Содержание
-
«Государственная дума и развитие парламентаризма в России»
-
«Государственная дума и развитие парламентаризма в России»
-
Исторические предпосылки парламентаризма в России
Современные представительные органы власти так или иначе выросли из традиционных народных собраний, присущих еще первобытнообщинным отношениям. В последствии на Руси эти народные собрания эволюционировали в вечевые собрания, и народное вече стало важным элементом государственного устройства Киевской Руси и ряде других раннефеодальных государственных образований.
Древнерусское вече.
-
Следующим этапом в формировании предпосылок развития современного парламентаризма стало образование общенациональных выборных сословно-представительных органов – Земские соборы.
На Земских соборах принимались законы, решались вопросы об объявлении войны и заключении мира.
- Земский собор.
В XVI – XVIII веках в странах Западной Европы сословно представительные учреждения превратились в общенациональные выборные парламенты. В России развитие ее государственности пошло по другому пути , который предусматривал сосредоточение всех властных полномочий в стране в руках самодержавного монарха.
Петр I «Император и Самодержавец Всероссийский»
-
В начале XIX века один из ближайших помощников императора Александра I
М.М.Сперанский разработал всеобщий план государственного преобразования. По его предложению в 1810 году при императоре был создан высший законосовещательный орган – Государственный совет. Другое предложение Сперанского - о создании выборного законодательного органа – Государственной Думы – не было поддержано царем и его окружением.
В эпоху «Великих реформ» Александра II в России были созданы новые выборные сословно-представительные учреждения - земские собрания в уездах и губерниях. В этих учреждениях стали зарождаться ростки парламентаризма, и именно из этих земств, созданных во второй половине XIX века, вышел целый ряд деятелей, ставших уже в XX веке депутатами Государственной Думы.
М.М. Сперанский.
-
Первая Государственная Дума
Решение царской власти об учреждении в России Государственной Думы было принято летом 1905 года, в разгар первой русской революции. Самодержавие было вынуждено пойти на уступки революционным и либерально-демократическим силам, что бы сбить революционный накал в стране. 6 августа 1905 г. Вышел Манифест императора Николая II об учреждении в Российской империи Государственной Думы.
Император Николай II
-
I Государственная Дума
-
II Государственная Дума
-
III Государственная Дума
-
IV Государственная Дума
-
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРВОГО
СОЗЫВА (11 ЯНВАРЯ 1994 – 22 ДЕКАБРЯ 1995)
-
Основные итоги:
В результате последовавшей активизации законотворчества Думой были приняты:
федеральные конституционные законы: «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О Конституционном суде Российской Федерации», «О референдуме Российской Федерации»; первая часть Гражданского кодекса – экономической конституции страны, правовой основы рыночных отношений; Семейный, Водный, Арбитражный процессуальный кодексы.
В связи с вступлением в действие новой Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, Дума первого созыва в первую очередь принимала законы, определяющие порядок формирования и функционирования системы органов государственной власти, обеспечения правовых гарантий конституционных прав и свобод.
Впервые на законодательном уровне были урегулированы вопросы: заключения, исполнения и прекращения международных договоров России; участия Российской Федерации в международных миротворческих акциях; оперативно-розыскной деятельности.
-
К несомненному успеху Думы можно отнести введение в нормальное русло бюджетного процесса в стране. Федеральный бюджет на 1996 год был принят Думой до начала финансового года, а не после, как было многие годы до этого.
В сфере природопользования и охраны окружающей среды важную роль сыграло принятие закона об экологической экспертизе.
Во всех сферах правового регулирования, которые затрагивались депутатами, решалась задача приведения законодательства в соответствие с новой Конституцией России.
За два года работы Дума первого созыва приняла 461 закон. 310 принятых законов вступило в действие.
Дума первого созыва выполнила миссию перехода от советского «предпарламента» к профессиональному демократическому парламенту, структурированному по партийному признаку.
-
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВТОРОГО
СОЗЫВА (16 ЯНВАРЯ 1996 – 24 ДЕКАБРЯ 1999)
-
- Дума второго созыва приняла 1036 законов, из них 749 вступили в силу.
- Среди них федеральные конституционные законы:
- «О судебной системе Российской Федерации»;
- «О Правительстве Российской Федерации»;
- «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;
- «О военных судах Российской Федерации».
- Вступили в силу крупные кодифицированные акты:
- вторая часть Гражданского кодекса; первая часть Налогового кодекса; Бюджетный кодекс; Уголовный кодекс; Уголовно-исполнительный кодекс; Лесной кодекс;
- Воздушный кодекс; Градостроительный кодекс; Кодекс торгового мореплавания.
Основные итоги:
-
Большое значение для страны имело принятие ряда федеральных законов.
В сфере государственного строительства:
«О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»;
«О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»;
«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
В сфере обороны и безопасности:
- «Об обороне»;
- «О статусе военнослужащих»;
- «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».
- В финансово-экономической сфере:
- «О рынке ценных бумаг»;
- «О переводном и простом векселе»;
- «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;
- «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
-
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТРЕТЬЕГО
СОЗЫВА (18 ЯНВАРЯ 2000 – 11 ДЕКАБРЯ 2003)
-
Всего в период третьего созыва состоялось 265 очередных, внеочередных и дополнительных заседаний Думы, на которых в общей сложности было рассмотрено в разных чтениях около 2100 законопроектов. Из общего числа принятых в этом созыве законов Президент Российской Федерации подписал 18 федеральных конституционных законов и свыше 700 федеральных законов. Среди них 8 кодексов Российской Федерации, часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации и часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации. В число подписанных Президентом федеральных законов входит 156 принятых законов о ратификации международных договоров и соглашений.
Основные итоги деятельности:
-
Принятые законодательные акты охватили практически все стороны общественно-политической жизни страны. В сфере государственного устройства были приняты федеральные конституционные законы:
- «О Государственном гербе Российской Федерации»;
- «О Государственном флаге Российской Федерации»;
- «О Государственном гимне Российской Федерации»;
- «О военном положении»;
- «О чрезвычайном положении»;
- «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» и другие.
Другие принятые Думой законы были направлены:
- на снижение административного бремени на сферу предпринимательства;
- укрепление прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- развитие ипотеки;
- создание наиболее благоприятных условий для малого бизнеса;
- формирование системы гарантирования вкладов физических лиц в банках.
Значительную роль в законотворческой деятельности Думы сыграл Президент Российской Федерации В.В. Путин. Глава государства активно использовал свое конституционное право законодательной инициативы и внес в Думу ряд ключевых законопроектов:
- о ратификации стратегически важных для России договоров и соглашений;
- о государственной символике;
- о политических партиях;
- о системе государственной службы;
- о гражданстве и целый ряд других.
-
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧЕТВЕРТОГО
СОЗЫВА (29 ДЕКАБРЯ 2003 – 16 НОЯБРЯ 2007)
-
Основные итоги деятельности:
Основным приоритетом деятельности Думы четвертого созыва стало законодательное обеспечение важнейших направлений стратегического развития страны:
- рост экономики;
- борьба с бедностью;
- модернизация системы обороны и безопасности.
- Внесены изменения в федеральные конституционные законы:
- «О Конституционном суде Российской Федерации»;
- «О судебной системе Российской Федерации»;
- «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
В новой редакции был принят Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации». Другой принятый закон, прямо касающийся обеспечения конституционных прав и свобод граждан, – это Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
-
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЯТОГО
СОЗЫВА (29 ДЕКАБРЯ 2003 – 16 НОЯБРЯ 2007)
Вклад в развитие парламентаризма
В период деятельности Государственной думы пятого созыва современный российский парламентаризм поднялся на новый уровень. По инициативе Президента Российской Федерации Д.А.Медведева в Конституцию Российской федерации были внесены поправки о том, что Правительство Российской федерации представляет Государственной Думе ежегодные отчёты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам , поставленным Государственной Думой. В соответствии с этой конституционной нормой Представитель Правительства Российской Федерации В.В.Путин в апреле 2009 г. Впервые выступил с годовым правительственным отчётом перед депутатами и ответил на их вопросы. По итогам рассмотрения ежегодного отчёта Правительства Государственная Дума принимает соответствующее постановление.
-
В настоящее время парламентаризм в России развивается на всех уровнях законодательной и представительной власти – федеральном, региональном, местном. Это обусловлено прежде всего тем, что заложенные в современной российской Конституции принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и принцип самостоятельности этих властей распространяются на все органы государственной власти в РФ. Поэтому законодательные органы субъектов РФ можно с полным основанием рассматривать как региональные парламенты в современной России.
В целом к исключительным полномочиям каждого регионального парламента относится принятие законов регионального уровня. Исполнительная либо судебная ветви региональной власти вправе в установленном законодательством порядке выдвинуть обоснованные возражения против любого закона, принятого региональным парламентом. Исполнительная и судебная власти в регионах действуют на основании законов , принимаемых федеральным и региональным парламентами, что само по себе является крупным достижением современного российского парламентаризма.
- СОВРЕМЕННЫЙ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ
- НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МЕСТНОМ
- УРОВНЯХ ВЛАСТИ В РФ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.