Содержание
-
Феноменологическая социология
А. Шюц (1899 – 1959 гг.) «Феноменология социального мира» «Смысловое строение социального мира» План: Феноменология жизненного мира Интерсубъективность
-
Феноменом называется знание о вещи, полученное в результате непосредственного опыта.
-
В основании феноменологической социологии лежит европейская школа феноменологической философии, основателем которой был Эдмунд Гуссерль. Одной из главных черт феноменологической философии явилось введение понятия «феноменологической редукции» («выведением за скобки»), смысл которого состоит в изначальном предположении о том, что мир тождественен тому, как мы его видим.
-
«С действительностью мы должны иметь дело только в той мере, в какой она есть представляемая, полагаемая, созерцаемая и понятийно осмысленная действительность». Э. Гуссерль
-
А. Шюц считал, что обыденный здравый смысл несет в себе черты разделяемого коллективного опыта. Наше знание о мире и о самих себе создается в результате коллективного взаимодействия и усваивается индивидом посредством внешних по отношению к нему культурных норм. Задача социологии состоит в изучении технологии формирования знания.
-
Ключевым для феноменологической социологии является понятие «жизненного мира». «Жизненный мир» представляет собой совокупность будничных действий и социально принятых условностей, которые создаются и воспроизводятся в процессе непреднамеренного общения.
-
Жизненный мир определяется биографической ситуацией, т.е. обстоятельствами рождения, взросления, воспитания.
-
В процессе изучения социальных отношений Шюц выделяет: первичный уровень вторичный уровень Их следует отличать также, как отличается 1) непосредственное обыденное понимание и 2) научное понимание специалиста.
-
В процессе социального общения мы воспринимаем и описываем мир на уровне непосредственного обыденного понимания. Механизмом подобного восприятия является типизация – т.е. группировка объектов, относящихся к сходному типу.
-
II. «Жизненный мир» не субъективен, а интерсубъективен, т.к. представления людей легко сравниваются и пересекаются друг с другом.
-
Условия интерсубъективности: Люди могут стать на позицию другого и принять его точку зрения Люди уверенны в том, что они оценивают реальность сходным образом с другим индивидом.
-
ТЕСТЫ: 1. Как называется работа А. Шюца? «Феноменология социального мира» «Исследования по этнометодологии» «Структура социального действия» «Социальная система» «Анализ политических систем»
-
2. Предназначением феноменологической социологии является: установление закономерностей развития общества наблюдение социальных фактов понимание смысла социального действия описание процесса социальных изменений изучение социального порядка
-
3. При описании компоновки среды, в которой происходит социальное взаимодействие, Шюц использует понятие жизненного пространства жизненного мира будничного мира повседневного мира потока сознания
-
4. В представлении А. Шюца «жизненный мир» индивида формируется социальным окружением закономерностями социального общения преобладающим способом понимания биографической ситуацией родственными связями
-
5. Основанием для социального взаимодействия индивидов А. Шюц считает преобладающий тип социальной солидарности закономерность развития социума, которой подчинено поведение индивидов фиксированный характер социальной роли, выполняемой индивидом по отношению к своему окружению понимание смыслов действия, являющееся результатом рациональной мотивации индивидуального действия типический характер восприятия действий других людей и способов ответного действия
-
6. Интерсубъективность в феноменологической социологии обозначает сходство способов восприятия мира различных индивидов сходство биографических ситуаций различных индивидов одинаковый характер реакции индивидов на одни и те же жизненные обстоятельства результат понимания смысла действия другого индивида упорядоченный характер социального действия
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.