Презентация на тему "«Золотой век» французского театра классицизма."

Презентация: «Золотой век» французского театра классицизма.
Включить эффекты
1 из 53
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "«Золотой век» французского театра классицизма." по мировой художественной культуре (МХК). Презентация состоит из 53 слайдов. Для учеников 10 класса. Материал добавлен в 2021 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 2.91 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    53
  • Аудитория
    10 класс
  • Слова
    мхк
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: «Золотой век» французского театра классицизма.
    Слайд 1

    Театр XVII века

    «Золотой век» французского театра

  • Слайд 2

    Эпоха Возрождения во Франции не была отмечена особым расцветом театрального искусства. Предпринимаемые попытки создания новой драмы не имели успеха, публика по-прежне­му отдавала предпочтение средневековым фарсам и итальянской комедии масок. В XVII—XVIII вв. ситуация стала меняться, именно во Франции были сформулированы и получили дальнейшее разви­тие основные принципы классицистской драмы.

  • Слайд 3

    Основные принципы драматургии и театра классицизма:

    Строгое следование лучшим образцам античной драмы, соответствие учению Аристотеля и Горация. Соблюдение закона трех единств: места, времени и дей­ствия. Верность природе, правдоподобие. Постоянство характеристики героев. Характер героя должен быть выдержан от начала до конца пьесы.

  • Слайд 4

    Строгое деление на жанры.Трагедия призвана очищать людские нравы страхом и страданием.Комедия призвана исправлять человеческие нравы посредством осмеяния героев пьес. Неожиданная поучительная раз­вязка действия. Любая пьеса должна внушить зрителю мысль, что порок спра­ведливо наказан, а добродетель торжест­вует. Строго следовать всем этим принципам было трудно, они постоянно нарушались и своеобразно трансформировались в творчестве драматургов.

  • Слайд 5
  • Слайд 6

    Особенности классицистического театра:

    Знатная публика размещалась на галереях и в ложах; стоячий партер предназначался мужчинам; Сцена, освещенная свечами, закрепленными в стенах, была маленькой. По английской моде с каждой стороны сцены располагались места для высоких гостей; Различного рода машины позволяли имитировать природу (двигающиеся волны, плывущие по небу облака); Театральное представлениесо спецэффектами Пале Кардиналь. Париж

  • Слайд 7

    Декорации и пышные костюмы не соответствовали изображаемому времени; Спектакль открывал автор, или ведущий актер со словами благодарности своему покровителю; Актёры часто играли в линию на авансцене; Действие прерывалось выходами актеров на поклон; Декорации театра в XVII веке

  • Слайд 8

    Для передачи на сцене различных чувств выработалась система интонаций и жестов. Бытовые и некрасивые позы были запрещены - облик и пластика трагических героев должны были всегда оставаться величественными и благородными; Актерским мастерством считалось умение произносить текст на одном дыхании (20 строк) Актер Монфлёри (Захария Жакоб)

  • Слайд 9

    Одним из первых, кто смело нарушил принципы классицизма в драматургии, был Пьер Корнель (1606—1684). Вот что он говорил по этому поводу: «Я охотно следую правилам; но вместо того чтобы подчиняться им рабски, я их расширяю или сужаю согласно требованиям моего сюжета, и я без зазрения совести нарушаю те, которые ка­саются длительности времени действия, если их узость оказыва­ется совершенно несовместимой с красотой событий, которые я изображаю. Знать правила и владеть секретом, как их надо практически применять в нашем театре, — это две совершенно разные науки ».

  • Слайд 10

    Драматурги

    Пьер Корнель (1606-1684) Лиценциат юриспруденции; Адвокат и прокурор в Руане; В ранних трагедиях подражает Сенеке; Член французской Академии; Получает расположение кардинала Ришелье («общество пятерых авторов»); Произведения: «Сид»,«Эдип», «Медея», «Гораций», «Психея» Его затмевает новый драматург Ж. Расин; Последние годы жизни Корнель провёл уединённо и был в крайне стеснённых обстоятельствах; Благодаря Н. Буало, ему была назначена маленькая пенсия

  • Слайд 11

    Академики театра в течение шести месяцев рассматривали пьесу Корнеля «Сид» (1637) — лучшее творение драматурга. Их приго­вор: Корнель нарушил все правила классицистской драмы. Действие в ней длилось 36 часов, протекало в разных местах города, александрийский стих постоянно нарушался разговорными интонациями, завязка трагедии (поще­чина) оказалась недостойной высокого жанра тра­гедии.

  • Слайд 12
  • Слайд 13
  • Слайд 14

    Сразу признана шедевром; Создалась поговорка: «прекрасен как Сид»; Корнель получил долгожданное дворянство и пенсию от кардинала Ришелье. Издание 1660 года Трагедия «Сид» (1636 г.) ознаменовала наступление новой театральной эпохи в истории французского театра. Здесь впервые в полную силу прозвучал конфликт между чувством и долгом, ставший в тематике классицистской трагедии обязательным.

  • Слайд 15

    Актер Мондори: «Сид» очаровал весь Париж. Он так прекрасен, что завоевал любовь самых сдержанных дам, чьи страсти вспыхивали прямо тут, в зрительном зале.. У наших дверей теснились такие толпы, а наш театр оказался так мал, что все уголки зала - даже те, где прежде пристраивались пажи, - теперь считались почетными местами для знатных зрителей, а сцену заполнили кавалеры разных орденов!» «Сид» пользовался оглушительным успехом публики, и стал настоящим триумфом для драматурга и актеров;

  • Слайд 16

    На Корнеля обрушился град упреков: Он казался недостаточно правоверным: правительство запретило поединки - он их прославил, правительство вело войну с Испанией - он воспел испанцев; Оглушительный успех "Сида« вызвал зависть. Считают, что первым подстрекателем атак против Корнеля был сам кардинал Ришелье. «…Когда появился «Сид», кардинал был так взволнован, как если бы у ворот Парижа появились испанцы» Фонтенель В театре стали устраивать преднамеренные провалы пьес.

  • Слайд 17

    В пьесе Корнеля два разных долга: Бесчеловечный закон кровной мести, пустой, условный, бесполезный и для людей и для государства; Долг перед троном, страной и народом. Сюжет пьесы построен так, что второй долг оказывается выше, человечнее первого, формального: он одерживает верх. Король отвергает кровавую сословную мораль. Подлинный смысл «Сида»: Любовь побеждает в союзе с высоким государственным долгом; побеждает старые, косные предрассудки; человечность побеждает рутину. Идеологи абсолютизма, догматические его приверженцы отвергли гениальное творение Корнеля.

  • Слайд 18

    Во второй половине XVII в. «Корнеля гений ве­личавый» (А. С. Пушкин)сменил новый кумир — Жан Расин (1639—1699), мастер «галантной траге­дии».Следуя принципам Корнеля, своего учителя, Расин обрел собственный стиль. Слава к нему в 1667 г., когда в Париже была поставлена трагедия «Андромаха».Расин создал множество ярких женских Влюбленные, страдающие героини его пьес («Федра», «Береника», «Ифигения в Авлиде») проходили множество серьезных жизненных испытаний.

  • Слайд 19

    Жан Расин (1639- 1699) Учился при монастыре; Знакомство с Лафонтеном, Мольером, Буало; За придворную оду «Нимфа Сены» получает пенсию от Людовика XIV; Член французской академии; Возглавляет театр «Бургундский отель» Произведения: «Андромаха», «Сутяги», «Британик», «Федра» Особенности театра Расина: Мужество жить; Сохранение верности своему долгу; Сохранение чувства собственного достоинства

  • Слайд 20

    В центре пьес Расина- конфликт между желаемым и действительностью, чувством и долгом,мучительный выбор, борьба добрых и неизменных начал. Особое значение Расин придавал соблюдению принципа правдоподобия. Но и здесь не обошлось нарушения правил классицизма.В «Федре», следуя закону трех единств, он максимально спрессовывал время, до предела ограничивал пространство действия.

  • Слайд 21

    Взгляды Ж. Расина: Человек греховен; Надо думать о душе, преодолевать грехи, связанные со страстями; Герой невольно преступен, но его можно оправдать с точки зрения общечеловеческого: страсти владеют каждым; Противопоставляет душу и мораль, страсть и разум. Это трагический конфликт драматургии «Отравление Британика». Иллюстрация Франсуа Шаво, 1675 г.

  • Слайд 22

    Ж. Л. Давид. Андромаха у тела Гектора, 1783 Трагедия – конфликт чувства и долга, который приводит к смерти. Страсти губят человека. «Андромаха» - трагедия неразделенной любви, усугубленная сознанием греха. Издание 1668 года Главное внимание уделяется вечной борьбе героя против неизбежной судьбы.   

