Содержание
-
Эксперимент
-
Что такое эксперимент?
-
Эксперимент
- Эксперимент - наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий. Эксперимент, как правило, осуществляется на основе теории или гипотезы, определяющих постановку задачи и интерпретацию результатов.
- Эксперимент - метод эмпирического исследования, при котором ученый воздействует на изучаемый объект спомощью специальных материальных средств (экспериментальныхустановокиприборов) сцельюполучениянеобходимойинформацииосвойствахиособенностяхэтихобъектовилиявлений.
-
Общие черты эксперимента – это необходимость…
- контролировать любой эксперимент, т.е. исключать влияние внешних переменных, не принятых исследователем по тем или иным причинам к рассмотрению;
- определять точность измерительных приборов и получаемых данных;
- уменьшать до разумных пределов число переменных в эксперименте;
-
- составлять план проведения эксперимента, наилучший с той или иной точки зрения;
- проверять правильность полученных результатов и их точность;
- выбирать способ обработки экспериментальных данных и форму представления результатов;
- анализировать полученные результаты и давать их интерпретацию в терминах той области, где эксперимент проводится
-
Принципы теории планирования эксперимента
- стремление к минимизации общего числа опытов;
- одновременное варьирование всеми переменными, определяющими процесс, по специальным правилам – алгоритмам;
- использование математического аппарата, формализующего многие действия экспериментатора;
- выбор четкой стратегии, позволяющей принимать обоснованное решение после каждой серии экспериментов.
-
Классификация экспериментов
-
Виды экспериментов?
-
По способу формирования условий:
- естественные
- искусственные
-
По условиям проведения:
1) лабораторный
2) естественный
3) исследовательский
4) проверочный
5) воспроизводящий
6) изолирующий
7) количественный
8) физический
9) химический и т.д.
-
По основной цели:
- преобразующие
- констатирующие
- контролирующие
- поисковые
- решающие
-
По основной цели:
- преобразующие - предполагает активное изменение структуры и функций изучаемого объекта, преднамеренное создание условий, которые должны способствовать появлению его новых качеств
- констатирующие - представляет собой процедуру проверки какого-либо исходного предположения; целью данного эксперимента является фиксация наличия или отсутствия определенных свойств, отношений, эффектов, состояний и т.п.
- контролирующие - решает задачу обеспечения контроля над изучаемым объектом, управления объектом с помощью воздействующих факторов с одновременным изучением изменений его состояния в зависимости от воздействия
- поисковые - не имеет всецело систематического характера; часто он является лишь начальной стадией в серии экспериментальных исследований. Проводится в тех ситуациях, когда недостаточно известен комплекс факторов, влияющих на изучаемый объект. Поэтому такой эксперимент носит разведывательный, предварительный характер.
- решающие - В этом случае решающим экспериментом становится такой, результаты которого однозначно свидетельствуют в пользу одной теоретической системы и опровергают альтернативную ей систему.
-
По признаку получения информации о предметах эксперимента:
- качественный, устанавливающий наличие или отсутствие предлагаемых теорией явлений.
- измерительный или количественный эксперимент, устанавливающий численные параметры какого-либо свойства (или свойств) предмета, процесса.
- мысленный эксперимент.
- социальный эксперимент, осуществляемый в целях внедрения новых форм социальной организации и оптимизации управления. Сфера социального эксперимента ограничена моральными и правовыми нормами.
-
По характеру исследуемого объекта физические:
- химические
- биологические
- психологические
- социальные эксперименты
-
По структуре изучаемых объектов и явлений:
- простые
- сложные
По характеру внешних воздействий на объект исследования:
- вещественные
- энергетические
- информационные
По характеру взаимодействия средства экспериментальногоисследования с объектом исследования:
- обычный (прямой)
- модельный
-
По типу моделей, исследуемых в эксперименте:
- материальный
- мысленный
По контролируемым величинам:
- пассивный
- активный
-
По числу варьируемых факторов:
- однофакторный
- многофакторный
По характеру изучаемых объектов или явлений:
- технологические
- социометрические
-
По методу и результатам исследования
- Качественный эксперимент - предпринимается для того, чтобы выявить действие тех или иных факторов на исследуемый процесс без установления точной количественной зависимости между ними. Такие эксперименты скорее носят исследовательский, поисковый характер.
