Презентация на тему "Театр и музыка Средневековья"

Презентация: Театр и музыка Средневековья
Включить эффекты
1 из 29
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.1
9 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Театр и музыка Средневековья" по мировой художественной культуре (МХК). Презентация состоит из 29 слайдов. Для учеников 8-10 класса. Материал добавлен в 2016 году. Средняя оценка: 4.1 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 1.58 Мб.

Содержание

  • Презентация: Театр и музыка Средневековья
    Слайд 1

    Раздел 5 Театр и музыка Средневековья X - XV века

  • Слайд 2

    Вопрос: Какое место занимает музыка в Средние века? Музыка Средневековья

  • Слайд 3

    В музыке Средневековья господствует монодический склад. То есть под сводами собара звучал одноголосый мужской хор. Музыка была преимущественно анонимной. 606 год- кодификация папой Григорием Великим свода песнопений католической церкви в «Григорианском антифонарии», где установил соответствие музыки разным этапам службы. В определённый день церковного календаря исполнялись Григорианские хоралы.

  • Слайд 4

    Вопрос: Каков характер этой музыки? Звучит №1 и №2

  • Слайд 5

    Григорианские хоралы , которые делились на две группы: - распевные, связанные с формированием мессы - речитативные, связанные с формированием пассионов.

  • Слайд 6

    Месса- католическое богослужение. Название «месса» происходит от латинского выражения «Ite, missa est ecclesia» – «Идите, собрание распущено». Этими словами на заре христианства из церкви удалялись перед началом богослужения лица, проходившие испытание; в церкви могли оставаться только принятые в общину. Текст мессы обычно поется, реже – читается. Язык месс – латинский. Мессы бывают: обиходные (Ordinarium) заупокойные (Requiem) торжественные (Solemnis). Месса имеет 6 частей: Кyrieeleison («Господи, помилуй»), Gloria («Слава в вышних»), Сredo («Верую»), Sanctus («Свят»), Benedictus («Благословен»), Agnus Dei(«Агнец Божий»).

  • Слайд 7

    Пассионы-повествование о Страстях Господних, исполнялись на Пасху. Это крупное произведение, основанное на псалмодии – произнесения Евангелия нараспев. В них был развит элемент театральности. Речитативные разделы чередовались с вокальными – хоровыми.

  • Слайд 8

    Литургическая драма – более народная, светская по духу, театральная. С середины 1 тыс. Страсти Христовы стали обрастать бытовыми подробностями, жанровыми сценками, что вызвало беспокойство церкви, и, в результате произошло отделение от пассионов другого жанра, более народного и театрального – литургической драмы. Она исполнялась в любое время, сюжеты – библейские. Допускались не только речетативы и мелодии типа Григорианского хорала, но и лирические песни, музыка шествий, танцев. В этом жанре была возможность участия ансамбля.

  • Слайд 9

    Первые образцы полифонии : имитационные, контрапунктические (cantus firmus- техника пения на основную мелодию), бурдонные ( один выдержанный звук в основе). Вопрос: Какой из этих трёх образцов представлен в музыкальном отрывке? Звучит органум 10 На певческую практику Англии и Франции влиял несохранившийся до наших дней фольклор этих стран. Именно в них на рубеже тысячелетия в церковной практике начало появляться многоголосие.

  • Слайд 10

    Жанры полифонии: канон, органум ( подобие звучания), мотет ( светский, mot- «слово»). Большой популярностью пользовались мотеты как духовные так и светские, каждый голос которого мог звучать на разных языках или с разными текстами. Порой это выглядело, как вызывающее озорство.

  • Слайд 11

    Вершиной многоголосия стала школа Нотр-Дам. Первые композиторы школы – ЛЕОНИН (12 век) и ПЕРОТИН (13 век)

  • Слайд 12

    Изобретатель линейной нотации – ГВИДО из Ареццо. (995-1050гг.)

  • Слайд 13

    Звучит №16 «Земляничка свежая». После Крестовых походов важную роль играет рыцарская культура, на которую повлияли идеалы и ценности светской жизни арабского Востока. Впервые в европейской культуре появились темы любви, подвига, верности рыцарскому долгу, красоты природы, весёлого пиршества. Формируется камерная светская музыка. Проводились «музыкальные турниры»: там музыканты-рыцари демонстрировали своё искусство сочинять, петь, играть.