  • Слайд 23

    С именем Жана Батиста ПокленаМолье(1622—1673) связано блистательное развитие жанра «высокой комедии». В искусстве сатиры, казалось ему не было равных.Отвергаяклассицистскую теорию трех единств, Мольер постоянно нарушал строгие правила. Его критиковали со всех сторон, а он продолжал сочинять свои шедевры. Комедии «Тар­тюф» (1664), «Дон Жуан» (1665), «Мизант­роп» (1666), «Скупой» (1668), «Мещанин во дворянстве» (1670) составляют луч­шее, что написано великим комедиогра­фом.

  • Слайд 24

    ЖанБатист Поклен (Мольер) 1622-1673 Комедии Мольера - сатиры в драматической форме, сатиры, в которых резкое остроумное перо его предавало на публичный позор невежество,глупость и подлость. В.Г. Белинский

  • Слайд 25

    Жан БатистПоклен происходил из старинной буржуазной семьи; Его тец был придворным обойщиком и камердинером ЛюдовикаXIII. Людовик XIII Дом Мольера в Отёй. Гравюра XVIII в. Воспитывался в Клермонском колледже; Изучал право в Орлеане; Заменял отца при дворе в качестве «королевского камердинера»; Отказывается от звания «королевского обойщика», посвящая себя театру.

  • Слайд 26

    В создании ярко обрисованных харак­теров, не лишенных пороков и слабостей, он не уступал в мастерстве самому Шекс­пиру. В «Тартюфе» он высмеял лицеме­рие и религиозное ханжество духовенства, в «Дон Жуане» — распутство и безнрав­ственность. Пьеса «Мизантроп» представ­ляет собой сатиру на высший дворянс­кий свет, в «Мещанине во дворянстве» вы­смеиваются ничем не оправданные пре­тензии буржуа, слепо подражающего дво­рянским нравам и обычаям. Неискрен­ность, интриги, неверность, пустословие, коварство и мелочность становятся глав­ным объектом его сатиры.

  • Слайд 27

    Мольер прославился и как талантливый актер. Он и умер на сце­не, играя роль в собственной пьесе.

  • Слайд 28

    Представление «Мещанина во дворянстве» в Версале. 1670 г. Представление «Мнимого больного» в Версале Открытый театр в Версале

  • Слайд 29

    17 февраля 1673 г. во время представления комедии «Мнимый больной», в которой Мольер выступал в главной роли, драматургу стало плохо. Начавшиеся судороги он сумел выдать за игру, так что спектакль не был сорван. Через несколько часов Мольер скончался.

  • Слайд 30

    В основе произведений: Античное наследие (обращается к сюжетам и персонажамПлавта и Теренция); Фарс (бытовой сюжет комического характера, современные герои, интриги, резкие выходки, переодевания); Комедия масок (маска как характеристика героя); Мольеровский смех стал «смехом сквозь слезы» Главная мысль любой пьесы сводилась к тому, что жить среди людей и сохранять благородство души невозможно.

  • Слайд 31

    Комедии (более 30) высмеивали конкретный, определенный порок (ханжество, подозрительность, лицемерие, тупость, легкомыслие, чванство, дворянскую спесь и жадность буржуа); Мольер утверждал тем самым бессмертие многих нравственных проблем, и сегодня злободневных.

  • Слайд 32

    Мольер пародировал господствующую в литературе прециозность, высмеивал надутых жеманниц и напыщенных поэтов салона Рамбулье, искусственную речь и манеры. Поэт выставлял на осмеяние притворные чувства людей, принимавших вычурно-поэтический облик и ненавистной ему фальшь в театре. «Смешные жеманницы» В «Жеманницах» Мольер показывал, как сословная спесь заставляет людей отказываться от естественного поведения и превращает их в глупых, безжизненных кукол.

  • Слайд 33

    «Тартюф, или обманщик» В доверие к хозяину дома Оргону втирается молодой человек, разыгрывающий из себя скромного, благородного, набожного, бескорыстного человека. Истинная сущность Тартюфа проявляется лишь тогда, когда Оргон переписывает на него дом и свои капиталы. Лишь вмешательство Короля, наводящего справедливость позволяет пьесе остаться комедией. М. Боярский в роли Тартюфа

  • Слайд 34

    «На мой взгляд, комедия изображает благочестие в таких отвратительных красках, что, скажу не колеблясь, если бы пьеса была написана в мое время, я не позволил бы ставить ее на сцене» Наполеон По настоянию королевы-матери пьеса была запрещена. Спустя пять лет, после ее смерти, комедия была разрешена к представлению. Сыграла роль и благополучная концовка пьесы. В течение сезона она прошла 43 раза. Хроникер Робина писал: «Любопытство было так велико, что толпа, как природа, заполняла каждое пустое местечко. Многих чуть не задавили в театре». «По-видимому, ваше величество, мне не надо больше писать комедий, если тартюфы одерживают верх». Мольер

  • Слайд 35

    «Дон-Жуан» В основу пьесы Мольер положил испанскую легенду о Дон Жуане - неотразимом обольстителе женщин, попирающем законы божеские и человеческие. Николай Гяуров в роли Дон Жуана Образ Дон Жуана Мольер наделил бытовыми чертами французского аристократа XVII века - титулованного развратника, беспринципного, лицемерного, наглого, циничного и жестокого наследника феодальных прав.

  • Слайд 36

    «Скупой» В комедии «Скупой» Мольер мастерски рисует отталкивающий образ скряги Гарпагона, у которого страсть к накопительству приняла патологический характер и заглушила все человеческие чувства. Сцена из пьесы Мольера «Скупой» Луис де Фюнес в роли Гарпагона Эскиз декорации Л. Бурначини. Ок. 1700

  • Слайд 37

    «Мнимый больной» Арган, воображающий себя больным, является игрушкой в руках недобросовестных и невежественных врачей. Мольер нападает на шарлатанов-врачей так же, как он нападал на прочих лжеучёных. Василий Бочкарев Олег Ефремов

  • Слайд 38

    «Мещанин во дворянстве» Это самая злая сатира на буржуазию, подражающую дворянству. Мольер не щадит здесь красок для осмеяния богатого буржуа Журдена, который лезет изо всех сил в дворянство. С ещё большим презрением он изображает находящегося на содержании у Журдена знатного мошенника и паразита Доранта Цель - «отрезвить буржуазию, внушить ей чувство собственного достоинства, мысль, что она должна создать собственную культуру» Фриче В. Этуш

  • Слайд 39

    Мольер был великим драматургом и гениальным актёром. «Он был актёром с головы до ног. Одним шагом, улыбкой, взглядом, кивком головы он сообщал больше, чем величайший говорун в свете мог бы рассказать за целый час», - писал о нём один из современников.. Мольер в роли Цезаря. «Смерть Помпея» П.Корнеля.

  • Слайд 40

    Во второй половине XVIII в. французский драматический театр был представлен такими блистательными именами, как Вольтер и Бомарше

  • Слайд 41

    Вольтер (1694—1778) был сторонником классицистской траге­дии Корнеля и Расина. Он писал для театральной сцены в течение шестидесяти лет. В центре его трагедий («Эдип», «Брут», «Танк-ред», «Заира», «Магомет») лежит конфликт между чувством и дол­гом. Свою главную задачу он видел в воспитании идеалов добра и справедливости.

  • Слайд 42

    Достойным преемником Мольера на сцене знаменитого театра французскойкомедии («Комедия Франсез») стал Пьер Огюстен Бомарше (1732—1709). Егознаменитая трилогия о цирюльнике Фигаро — «Се­вильский цирюльник» (1775), «Женитьба Фигаро» (1784) и «Преступная мать» (1792) имела необычай­ный успех у французской публики. Главный герой, сын неизвестных родителей, украденный в детстве разбойниками, приложил немало усилий для того, чтобы проложить себе дорогу в жизни. На сюжеты пьес Бомарше Моцарт (1786) и Дж. Россини (1816) напишут оперные произведения.  

  • Слайд 43

    Театр барокко Развивался в послешекспировской Англии (Джон Вебстер), в Испании (Пьедро Кальдерон, Тирсо де Молина). Французский театр практически не соприкоснулся с барокко. Испанец Пьедро Кальдерон в пьесе «Великий театр мира» (1645) выдвинул тезис «жизнь – игра».

  • Слайд 44

    Приметы театра барокко: Желание удивить, ошеломить зрителей; Всё решает случай в игре страстей; Нагромождение интриг, эффектов, фантастических событий и неожиданный финал; Излюбленный жанр – трагикомедия Театр барокко – это зрелищность В барочном театре царствует случай, а не закон, как на классицистической сцене

  • Слайд 45

    Специфические черты театра: Очень сложные, запутанные сюжеты; Зрелищность сценических эффектов; Применение световых эффектов; Сложная техника: рычаги и блоки, кулисы, двигавшиеся по специальным рельсам, люки, подвесные цепи для полёта волшебных существ; Частая смена ярких «кричащих» по цвету декораций.Сцену создатели барочных действ понимали как зримый образ прекрасного мира, полного чудесных превращений и потрясавшего душу зрителей фантастическими событиями и чарующей красотой; Динамичная и виртуозная игра актёров; Действующие лица ярки и красивы, но это дьявольская, нечеловеческая красота

  • Слайд 46

    Нравственные оценки барочных произведений размыты: чёрное иногда может быть представлено как белое и наоборот; На сцене стали торжествовать злые силы, главной становится идея vanitas (лат) -т. е. суетности и непостоянства мира; Человека подстерегают несчастья и неожиданности. Значит нужно жить наслаждаясь, не подавляя страсти, а отдаваясь им. Люди способны на изощрённые преступления и испытывают особое удовольствие, нарушая нравственные законы. Театр эпохи Возрождения внушал зрителям, что человек вопреки всему - прекрасен. В барочном театре человек ужасен, но велик.

  • Слайд 47

    Сторонники барочного театра создали свой стиль сценического действа. Представления проходили на открытом воздухе: актёры выступали в парках, садах и даже на воде, на плотах. В дворцовом плавучем театре не далеко от Мадрида в 1639 г. была представлена пьеса Кальдерона "Фаэтон - сын солнца". Площадку, сооружённую посреди дворцового пруда, освещали тысячи свечей. Король и придворные плавали вокруг сцены на лодках, а в перерыве между действиями ужинали.

  • Слайд 48

    Дон Педро Кальдерон де ла Барка (1600 - 1681) Ко времени смерти своего великого предшественника и учителя, Лопе де Вега, считался первым драматургом Испании; Получил признание при дворе; Филипп IV посвятил Кальдерона в рыцари ордена Св. Иакова (Сантьяго) и заказывал ему пьесы для придворного театра; Оставил военную службу, а в 1651 году Кальдерон был рукоположен в священники, закончив драматургическую карьеру

  • Слайд 49

    Титульный лист сборника комедий Кальдерона (Мадрид, 1640)  Перу Кальдерона принадлежит около: 120 комедий и драм, 80 литургических пьес, 20 интермедий; немалое число стихотворений и поэм Кальдерон превращает пьесу в пышное барочное действо В этих произведениях главенствует традиционная для испанского барокко проблематика: любовь, религия и честь.

  • Слайд 50

    "Жизнь есть сон" - неверие в счастье - и на земле, и на небесах. В центре произведения - конфликт между судьбой и роком, человеком и природой, властью и личностью. Жизнь призрачна - то ли сон, то ли явь; Человек утратил цельность натуры: он бывает добрым и злым одновременно; Он игрушка в руках жестокой судьбы, а никак не проводник воли Всевышнего;

  • Слайд 51

    Тирсо де Молина (1579 - 1648) Испанский драматург, доктор богословия, монах и историограф; Автор более 400 стихотворных пьес, из которых до нас дошло только 84 комедии и 5 «ауто». Для его пьес характерно: Ощущение зыбкости, ненадёжности бытия, восприятие жизни как иллюзии, разочарование в гуманистических идеалах, обращение к религии, понимаемой как единственный безусловный нравственный авторитет. Произведения: «Благочестивая Марта», "Севильский озорник, или Каменный гость», «Дон Хиль Зеленые штаны»

  • Слайд 52

    Ради достижения желаемого герои обманывают, интригуют, переодеваются, часто изображают лицо другого пола. Персонажи Тирсо изобретательны, расчётливы и одновременно азартны и холодны. "Севильский озорник, или Каменный гость" (первая драматургическая обработка легенды о Дон Жуане) Персонажи одержимы стремлением к удовлетворению страсти, рождённой внезапно, без причин.

  • Слайд 53

    Дон Дьего и Дон Гомес решили бракосочетать своих детей Химену и Родриго, которые влюблены друг в друга. Однако дон Гомес, завидуя тому, что король выбрал дона Дьего в качестве наставника принца, дает ему пощечину и тем самым наносит оскорбление дону Дьего. Дон Дьего, ослабший с годами, слишком стар для того, чтобы отомстить сам. Поэтому он поручает своему сыну, Родриго, отомстить за него. Родриго, разрываясь между своей любовью и своим долгом, заканчивает, послушав зов крови, убийством отца Химены на дуэли. Химена пытается отречься от любви к Родриго и призывает короля к справедливости, прося голову Родриго. Однако атака королевства маврами дает Родриго шанс доказать свою доблесть и заслужить прощение короля. Как никогда влюбленная в Родриго, ставшего национальным героем, Химена стоит на своем и добивается от короля проведения дуэли между доном Санчо, влюбленного в Химену, и Родриго. Она обещает выйти замуж за победителя. Родриго победоносно получает руку Химены от короля, свадьба будет сыграна только через год.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке