Содержание
-
Возрастной символизмкультуры
-
Возраст – это одна из фундаментальных и сложных категорий психологии развития. Формально его определение имеет 2 значения, оба из которых широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи – это абсолютный и условный возраст.
-
Абсолютный (календарный, или хронологический) возраст - выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения.
-
Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков.
-
В науке возрастные категории выглядят чрезвычайно сложными и противоречивыми. Как указывает И.С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.
-
Первая система отсчета -это индивидуальное развитие, описываемое в таких понятиях, как «онтогенез», «течение жизни», «жизненный путь», «жизненный цикл», «биография»; его составляющие («стадии развития», «возрасты жизни» и т.п.) и производные («возрастные свойства»). Вторая система отсчета – социально-возрастные процессы и социально-возрастная структура общества, описываемые в таких терминах, как «возрастная стратификация», «возрастное разделение труда», «возрастные слои», «возрастные группы», «поколение», «когортные различия» и т.д. Третья система отсчета – возрастной символизм, т.е. представления о возрастных процессах в культуре, то, как их воспринимают и символизируют представители разных социально-экономических и этнических общностей и групп («возрастные обряды», «возрастные стереотипы» и т.п.).
-
Возрастной символизм культуры – система представлений об основных этапах жизненного цикла индивида, находящая выражения в системе возрастных субкультур.
-
Как подсистема культуры он включает в себя следующие взаимосвязанные элементы:
-
Нормативные критерии возраста- принятая культурная возрастная терминология, жизненного цикла с указанием длительности и задач его основных этапов, которая фиксируется не жизненный путь индивида, а именно жизненный цикл как нечто повторяющееся, обязательное и нормативное.
-
Аскриптивные возрастные свойства или возрастные стереотипы – черты и свойства, приписываемые культурой лицам данного возраста и задаваемые им в качестве подразумеваемой нормы.
-
Символизация возрастных процессов – представления о том, как протекают или должны протекать рост, развитие и переход индивида из одной возрастной стадии в другую;
-
Возрастные обряды – ритуалы, посредством которых культура структурирует жизненный цикл и оформляет взаимоотношения слоев, классов и групп.
-
Возрастная субкультура – специфический набор признаков и ценностей, по которым представители данного возрастного слоя, класса или группы осознают и утверждают себя в качестве «мы», отличного от всех остальных возрастных общностей.
-
РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО ВОЗРАСТНОЙ СИМВОЛИЗМ
-
Возрастной символизм оказывает непосредственное влияние на содержание и методы социализации детей, которая всегда так или иначе соотносится с подразумеваемым, имплицитным каноном человека вообще и каноном ребенка - в частности. Однако обряды эти многозначны. В пределах одной и той же европейской культурной традиции налицо несколько разных образов ребенка:
-
1. Традиционный христианский взгляд, усиленный кальвинизмом, что новорожденный несет на себе печать первородного греха и спасти его можно только беспощадным подавлением его воли, подчинением родителям и духовным пастырям;
-
2. Точка зрения социально-педагогического детерминизма, согласно которой ребенок по природе не склонен ни к добру, ни к злу, а представляет собой чистый лист, на которой общество или воспитатель могут написать что угодно;
-
3. Точка зрения природного детерминизма, согласно которой характер и возможности ребенка предопределены до его рождения, этот взгляд типичен не только для генетики, но и для средневековой астрологии;
-
4. Утопически-гуманистический взгляд, согласно которому ребенок рождается хорошим и добрым и портится только под влиянием общества, эта идея обычно ассоциируется с романтизмом, но ее защищали также некоторые гуманисты эпохи Возрождения, истолковывавшие в этом духе старую христианскую догму о детской невинности.
-
Таким образом, психическое развитие ребенка и подростка интенсивно и охватывает все сферы. Оно имеет общие закономерности, прежде всего потому, что условия жизни в это время однотипны. В семье, детском саду и школе осваиваются основные нормы поведения и отношений со взрослыми и сверстниками, наиболее важные виды деятельности – непосредственно-эмоциональное общение с матерью, манипулирование предметами, игра, учение.
-
Стадии развития взрослого человека. Периодизаций возрастного развития довольно много. В зрелости уже не будет качественных изменений («метаморфоз») в развитии психологических процессов: взрослый человек имеет творческое мышление, произвольную смысловую память, произвольное внимание, развитые формы речи, включая письменную, и т.д. Отдельные их показатели колеблются в том или ином диапазоне, но таких существенных сдвигов, как в детстве, в зрелости не наблюдается.
-
Шарлотта Бюлер выделила следующие пять этапов или, как она пишет, пять фаз жизненного пути личности: 1. до 16-18 лет – нет семьи и профессии, 2. 18-30 лет – предварительное определение профессии, спутника жизни, 3. 30-50 лет – зрелость, самореализация в выбранной профессии и семье, 4. 50-65 лет – стареющий человек, у которого к концу периода исчезают жизненные цели и самоопределение, 5. 65-70 – до смерти – старый человек, без социальных связей и целей существования.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.