  • Слайд 14

    Камерная светская музыка. Рыцари-музыканты: трубадуры, трувэры (Франция) – Пейре Видаль, Бернар де Вентадор и др., миннезингеры (Германия)- Вальтер фон дер Фогельвейде и др. Сирвента - эпическая песня о рыцарских подвигах. Канцона, Альба, Лид- лирические песни. Звучит №7 Вальтер фон дер Фогельвейде, Кансона Это любовная лирика. Обратите внимание на повторы, которые связаны с периодичностью поэтической речи, а сопровождение в основном дублирует вокальную партию.

  • Слайд 15

    Иная сторона музыкальной культуры Средневековья была представлена обширным сословием народных музыкантов. Городские музыканты: шпильманы (Германия), гистрионы- музыканты-циркачи (Франция), голиарды-беглые монахи, ваганты - бродячие студенты университетов. Менестрели-придворные музыканты. Вопрос: Чем отличаются эти произведения от музыки миннезингеров и трубадуров? Звучит шуточная песня школяра №6 и городская песня №8 Ярко выраженное ритмическое начало и повторы, что образует популярную форму-рондо( круг, чередование темы- рефрена и других тем.) Форма рондо- открытие светской песни 12-13 вв.

  • Слайд 16

    Выводы: Музыкальное искусство Средних веков- первый этап синтезамногих музыкальных традиций. На контрасте полуязыческой светской музыки и христианской строилось разнообразие музыкальных переживаний людей того времени. Оно было полно противоречий: жестокость и убогость реальной жизни, которую музыка должна была скрашивать, и возвышенная духовность храмового музыкального действия, позволявшая на короткое время забыть нужды тела и опасности, его подстерегавшие за порогом соборов и монастырей. Дух вольности противостоял тяготам жизни.

  • Слайд 17

    Вопрос: Что неверно на этом рисунке? Ответ: Современная гитара. Её не знали музыканты Средневековья.

  • Слайд 18
  • Слайд 19

    Домашнее задание: Выпишите в тетрадь виды музыкальных инструментов, бытовавших в Средневековье. Дайте определения терминам: Месса, пассионы, менестрель, мейстерзингер, миннезингер, трубадур

  • Слайд 20

    СЛОВАРЬ Мейстерзингер – поэт и певец в Германии XIV-XVI вв. Миннезингер – (немецкое Minnesinger – певец любви), средневековый немецкий поэт, певец, автор и исполнитель рыцарской («любовной») лирики. Менестрель – средневековый музыкант и поэт, обычно состоявший на службе при дворе какого-либо знатного феодала во Франции. Месса – многочастное произведение церковной музыки для хора, иногда с участием певцов-солистов и инструментальным сопровождением. Исполняется в католических церквах. Пассионы - повествование о Страстях Господних, исполнялись на Пасху. Трубадур – (провансальское trobar – изобретать, слагать стихи). странствующий поэт и певец в Южной Франции в эпоху средневековья. Трубадурами были, в основном, выходцы из высшей знати. Основным предметом творчества трубадура была любовная лирика. Трувер – поэт-певец Северной Франции XII-XIII вв. Лирическая поэзия труверов сложилась под влиянием поэзии трубадуров. Поэзия труверов была ближе к народному творчеству в сравнении с творчеством трубадуров.

  • Слайд 21

    Раздел 5 ТЕАТР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

  • Слайд 22

    Средневековый театр отразил идеалы и принципы христианского вероучения. Во время религиозных праздников в соборах или на паперти устраивались театрализованные религиозные представления.

  • Слайд 23
  • Слайд 24

    литургическая драма (см. выше) с XII века разыгрывается не внутри храма, а на паперти – площади перед собором. Кроме возвышенных текстов стали использовать и комические, грубоватые, к которым церковь относилась неблагосклонно. После изгнания драмы из соборов начинается широкое использование костюмов, масок и декораций. Особенности: - использование музыки диалогов авторских ремарок

  • Слайд 25

    В XIII веке возникает новый жанр – спектакли, связанные с чудесами - миракли(от «чудо»), а затемморалите, носящие назидательный, поучительный характер и мистерии (от «таинство, посвящённое важному событию»)

  • Слайд 26

    ФАРС Народная комедия. От слова «фарш, начинка». Сперва фарсы использовали как «начинку» в скучных мистериях. Но истоки фарса в народных праздниках, карнавалах. Возник не раньше XV века, был предшественником итальянского театра Возрождения.

  • Слайд 27
  • Слайд 28

    Разнообразные виды средневекового досуга: представления жонглёров, игры, шахматы, карнавалы

  • Слайд 29
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке