волгоградской области.
-
Задачи урока
- Научить различать виды пейзажа и характер пейзажа;
- Развивать у учащихся пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус;
- Выполнить практическую работу, создав эскиз на тему: «Дорога, по которой мне хотелось пройти» ;
- Воспитывать доброжелательное отношение в коллективе, приучать к дисциплине;
-
Вопрос
- Кто в наше время не знает, что такое пейзаж?
- Пейзаж – это картина, на которой изображены лес, поле, река, море или город, деревня, железная дорога и т.д.
-
Определение пейзажа
- В энциклопедии Даля дается следующее определение пейзажа – это непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира.
- Иван Шишкин «Рожь», 1878 г.
- Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность), в живописи и фотоискусстве — тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город).
-
- Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра
- Городской пейзаж
- Морской пейзаж
- Сельский пейзаж
- Парковый пейзаж
- Архитектурный пейзаж
- Индустриальный пейзаж
-
Сельский пейзаж
- В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей средой.
- К этому виду пейзажа прибегали многие художники – ВасильевФ, А., Саврасов А. К., Левитан И. И., Коровин К. А., Шишкин И. И. и др.
- «Март», Исаак Левитан, 1895 год
-
Городской пейзаж
- Городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные.
- Городской пейзаж изображали М. Добужинский и А.П. Остроумова - Лебедева
- Маликова Дарья «Остановка Ангел»
- Волгоградская художница
-
Парковый пейзаж
- В нем изображают уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей.
- Такие пейзажи создавали С. Щедрин в 18 веке и А. Бенуа в конце 19 века.
- Мария Сид «Парковый пейзаж»
-
Морской пейзаж
- Марина рассказывает о своеобразной красоте то спокойного , то бурного моря.
- В Росси приверженцев этого пейзажа было очень немного, но самый яркий из них
- Н. Айвазовский.
- Ирина Мысова «Тихая бухта»
- Марина(ит. marina, от лат. marinus – морской) – один из видов пейзажа, объектом изображения которого является море.
- Волгоградская художница
-
Архитектурный пейзаж
- Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Но в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.
- К этому виду пейзажа обращались Н.К. Рерих, А.Н.Бенуа, П.П. Кончаловский и др.
- Архитектурный пейзаж – разновидность пейзажа, один из видов перспективной живописи, изображение реальной или воображаемой архитектуры в природной среде.
-
Индустриальный пейзаж
- Здесь художник стремится показать роль и значение человека – создателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций. Такой пейзаж появился в советское время. Он был вызван идеей восстановления народного хозяйства после разрушительных лет гражданской войны.
- Начало ему было положено в 20 – годах века картиной Б.Яковлева «Транспорт налаживается». Скупой живописно- повествовательный язык картины как бы сродни суровому времени. Поэтика индустриального пейзажа стала центральной темой творчества многих художников на протяжении всего XX века.
- Б.Яковлев «Транспорт налаживается».
-
Характер пейзажа
- Героический пейзаж
- Пейзаж настроения
- Исторический пейзаж
- Эпическийпейзаж
- Романтический пейзаж
-
Героический пейзаж
- Так можно назвать пейзаж, в котором природа представляется величественной и недоступной для человека.
- В нем изображаются высокие скалистые горы, могучие деревья, спокойная гладь вод и на этом фоне - мифические герои и боги. Так выглядит пейзаж в триптихе П. Корина «Александр Невский».
- Левая часть триптиха
- Центральная часть
- Правая часть триптиха
-
- Картина А. Рылова «В голубом просторе» написана в 1918 году, в ней аллегорически решен героико-романтический образ свободы и мужества: вольные птицы в вольном небе, крохотный парусник в звенящем пространстве, плывущий навстречу вестникам пробуждающейся земли.
- А. Рылов «В голубом просторе»
-
Пейзаж настроения
- С именем А. Саврасова связывают появление лирического пейзажа. («Грачи прилетели».)
- В. Поленов дал жизнь так называемому лирическому пейзажу, в котором присутствовал и бытовой жанр: «Московский дворик», «Березовая аллея в парке Абрамцева».
- Ученик А. Саврасова и В. Поленова, И.Левитан сочетал в своем творчестве эпическую и лирическую линию. «Он был одним из первых русских художников, кто начал писать голубые и фиолетовые тени на снегу, кто передал красоту тончайших оттенков цветовой гаммы летних сумерек и голубую прозрачность лунного света». Он утвердил в русском искусстве пейзаж, который называют «пейзажемнастроения».
-
Исторический пейзаж
- В пейзажном жанре находят свое косвенное воплощение исторические события, о которых напоминают изображенные архитектурные и скульптурные памятники, связанные с этими событиями. Такой пейзаж называют историческим. Он оживляет в памяти давно минувшее и дает ему определенную эмоциональную оценку.