- Количественный эксперимент строится с таким расчетом, чтобы обеспечить точное измерение всех существенных факторов, влияющих на поведение изучаемого объекта или ход процесса. Проведение такого эксперимента требует использования значительного количества регистрирующей и измерительной аппаратуры, а результаты измерений нуждаются в математической обработке.
-
По самому методу осуществления
- статистические
- нестатистические
Во многих же экспериментах в биологии, агрономии, технологии первоначальные величины заданы статистически, и поэтому построение таких экспериментов с самого начала предполагает использование методов статистики и теории вероятностей.
Различие между статистическими и нестатистическими экспериментами сводится не к использованию статистики вообще, а к способу выражения величин, с которыми имеют дело в эксперименте. Если в нестатистических экспериментах сами исследуемые величины заданы индивидуальным образом, то статистика здесь используется только для оценки результатов исследования.
-
Планирование эксперимента
- План проведения каждого конкретного эксперимента обладает своими специфическими чертами и особенностями.
- Не существует единого шаблона или схемы, с помощью которых можно было бы строить эксперимент для решения любой проблемы в любой отрасли экспериментальных наук.
- Можно наметить только общую стратегию и дать некоторые общие рекомендации по построению и планированию эксперимента.
-
Для проведения необходимо:
- разработать гипотезу, подлежащую проверке;
- создать программы экспериментальных работ;
- определить способы и приемы вмешательства в объект исследования;
- обеспечить условия для осуществления процедуры экспериментальных работ;
- разработать пути и приемы фиксирования хода и результатов эксперимента (приборы, установки, модели и т.п.);
- обеспечить эксперимент необходимым обслуживающим персоналом
-
Методика проведения эксперимента
Методика – это совокупность мыслительных и физических операций, размещенных в определенной последовательности, в соответствии с которой достигается цель исследования.
Методика включает:
- проведение предварительного целенаправленного наблюдения над изучаемым объектом или явлением с целью определения исходных данных (гипотез, выбора варьирующих факторов);
- создание условий, в которых возможно экспериментирование (подбор объектов для экспериментального воздействия, устранение влияния случайных факторов);
- определение пределов измерений;
-
- систематическое наблюдение за ходом развития изучаемого явления и точные описания фактов;
- проведение систематической регистрации измерений и оценок фактов различными средствами и способами;
- создание повторяющихся ситуаций, изменение характера условий и перекрестные воздействия, создание усложненных ситуаций с целью подтверждения или опровержения ранее полученных данных;
- переход от эмпирического изучения к логическим обобщениям, к анализу и теоретической обработке полученного фактического материала.
-
Статистические требования к результатам
- требование эффективности оценок, т.е. минимальность дисперсии отклонения относительно неизвестного параметра;
- требование состоятельности оценок, т.е. при увеличении числа наблюдений оценка параметра должна стремиться к его истинному значению;
- требование несмещенности оценок – отсутствие систематических ошибок в процессе вычисления параметров.
! Совместимость требований
-
Модель объекта исследования как черный ящик
Факторы
Х1, Х2, Х3…Хn
Параметры оптимизации
Y1, Y2, Y3…Yn
Фактор - измеримая переменная величина, принимающая в некоторый момент некоторое определенное значение и соответствующая одному из возможных способов воздействия на объект исследования.
- факторы, определяющие сам объект;
- факторы, определяющие его состояние.
Каждый фактор имеет область определения и ограничения (принципиальные и технические).
оптимальное управление возможно при неполной информации
Объект исследования
-
Требования ко всей системе факторов
отсутствие корреляции между любыми двумя факторами - возможность установления какого-либо фактора на любой уровень, вне зависимости от уровней других факторов (требование некоррелированности не означает, что между факторами нет никакой связи - достаточно, чтобы эта связь не была линейной).
совместимость факторов.
Несовместимость факторов возникает в том случае, если некоторые комбинации их значений, каждое из которых лежит внутри области определения, не могут быть осуществлены.
Если в эти комбинации входят значения факторов, близкие к границам областей их определения, то устранение несовместимости производится просто сокращением областей.
Если запрещенные значения лежат внутри областей, то устранение несовместимости производится расчленением задачи на части.
!!! полнота факторов
-
Методы и способы измерений, погрешности измерений
-
Теория измерений
- Измерение – это нахождение искомой величины опытным путем с помощью специальных технических средств или методов.
- Суть измерения составляет сравнение измеряемой величины с известной величиной, принятой за единицу (эталон).
- Теорией и практикой измерения в технических науках занимается метрология – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.
-
Классификация измерений
- Прямые измерения - искомую величину устанавливают непосредственно из опыта.
- Косвенные измерения – искомую величину устанавливают функционально от других величин, определенных прямыми измерениями. (определение объема тела по прямым измерениям его геометрических размеров, нахождение удельного электрического сопротивления проводника по его сопротивлению)
- Абсолютные измерения – это прямые измерения в единицах измеряемой величины.
- Относительные измерения представляют собой отношение измеряемой величины к одноименной величине, играющей роль единицы или измерения этой величины по отношению к одноименной, принимаемой за исходную.
- (измерение относительной влажности воздуха, определяемой как отношение количества водяных паров в 1 куб.м воздуха к количеству водяных паров, которое насыщает 1 куб.м воздуха при данной температуре. )
-
При совокупных измерениях одновременно измеряются несколько одноименных величин, а искомую величину при этом находят путем решения системы уравнений.
При совместных измерениях – одновременно проводят измерения неодноименных величин для нахождения зависимости между ними.
-
Методы измерений
- Методнепосредственной оценки соответствует определению значения величины непосредственно по отсчетному устройству измерительного прибора прямого действия (например, измерение массы на циферблатных весах).
- При использовании метода сравнения с мерой измеряемую величину сравнивают с величиной, воспроизводимой мерой (например, измерение массы на рычажных весах с уравновешиванием гирями).
- При методе противопоставления осуществляется сравнение с мерой (измеряемая величина и величина, воспроизводимая мерой, одновременно воздействуют на прибор, с помощью которого устанавливается соотношение между этими величинами, как, например, при измерении массы на равноплечных весах с помещением измеряемой массы и гирь на двух противоположных чашках весов).
-
Методы сравнения
- При нулевом методе результирующий эффект воздействия величины на прибор доводят до нуля (например, измерение электрического сопротивления мостом с полным его уравновешиванием).
- При дифференциальном методе на измерительный прибор воздействует разность измеряемой и известной величины, производимой мерой (например, измерение вольтметром разности двух напряжений, из которых одно известно с большой точностью, а другое является искомой величиной).
- При методе замещения измеренную величину замещают известной величиной, воспроизводимой мерой (например, взвешивание с поочередным помещением измеряемой массы и гири на одну и ту же чашку весов).
- При методе совпадений разность между измеряемой величиной и величиной воспроизводимой мерой измеряется с использованием совпадения отметок шкал или периодических сигналов (измерение частоты вращения тела стробоскопом).
-
Характеристика измерительных приборов
- Погрешность
- Чувствительность
- Точность
- Стабильность
-
1) Погрешность
Систематические погрешности
Причины: недоброкачественные материалы, комплектующие изделия, применяемые для приготовления приборов; плохое качество изготовления приборов; неудовлетворительная эксплуатация и др.
Факторы влияние: градуировка шкалы и периодическая проверка приборов.
Случайные погрешности
Факторы влияния: ошибки отсчета, параллакс, вариация и т.д.
! Необходимо рассматривать суммарные погрешности приборов.
-
3
2) Чувствительность - способность отсчитывающего устройства реагировать на изменения измеряемой величины.
Под порогом чувствительности прибора понимают наименьшее значение измеренной величины, вызывающее изменение показания прибора, которое можно зафиксировать.
3) Точность - характеризуется суммарной погрешностью.
Средства измерения делятся на классы точности. Класс точности – это обобщенная характеристика, определяемая пределами основной и дополнительных допускаемых погрешностей, влияющих на точность.
-
4) Стабильность (воспроизводимость прибора) – это свойство отсчетного устройства обеспечивать постоянство показаний одной и той же величины. Со временем в результате старения материалов стабильность показаний приборов нарушается.
Все средства измерения проходят периодическую проверку на точность. Такая проверка предусматривает определение и по возможности уменьшение погрешностей приборов.
Проверка позволяет установить соответствие данного прибора регламентированной степени точности и определяет возможность применения для данных измерений.
-
Ошибки при экспериментах
- Отсутствие программы
- Потеря важнейшего фактора
- Исследование влияния ряда взаимосвязанных факторов
- Отсутствие учета суммарной погрешности
- Необъективный перевод результатов из одной шкалы в другую
- Неточные записи результатов, потеря промежуточных результатов
- Формулировка логических выводов без статистических оснований
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.