Презентация на тему "Государственная дума и развитие парламентаризма в России"

Презентация: Государственная дума и развитие парламентаризма в России
Включить эффекты
1 из 23
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по обществознанию, благодаря которой учащиеся познакомятся с историей парламентаризма в России, начиная с далекого прошлого и до наших дней. Кроме этого, школьники смогут оценить итоги работы парламентариев каждого созыва.

Краткое содержание

  • Исторические предпосылки парламентаризма в России
  • Первая Государственная Дума
  • II Государственная Дума
  • III Государственная Дума
  • IV Государственная Дума
  • Государственная дума федерального собрания Российской Федерации первого - пятого созывов
  • Итоги деятельности

Содержание

  • Презентация: Государственная дума и развитие парламентаризма в России
    Слайд 1

    «Государственная дума и развитие парламентаризма в России»

  • Слайд 2

    «Государственная дума и развитие парламентаризма в России»

  • Слайд 3

    Исторические предпосылки парламентаризма в России

    Современные представительные органы власти так или иначе выросли из традиционных народных собраний, присущих еще первобытнообщинным отношениям. В последствии на Руси эти народные собрания эволюционировали в вечевые собрания, и народное вече стало важным элементом государственного устройства Киевской Руси и ряде других раннефеодальных государственных образований.

    Древнерусское вече.

  • Слайд 4

    Следующим этапом в формировании предпосылок развития современного парламентаризма стало образование общенациональных выборных сословно-представительных органов – Земские соборы.

    На Земских соборах принимались законы, решались вопросы об объявлении войны и заключении мира.

    • Земский собор.

    В XVI – XVIII веках в странах Западной Европы сословно представительные учреждения превратились в общенациональные выборные парламенты. В России развитие ее государственности пошло по другому пути , который предусматривал сосредоточение всех властных полномочий в стране в руках самодержавного монарха.

    Петр I «Император и Самодержавец Всероссийский»

  • Слайд 5

    В начале XIX века один из ближайших помощников императора Александра I

    М.М.Сперанский разработал всеобщий план государственного преобразования. По его предложению в 1810 году при императоре был создан высший законосовещательный орган – Государственный совет. Другое предложение Сперанского - о создании выборного законодательного органа – Государственной Думы – не было поддержано царем и его окружением.

    В эпоху «Великих реформ» Александра II в России были созданы новые выборные сословно-представительные учреждения - земские собрания в уездах и губерниях. В этих учреждениях стали зарождаться ростки парламентаризма, и именно из этих земств, созданных во второй половине XIX века, вышел целый ряд деятелей, ставших уже в XX веке депутатами Государственной Думы.

    М.М. Сперанский.

  • Слайд 6

    Первая Государственная Дума

    Решение царской власти об учреждении в России Государственной Думы было принято летом 1905 года, в разгар первой русской революции. Самодержавие было вынуждено пойти на уступки революционным и либерально-демократическим силам, что бы сбить революционный накал в стране. 6 августа 1905 г. Вышел Манифест императора Николая II об учреждении в Российской империи Государственной Думы.

    Император Николай II

  • Слайд 7

    I Государственная Дума

  • Слайд 8

    II Государственная Дума

  • Слайд 9

    III Государственная Дума

  • Слайд 10

    IV Государственная Дума

  • Слайд 11

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРВОГО

    СОЗЫВА (11 ЯНВАРЯ 1994 – 22 ДЕКАБРЯ 1995)

  • Слайд 12

    Основные итоги:

    В результате последовавшей активизации законотворчества Думой были приняты:

    федеральные конституционные законы: «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О Конституционном суде Российской Федерации», «О референдуме Российской Федерации»; первая часть Гражданского кодекса – экономической конституции страны, правовой основы рыночных отношений; Семейный, Водный, Арбитражный процессуальный кодексы.

    В связи с вступлением в действие новой Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, Дума первого созыва в первую очередь принимала законы, определяющие порядок формирования и функционирования системы органов государственной власти, обеспечения правовых гарантий конституционных прав и свобод.

    Впервые на законодательном уровне были урегулированы вопросы: заключения, исполнения и прекращения международных договоров России; участия Российской Федерации в международных миротворческих акциях; оперативно-розыскной деятельности.

  • Слайд 13

    К несомненному успеху Думы можно отнести введение в нормальное русло бюджетного процесса в стране. Федеральный бюджет на 1996 год был принят Думой до начала финансового года, а не после, как было многие годы до этого.

    В сфере природопользования и охраны окружающей среды важную роль сыграло принятие закона об экологической экспертизе.

    Во всех сферах правового регулирования, которые затрагивались депутатами, решалась задача приведения законодательства в соответствие с новой Конституцией России.

    За два года работы Дума первого созыва приняла 461 закон. 310 принятых законов вступило в действие.

    Дума первого созыва выполнила миссию перехода от советского «предпарламента» к профессиональному демократическому парламенту, структурированному по партийному признаку.