- Представителями исторического пейзажа прежде всего надо назвать Н.Рериха и А.Васнецова. Оба увлекались археологией и были большими знатоками русской старины. В 1903 году Н. Рерих пишет «Изборские башни», «Крест на Труворовом городище», позже воскрешает ратное прошлое древнего города в картинах «Дозор», «Земля славянская». Художник поставил перед собой задачу воспеть языком живописи красоту древнерусского зодчества, убедить современников в огромной ценности памятников старины.
- А. Васнецов в городских пейзажах восстанавливал картины быта наших предков. Он писал Москву XVII века.
-
Эпический пейзаж
- Величавые картины природы, полные внутренней силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия характерны для эпического пейзажа. В некотором смысле идеальный образ русской земли, славной своими лесными богатствами, широкими полями и могучими реками, создал И. Шишкин.
- Характерна в этом отношении последняя большая работа Левитана - «Озеро», художник дал ей второе название - «Русь», обозначив таким образом эпическую программу произведения. В этом пейзаже художник стремится показать собирательный образ русской природы в ее характерном состоянии.
- И.И. Левитан «Озеро»
- И. Шишкин «Корабельная роща»
- И. Шишкин «Дорога в лесу»
- И. Шишкин «Лес»
-
Романтический пейзаж
- В пейзаже порой запечатлевается бунтарское начало, несогласие с существующим порядком вещей, стремление подняться над обыденным, изменить его. Грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра - мотивы романтического пейзажа.
- Дух романтизма присутствует в картинах Саврасова «Проселок» и «Рожь».
- Проникнуты романтическим чувством динамичные пейзажи Ф. Васильева.
- Художником-романтиком называли Айвазовского.
- В выдающемся произведении Рериха «Небесный бой» над волнистыми очертаниями холмов громоздятся облака - то клубящиеся, то прямые и острые, как стрелы.
-
Ответь на вопросы
- Какие пейзажи по виду изображения вы можете назвать?
- Как отличаются пейзажи по характеру?
- Какой пейзаж вам ближе по духу?
- Определите вид и характер пейзажей, нарисованных волгоградскими художниками.
-
Практическая работа
Выполнить эскиз на тему «Дорога, по которой мне хотелось бы пройти» или «Архитектурный пейзаж, который я хотел бы увидеть вокруг себя (пейзаж будущего, настоящего, прошлого)».
-
Анализ работ. Оценка
-
Спасибо за урок!
- Урок подготовила учитель рисования МОУ Большесудаченской средней общеобразовательной школы Руднянского муниципального района Волгоградской области
- Черткова Валентина Ивановна.
-
Картины Ивана Ивановича Шишкина
- «Полдень в окрестностях Москвы», 1869
- «За грибами», 1870
-
И. И. Шишкин «Корабельная роща»
-
И.И. Шишкин «Лес»
-
И.И. Шишкин«Дорога в лесу»
-
Картины ВасильеваФёдора Александровича
- «Деревня», 1869
- «Деревенская улица», 1868
- «Мокрый луг», 1872
-
Картины Саврасова Алексея Кондратьевича
- «Радуга», 1875
- «Море грязи», 1894
-
Алексей Кондратьевич Саврасов «Проселок»
-
Алексей Кондратьевич Саврасов «Рожь»
-
Картины КоровинаКонстантинаАлексеевича
- «Зима», 1894
- «Ранняя весна», 1870
- «Двор», 1904
-
Картины Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой
- «Фонтан и летний сад в инее», 1929
- «Амстердам», 1913
-
Картины Мстислава Валериановича Добужинского
- Домик в Санкт-Петербурге, 1905
- Петербург, 1914
- Лондон. Монумент, 1906
-
Картины Семёна Федоровича Щедрина
- «Пейзаж с руинами», 1799
- «Колонна с орлом в Гатчине», 1798
-
Картины Бенуа Александра Николаевича
- «Водный партер в Версальском парке», 1912
- «Водный партер в Версале», 1905
- «Версаль», 1906
- «Венецианский сад», 1910
-
Картины Ивана Константиновича Айвазовского
- «Восход луны в Феодосии», 1892
- «Бурное море ночью», 1853
-
Картины волгоградских художников
- Злобин Павел. У Волги, 2009 (Паласовка)
- Вероника Суровцева «Цветы в лесу», 1998
- Владислав Коваль «Зона»
-
Индустриальный пейзаж
- Алексей Бриков «Поезд»
- «Стройка Куйбышевской ГРЭС»
-
Пейзаж настроения
- А. Саврасов «Грачи прилетели», 1872
- В. Поленов «Московский дворик»
-
Левитан Исаак Ильич
- «Зимняя деревня»
- «Тихая обитель»
- «Деревня на излучине реки»
-
Левитан Исаак Ильич «Озеро»
-
Рерих Николай Константинович
- «Воскресный монастырь в Угличе»
- «Печора. Большая звонница»
-
Николай Рерих
- «Изборск. Башни»
- «Крест в Труворовом городище»
- «Дозор»
- «Земля славянская»
-
Н.К. Рерих «Небесный бой»
-
А. М. Васнецов
- «Московский дворик зимой»
- «Развалины дома»
- «Дом бывшего Археологического общества»
Посмотреть все слайды
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.