Содержание
-
МЫШЛЕНИЕ
pptcloud.ru
-
Мышление -это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в её
существенных связях и отношениях.Мышление – открытие новых свойств и признаков объекта через включение его в новые связи.Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и пространстве.Выявление связей и отношений между предметами и явлениями осуществляется посредством преобразования и особых умственных операций.
-
Функции мышления
- Мышление осуществляет функцию регулятора и выступает как высший процесс, объединяющий всю деятельность человека.
Другие функции:
- Установление всеобщих взаимосвязей
- Обобщение свойств однородной группы явлений
- Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений
- Решение проблем и задач
- Целеобразование
- Рефлексия
-
Виды мышления
Мышление неоднородно. Существуют разные его виды.
Они различаются по своему функциональному назначению, генезу, строению,, используемым средствам, познавательным возможностям.
Генетическая психология выделяет три вида мышления:
- Наглядно-действенное
- Наглядно-образное
- Словесно-логическое.
В основе классификации лежит генетический принцип, а виды мышления отражают три последовательных уровня развития мышления.
-
Наглядно-действенное мышление — это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Первичный вид мышления, возникающий у ребенка.
Также широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.
-
Наглядно-образное мышление — это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти.
Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
-
Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
При этом, решая те или иные умственные задачи, мы пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений.
-
Другие виды мышления
-
Основные мыслительные операции
- Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики.
- Синтез – мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому.
- Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.
- Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
- Абстрагирование – отвлечение – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечения от других – несущественных.
-
Формы мышления
- Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.
- Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Могут быть истинными и ложными.
- Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Могут быть индуктивными, дедуктивными и по аналогии.
-
Мышление и речь
Человеческое мышление – в каких бы формах оно не осуществлялось – невозможно без языка, речи.
Через понятие, выраженное в слове, мышление оказывается неразрывно связанным с речью. Речь – материальная основа мышления. Мысль всегда опирается на свернутую внутреннюю речь. Эксперименты и регистрация движений артикуляционных органов показали, что ни одна сложная мысль не протекает без свернутых речевых процессов. Внутренняя речь, в отличие от внешней речи, обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывистостью, фрагментарностью, сокращённостью. Взаимосвязь мышления и речи – одно из важнейших, принципиальных различий между психикой человека и психикой животных.
-
продолжение
Только с появлением слова возможно зафиксировать, закрепить представление или понятие о том или ином свойстве, качестве, характеристике объекта, отношениях между объектами. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем более совершенствуется словесная формулировка какой-либо мысли , тем отчетливее и понятнее она становится.
Благодаря формулированию и закреплению в слове, мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Она прочно фиксируется в речевой формулировке – устной или письменной. И это – важнейшее условие её формирования.
-
Общая характеристика мышления как психического процесса
-
Индивидуальные особенности мышления проявляются в продуктивности ума, составляющими
которого являются отдельные качества мышления:
- Широта
- Гибкость
- Самостоятельность
- Глубина
- Быстрота
- Оригинальность
- Критичность
-
Мышление – высший познавательный процесс. Оно представляет собой форму творческого отражения действительности, порождающего такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени нет.
Особая заслуга в разработке проблем творческого мышления принадлежит Дж.Гилфорду.
-
Творческое мышление
Творческое (продуктивное) мышление связано с порождением новых идей.
Дж.Гилфорд предложил рассматривать творческое мышление с точки зрения доминирования в нем 4 особенностей:
- Оригинальность (нетривиальность, необычность высказываемых идей);
- Семантическая гибкость (способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике);
-
продолжение
- Образная адаптивная гибкость (способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны);
- Семантическая спонтанная гибкость (способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации).
Дж.Гилфорд выделил 2 типа мышления: конвергентное (нахождение единственного точного решения);
- дивергентное - включающее нахождение оригинального решения в результате поиска по многим направлениям
-
Мышление как фундаментальная способность человека
- Мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования.
- Мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность.
- Мышление – активная функция интеллекта, интеллект в действии.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.