Презентация на тему "Происхождение христианских храмов"

Презентация: Происхождение христианских храмов
Включить эффекты
1 из 32
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Происхождение христианских храмов"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 32 слайдов. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Также представлены другие презентации по мировой художественной культуре (МХК) для 9-11 класса. Скачивайте бесплатно.

Содержание

  • Презентация: Происхождение христианских храмов
    Слайд 1

    Происхождение христианских храмов

  • Слайд 2

    Храм Ирода в Иерусалиме (19 г. до н.э. – 70 г. н.э.) Многие события земной жизни Иисуса Христа связаны с Иерусалимским храмом

  • Слайд 3

    В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм для посвящения Богу.Дева Мария и Иосиф были бедны, поэтому принесли в качестве полагающейся жертвы двух голубей. Старец Симеон, которому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя встретил в храме Деву Марию с Младенцем и, взяв Его на руки, сказал: «Теперь я могу умереть спокойно, потому что мои глаза увидели Спасителя мира». В храме была вдова Анна пророчица, 84 лет, которая сказала присутствующим, что этот Младенец есть Спаситель мира.

    «Сретение Господнее» (современная русская икона)

  • Слайд 4

    Ежегодно на праздник Пасхи родители Иисуса посещают Иерусалим для участия в храмовом богослужении. В одно из таких посещений двенадцатилетний отрок Иисус остается в храме, родители ищут Его и затем находят сидящим среди учителей и спрашивающим их. На упрек Матери Иисус отвечает: Зачем вам было искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?«Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем». (Евангелие от Луки, гл. 2)

    «Двенадцатилетний отрок Иисус в храме» (Современная коптская икона) «Преполовение» (Современная греческая икона)

  • Слайд 5

    Во время своей земной жизни Иисус Христос посещал Иерусалимский храм, заботился о порядке в нем и его благолепии. «Приближалась пасха иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли». «И говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников».

    Своим примером Иисус Христос освятил обычай совершать богослужения в храме, освятив саму идею храма и необходимость в нем. «Изгнание торгующих из Храма» (Современная русская икона) «Изгнание торгующих из храма» (Мануил Панселин. XIII в. Фреска собора Протата в Карее, Афон)

  • Слайд 6

    В беседе с самарянкой Иисус Христос сказал, что наступит время, когда Богу будут поклоняться не в одном только Иерусалимском храме, но и в других местах.

    «Христос и самарянка» Современная коптская икона

  • Слайд 7

    Молился Иисус Христос не только в храме. Тайную вечерю со своими учениками Он совершил в частном доме –Сионской горнице. Предание гласит, что в ней же на учеников, собравшихся вместе в день Пятидесятницы, видимым образом сошел Святой Дух. Именно в этом доме, где Богом были утверждены церковные таинства и сама Новозаветная Церковь, апостолы и их первые ученики «преломляли хлеб» - совершали Божественную литургию. Поэтому Сионская горница называется матерью всех христианских церквей.

    Иерусалим

  • Слайд 8

    Одно из помещений перистильного дома представляла собой продолговатую комнату, разделенную рядами колонн на три части и являлась главной в гостевой части дома - называвшуюся«икос» или «экус». «Сионская горница» относилась к этому типу комнат перистильного дома.

    Иерусалим, «Сионская горница» Наиболее распространенным типом богатого жилого дома начала I в. н.э. был перистильный тип.

  • Слайд 9

    Перистильный тип жилого домаПланировочная система перистильного дома включала в себя две части: жилую и гостевую. В гостевую (парадную) часть дома имелся изолированный вход со стороны улицы. Центром композиции гостевой (парадной) части являлся открытый внутренний двор – перистиль – окруженный по периметру колоннами. Все помещения, окружавшие двор, имели выход в него и через него же освещались. Экус являлась одной из комнат в гостевой части дома и его пространство разделялось колоннами на 3 части.Среднее пространство экуса иногда бывало выше и шире боковых.

    1 – Атрий (внутренний двор жилой части дома); 2 – Таберна (торговая лавка или мастерская); 3 – Крылья атрия; 4 – Переход (отдельный вход в гостевую часть дома; 5 – Перистиль (двор гостевой части); 6 – Экседра (комната или столовая, служившая местом отдыха, собраний, бесед) 7 –Таблинум (Помещение главы семьи - предназначалось для деловых встреч и приема клиентов, а также для хранения документов (табличек с записями). 8 – Экус (икос). Иерусалим. «Сионская горница»

  • Слайд 10

    Гонения на христиан со стороны иудеев и принятие в христианскую общину язычников (без обрезания) прервали связь апостолов и их учеников с Иерусалимским храмом.

    Общинный христианский дом в Дура - Европос, Сирия. 231 г. В период гонений появляются первые здания, построенные специально для совершения христианских богослужений, но внешне не отличающиеся от жилых домов. А – Вход; В – Двор – атриум; С – Вход на уровень баптистерия; D – Баптистерий; Е – Купель; F – Помещение для оглашенных (притвор); G – «Церковь». Лишь войдя внутрь, можно было — благодаря настенным изображениям и предметам церковного обихода — понять, что человек оказался в храмовом помещении. G F B D А

  • Слайд 11

    Гонения на христиан заставляли их искать иных мест для собраний и богослужений. Такими местами стали катакомбы - обширные подземелья в древнем Риме и в других городах Римской империи, служившие христианам убежищем от преследований, местом богослужений и погребений.

    Ниши –локулы; Кубикулы; Крипта; Капелла. 3 1 2 4 2 Б В Г Д А А. Алтарь; Б. Амвон; В. Солея; Г. Апсида; Д. Престол; Е. Притвор Катакомбные церкви(II – нач. IV вв.) Е 1 1 1

  • Слайд 12

    Римские катакомбы(II – нач. IV вв.)

    Катакомбы Присциллы в Риме

  • Слайд 13

    По своему устройству катакомбы представляют собой сеть переплетающихся коридоров или галерей, на протяжении которых встречаются более или менее обширные комнаты: малые, средние и большие.

    Ниши – локулы Кубикулы

  • Слайд 14

    Согласно описанию крипт и капелл те и другие имели в плане форму четырехугольникас колоннами для поддержания потолка. Применительно к потребностям христианского богослужения передняя часть крипт и капелл предназначалась для духовенства, а остальная для мирян. В стенах крипт и капелл могли устраиваться специальные углубления для погребения усопших, а сами стены украшались священными изображениями. Для перекрытия крипт и капелл применялись как плоские, так и сводчатые, и арочные конструкции

    Место для духовенства Место для верующих Крипта Схема принципиального решения Катакомбы св. Себастьяна в Риме Крипта

  • Слайд 15

    РимКатакомбы св. Себастьяна Крипты(Реконструкция)

  • Слайд 16

    Капеллы отличались от крипт не только большею величиною, но и внутренним решением.В глубине капеллы находилась полукруглая экседра (апсида). В центре этого полукружия обычно помещалась гробница мученика, служившая престолом для приготовления Таинства Евхаристии. По сторонам престола располагались места для священнослужителей. Аспидная часть крипт и капелл, как правило, приподнята над их средней частью. Если крипта или капелла строились близко к поверхности земли, то в средней части храма вырезался люминарий - колодец, выходящий на поверхность, откуда проникал дневной свет. Перед входом в капеллы устраивались небольшие тамбуры – притворы – для нахождения в них оглашенных (готовящихся принять крещение) и кающихся.

    Капелла Схема принципиального решения А Б В 1 2 3 4 5 А – Алтарь; Б – Церковь (место для молящихся); В – Притвор (место для оглашенных и кающихся); 1 – Апсида; 2 – Престол; 3 – Амвон; 4 – Солея; 5 – Люминарий; 6 – Алтарная преграда. 6 Рим, катакомбы Домитиллы

  • Слайд 17

    Рим, катакомбы Домитиллы

  • Слайд 18

    Планировочное решение катакомбных церквей традиционно связано с планировкой «Сионской горницы» : их внутреннее пространство разделено рядами колонн на части – нефы.

    Перистильный дом («Сионская горница») Катакомбные церкви (крипты, капеллы) Крипта Капелла

  • Слайд 19

    Архитектура древнейших катакомбных христианских храмов являет законченный тип церкви, разделенной на три части, с алтарем, отделенным преградой от остального храма. Но при сформированности объемно – пространственного решения катакомбного храма не решен его внешний облик. Иерусалимский храм I II III I II III Деление на три части внутреннего пространства катакомбного храма аналогично делению Иерусалимского храма

  • Слайд 20

    С момента принятия Римом христианства как государственной религии (391 г.), встал вопрос о создании христианского храма, олицетворяющего в своем образе идею христианства.При этом объемно – пространственное решение храма должно сохранять уже сформировавшиеся в катакомбных церквах традиции и вмещать большое количество молящихся.В III – IV веках в Римской империи самыми красивыми и вместительными зданиями были базилики.Слово «базилика» - происходит от «базилевс» - «Царь и судья». В античном Риме базилики не имели религиозной функции и выполняли судебно-административным учреждением. Здания базилик были построены по плану продолговатого четырехугольника, внутреннее пространство которого делилось рядами колонн на три части (нефы), имели экседры и портики.

    Базилика Максенция – Константина (308 – 312 гг.)

  • Слайд 21

    После принятия Римом христианства здания базилик после определенных изменений были отданы под первые христианские храмы.

    1 2 1 2 Римская базилика – судебно – административное здание Римский христианский храм - базилика

  • Слайд 22

    Раннехристианские храмы – базиликиАрхитектурная традиция сформировавшаяся в катакомбных храмах и Сионской Горнице (четырехугольная форма плана, деление пространства на части колоннами, наличие экседры – апсиды), была причиной того, что христиане могли безбоязненно, не опасаясь разлада с церковной древностью и духом христианской веры, строить свои храмы по типу базилик.

    1 2 3 1 – базилика Сан-Джованни ин Латерно в Риме (~313 ~318 гг.); 2 – базилика Рождества Христова в Вифлееме, построенная, согласно преданию, над местом рождения Иисуса Христа (~333 г.); 3 – базилика монастыря Курси (Палестина). Кон. V в. С В

  • Слайд 23

    Базилика Рождества Христовав Вифлееме (~ 333 г.)

  • Слайд 24

    Христианские храмы III – IV вв. имели определенные внешнюю и внутреннюю форму и вид, а именно: форму продолговатого четырехугольника с небольшим выступом при входе и закруглением на противоположной входу стороне. Внутреннее пространство этого четырехугольника разделяется рядами колонн на три, а иногда и пять частей, называемых «нефами» или «кораблями». Центральный неф, а иногда и боковые оканчивались полукруглым выступом (апсидой). Средний неф был больше и выше боковых; в самой верхней, выступающей части среднего нефа устраивались окна, находившиеся иногда и на наружных стенах боковых нефов. Со стороны выхода находилось преддверие, называемое «притвором» (или нарфиксом) и «портик» (крыльцо).

    В С Отличительными чертами планировочного решения и архитектуры такого христианского храма, начиная с IV века, являются: Ориентация алтаря на восток; Разделение внутреннего пространства на нефы рядами колонн; Обилие света, направленного сверху; Наличие открытого двора - атриума со стороны входа. Этот тип храма носит название церковной базилики или продольного храма. Атриум – двор перед христианской церковью – «райский сад» Римский христианский храм - базилика

  • Слайд 25

    Базиликальный храм был единственной формой культового христианского здания вплоть до переноса столицы Римской империи в Византию (324 г.). Начиная с этого периода, и в особенности с момента официального разделения Империи на Западную и Восточную (395 г.), образуются новые типы храмов соответствующих различной стилистике и объемно – пространственным решениям.

    Римский христианский храм – базилика (продольный храм) Рим Базилика св. Петра 324 г. (Реконструкция)

  • Слайд 26

    395 г. Разделение Римской империи на Западную и Восточную Развитие формы Средневековой базилики 3 1 – Средокрестие; 2 - Апсида; 3 – Ориентализирующие капеллы; 4 – Лучевые капеллы; 5 - Нартекс Трансформация планировочного решения Римской христианской базилики Конец IV - X вв. Западная Римская империя Восточная Римская империя Византия Конец IV в. V в. VI в. VII в. Разрез А - А

  • Слайд 27

    988 г.Крещение Руси Принятие христианства от Византии

    Приняв христианскую веру, священнослужителей и систему богослужения, Русь позаимствовала из Византии крестово-купольную систему решения каменных храмов. Крестово-купольная система на Руси была серьезно переработана, и таким образом, изначально приобрела существенные отличия в объемно – планировочном решении русских храмов от византийских. Церковная архитектура начинается на Руси с утверждением христианства. «Крещение Руси» Современная икона, Россия Киевская Русь (X – XI вв.)

  • Слайд 28

    Отличия русских и византийских крестово-купольных храмов

    Монастырь Осиос Лукас в Фокиде (Конец X – 1-я пол. XI в.) Церковь Успения Богоматери (Десятинная церковь) в Киеве 989 – 996 гг. Первый каменный христианский храм Руси

  • Слайд 29

    Церковь Панагии Горгоэпикоос в Афинах (X в.) Церковь Успения Богородицы в Дафни (пер. пол. XI в.) Византийские и русские крестово-купольные храмы X – перв. пол.XI вв. Спасо-Преображенский собор в Чернигове (~1036 г.) Храм св. Софии в Киеве (1017 – 1034 гг.) Храм св. Софии в Новгороде (1045 г.) Храм св. Софии в Полоцке (~ 1050 г.) Византия Русь

  • Слайд 30

    Византийские, русские и западно - европейские храмы XI – XIV вв. Западная (католическая) церковь Разделение христианской церкви на: Западную (католическую) – центр в Риме и Восточную (православную) – центр в Константинополе I II III Византия Планы романских соборов (XI - перв. пол XII вв..) План готического собора (Вт. пол XII- XIV вв.) 1054 г. Романский и готический стили Церковь Богородицы Паммакаристы (Радующейся) в Константинополе (вт. пол. XIII – нач. XIV вв.) Церковь Апостолов в Фессалониках1312—1315 гг. Русь 1 2 Собор Кирилловского монастыря. Киев, (1146 г.); Спасо-Преображенский собор в Переяславле Залесском (1152 – 1157 гг.); Собор Спасо-Евфросиньева монастыря в Полоцке (сер. XII в.); 4. Собор Федора Стратилата «на ручью» в Новгороде (1360 – 1361 гг.); 5. Храм Покрова на Нерли (1165 г.); 6. Собор Перынского скита в Новгороде (XIII в.); 7. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде (1347 г.) Восточная (православная) церковь) 5 1 2 3 4 6 7

  • Слайд 31

    29 мая 1453 г.Взятие турками - османами Константинополя - столицы Византийской империи, приведшее к окончательному ее падению. 

    Жан-Жозеф Бенжамен-Констант «Султан Мехмед II в покоренном Константинополе» Константинополь, переименованный в Стамбул, стал столицей Османской империи. Османская империя

  • Слайд 32

    После гибели Византии новым оплотом Православия стала Русь.

    «Константинополь пал, потому что отступил от истинной Православной веры. Но в России эта вера все еще жива, – Вера Семи Соборов, какой Константинополь передал ее Великому князю Владимиру. На земле существует только одна истинная Церковь – Церковь Русская» Филипп I, митрополит Московский, 1458 г. 1 2 Церковь 3 4 5 Дьяконник (ризница) 6 Алтарь; Средняя часть храма (церковь); Красные врата; Притвор или трапезная; Колокольня, звонница; Паперть. в В Иконостас Притвор или трапезная

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке