Содержание
-
Ислам в Татарстане Распространение ислама в Поволжье в целом произошло мирным путем. Начало этого процесса одни ученые (Ш.Марджани) связывают с периодом правления халифа Мамуна (813-833), другие (Р. Фахрутдинов) предлагают возможность распространения: через хазар во времена Абд-аль-Малик бикМардана (685-705). Не исключено, что часть булгар, пришедших на Среднюю Волгу в конце 9-нач. 10 веков была в значительной степени мусульманизирована. Ислам в поволжский регион проникает через Среднюю Азию, в первую очередь, благодаря торговым связям. Это означало, что мусульманские традиции в Среднем Поволжье формировались под определяющим влиянием среднеазиатских богословских школ, и в первую очередь ханифитскогомазхаба. В 922 ислам был провозглашен государственной религией в Волжской Булгарии. В последующем он в татарских государствах продолжал выполнять эту функцию.
-
После завоевания их русским государством (16 в.) татары потеряли многие традиционные религиозные институты. Именно в этих условиях идея единства татар как мусульман приобрела особое значение, обеспечив еще большее значение интегративной функции ислама как этноконфессиональной идеологии. Религиозные и национальные преследования со стороны царского правительства и православных миссионеров стали причиной многочисленных выступлений мусульманских народов.
-
В 1773 был издан Указ Святейшего синода "собрание, что означало официальное признание права на существование мусульманской религии. Конец 18- 19 вв. и в общественных отношениях наметил поворот О терпимости всех вероисповеданий...", в 1788 учреждено Оренбургское духовное татарского общества на путь современного развития. Но в этих условиях новые взгляды, концепции и нормы могли быть осмыслены только сквозь призму ислама, поэтому наиболее приемлемой формой обновления общественного сознания у татар религиозно-реформаторские идеи и джадидизм.
-
До 1917 г. ислам был неотъемлемым атрибутом национального самосознания и определял образ его жизни. Политика Советского государства в области религии была определена декретом "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" (1918). Влияние религии на жизнь общества было существенно ограничено. К концу 1980-х годов в Татарстане функционировали 18 мусульманских общин (В начале 20 века в Казанской губернии действовали 1152 мечетей). Участники Всероссийского съезда мусульман 1917 года.
-
С 1990-х годов религиозные конфессии активизировали свою деятельность. В 1992 году было создано Духовное управление мусульман. В 1998 году состоялся объединительный съезд мусульман республики. На съезде было достигнуто организационное единство мусульман РТ и создан единый централизованный орган в лице Духовного Управления Мусульман Республики Татарстан. С 1998 по 2011 гг. председателем ДУМ РТ был муфтий Гусман-хазратИсхаков.
-
К концу 2009 года в республике насчитывалось 1087 мусульманских организаций. ДУМ РТ имеет разветвленную структуру, регулирующую деятельность мусульманских приходов (махалля) на местах. Во всех муниципальных районах функционируют мухтасибаты (45), региональные казыяты (богословско-судебные округа) (6), 11 профессиональных религиозных учебных заведений (в Казани: «Мухаммадия», «им.1000-летия принятия ислама», «Казанский исламский колледж»; в Набережных Челнах – «Ак мечеть»; в Альметьевске – «им.Р.Фахретдина»; в Нижнекамске – «Рисаля»; медресе в Буинске и Нурлате; медресе «Фанис» (п.Уруссу) в Ютазинском районе, Мамадышское медресе им. Габдуллы ибн Масгуда. На дневном отделении вышеперечисленных медресе обучается 723 студента, преподает 150 преподавателей. Почти при каждой мечети организованы воскресные курсы. По данным ДУМ РТ на воскресных курсах по республике в целом постоянно обучается свыше 35 тысяч человек.
-
В феврале 1998 г. достигнуто организационное единство мусульман РТ и создан единый централизованный орган в лице Духовного Управления Мусульман Республики Татарстан. Основной тенденций данного периода является утверждение внутриконфессиональной стабильности и складывание мусульманских институтов, что значительно облегчает взаимодействие государственных органов с мусульманским духовенством, а также упорядочивает работу внутри самих мусульманских религиозных организаций, входящих в структуру ДУМ РТ. В ДУМ РТ 8 отделов: учебный, научный, статистический, пропаганды и призыва, архитектуры, вакуфов, пресс-центр, международных связей, имеются 45 мухтасибатов. Религиозно-судебную власть ДУМ РТ осуществляют главный казый и находящиеся в его подчинении районные казыи в Центральном, Восточном, Юго-восточном, Юго-западном, Северном, Южном казыятах. Казанский муфтият, зарегистрированный в Министерстве юстиции РФ, большой активности не проявляет, хотя в условиях организационного раскола мусульман России (боле 40 муфтиятов и общероссийских центров) имеет привлекательность для многих мусульманских организаций.
-
В республике действует 8 профессиональных религиозных учебных заведений разного уровня. В Казани действует Российский исламский университет, призванный готовить почву для "высокого", интеллектуального ислама. В профессиональных религиозных учебных заведениях республики задействовано 108 преподавателей, и обучается на различных формах обучения 1373 шакирда. По данным ДУМ РТ, 10% общин обеспечено подготовленными имамами. С целью возрождения лучших традиций татарского общества всем профессиональным медресе Советом были предложены проекты создания попечительских советов учредителей. С 2000-2001 учебного года обучение в профессиональных медресе стало вестись по типовым программам, разработанным ДУМ РТ, при содействии Совета по делам религий, для каждого уровня, включающим в себя помимо религиозных предметов обширный блок светских дисциплин.
-
Значимым событием для мусульманской уммы Татарстана стало торжественное открытие 24 июня 2005 г. в столице республики крупнейшего мусульманского сооружения Европы - мечети "Кул Шариф". На торжества приехали свыше 5 тыс. гостей из регионов России и более чем из 40 зарубежных стран, а также представители ООН, Совета Европы, известные исламские богословы.
-
Мечеть Кул Шариф Четыре столетья тому назад легендарная многоминаретная мечеть Кул Шариф украшала столицу Казанского ханства, поражая всех своим великолепием, изящностью, красотой, богатой библиотекой. Она была центром религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Названа она так в честь ее последнего имама сеида Кул Шарифа. Мечеть была сожжена и разрушена после взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552г. В 1990-е гг. общественность Татарстана подняла вопрос о восстановлении исторической мечети, и в ноябре 1995 года вышел указ Президента Республики Татарстан о воссоздании мечети Кул-Шариф на территории Казанского Кремля. По результатам открытого международного конкурса был выбран проект будущего здания, и уже в феврале 1996 г. на территории бывшего Юнкерского училища был торжественно заложен памятный знак на месте строительства. Менее 10 лет понадобилось, чтобы построить крупный ансамбль религиозно-общественного назначения, не имеющий прямых аналогов в современной мировой градостроительной практике - величественный памятник духовного возрождения татарского народа, гордость и украшение Казани. Торжественное открытие мечети Кул Шариф состоялось 24 июня 2005 г.
-
-
-
Российский Исламский Институт (РИИ) – негосударственное высшее профессиональное мусульманское учебное заведение, был создан в 1998 году. В настоящее время общее количество студентов РИИ составляет – 600, преподавателей - 67 человек. Начиная с 2008 года выпускники РИИ получают дипломы государственного образца
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.