  • Слайд 14

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВТОРОГО

    СОЗЫВА (16 ЯНВАРЯ 1996 – 24 ДЕКАБРЯ 1999)

  • Слайд 15
    • Дума второго созыва приняла 1036 законов, из них 749 вступили в силу.
    • Среди них федеральные конституционные законы:
    • «О судебной системе Российской Федерации»;
    • «О Правительстве Российской Федерации»;
    • «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;
    • «О военных судах Российской Федерации».
    • Вступили в силу крупные кодифицированные акты:
    • вторая часть Гражданского кодекса; первая часть Налогового кодекса; Бюджетный кодекс; Уголовный кодекс; Уголовно-исполнительный кодекс; Лесной кодекс;
    • Воздушный кодекс; Градостроительный кодекс; Кодекс торгового мореплавания.

    Основные итоги:

  • Слайд 16

    Большое значение для страны имело принятие ряда федеральных законов.

    В сфере государственного строительства:

    «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»;

    «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»;

    «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

    В сфере обороны и безопасности:

    • «Об обороне»;
    • «О статусе военнослужащих»;
    • «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».
    • В финансово-экономической сфере:
    • «О рынке ценных бумаг»;
    • «О переводном и простом векселе»;
    • «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;
    • «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
  • Слайд 17

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТРЕТЬЕГО

    СОЗЫВА (18 ЯНВАРЯ 2000 – 11 ДЕКАБРЯ 2003)

  • Слайд 18

    Всего в период третьего созыва состоялось 265 очередных, внеочередных и дополнительных заседаний Думы, на которых в общей сложности было рассмотрено в разных чтениях около 2100 законопроектов. Из общего числа принятых в этом созыве законов Президент Российской Федерации подписал 18 федеральных конституционных законов и свыше 700 федеральных законов. Среди них 8 кодексов Российской Федерации, часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации и часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации. В число подписанных Президентом федеральных законов входит 156 принятых законов о ратификации международных договоров и соглашений.

    Основные итоги деятельности:

  • Слайд 19

    Принятые законодательные акты охватили практически все стороны общественно-политической жизни страны. В сфере государственного устройства были приняты федеральные конституционные законы:

    • «О Государственном гербе Российской Федерации»;
    • «О Государственном флаге Российской Федерации»;
    • «О Государственном гимне Российской Федерации»;
    • «О военном положении»;
    • «О чрезвычайном положении»;
    • «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» и другие.

    Другие принятые Думой законы были направлены:

    • на снижение административного бремени на сферу предпринимательства;
    • укрепление прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
    • развитие ипотеки;
    • создание наиболее благоприятных условий для малого бизнеса;
    • формирование системы гарантирования вкладов физических лиц в банках.

    Значительную роль в законотворческой деятельности Думы сыграл Президент Российской Федерации В.В. Путин. Глава государства активно использовал свое конституционное право законодательной инициативы и внес в Думу ряд ключевых законопроектов:

    • о ратификации стратегически важных для России договоров и соглашений;
    • о государственной символике;
    • о политических партиях;
    • о системе государственной службы;
    • о гражданстве и целый ряд других.
  • Слайд 20

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧЕТВЕРТОГО

    СОЗЫВА (29 ДЕКАБРЯ 2003 – 16 НОЯБРЯ 2007)

  • Слайд 21

    Основные итоги деятельности:

    Основным приоритетом деятельности Думы четвертого созыва стало законодательное обеспечение важнейших направлений стратегического развития страны:

    • рост экономики;
    • борьба с бедностью;
    • модернизация системы обороны и безопасности.
    • Внесены изменения в федеральные конституционные законы:
    • «О Конституционном суде Российской Федерации»;
    • «О судебной системе Российской Федерации»;
    • «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

    В новой редакции был принят Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации». Другой принятый закон, прямо касающийся обеспечения конституционных прав и свобод граждан, – это Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

  • Слайд 22

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЯТОГО

    СОЗЫВА (29 ДЕКАБРЯ 2003 – 16 НОЯБРЯ 2007)

    Вклад в развитие парламентаризма

    В период деятельности Государственной думы пятого созыва современный российский парламентаризм поднялся на новый уровень. По инициативе Президента Российской Федерации Д.А.Медведева в Конституцию Российской федерации были внесены поправки о том, что Правительство Российской федерации представляет Государственной Думе ежегодные отчёты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам , поставленным Государственной Думой. В соответствии с этой конституционной нормой Представитель Правительства Российской Федерации В.В.Путин в апреле 2009 г. Впервые выступил с годовым правительственным отчётом перед депутатами и ответил на их вопросы. По итогам рассмотрения ежегодного отчёта Правительства Государственная Дума принимает соответствующее постановление.

  • Слайд 23

    В настоящее время парламентаризм в России развивается на всех уровнях законодательной и представительной власти – федеральном, региональном, местном. Это обусловлено прежде всего тем, что заложенные в современной российской Конституции принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и принцип самостоятельности этих властей распространяются на все органы государственной власти в РФ. Поэтому законодательные органы субъектов РФ можно с полным основанием рассматривать как региональные парламенты в современной России.

    В целом к исключительным полномочиям каждого регионального парламента относится принятие законов регионального уровня. Исполнительная либо судебная ветви региональной власти вправе в установленном законодательством порядке выдвинуть обоснованные возражения против любого закона, принятого региональным парламентом. Исполнительная и судебная власти в регионах действуют на основании законов , принимаемых федеральным и региональным парламентами, что само по себе является крупным достижением современного российского парламентаризма.

    • СОВРЕМЕННЫЙ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ
    • НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МЕСТНОМ
    • УРОВНЯХ ВЛАСТИ В РФ
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке