Содержание
-
Урок № 21. Тема: «Опасный путь преступной жизни»
Тема: «Опасный путь преступной жизни»
-
- Подростковый возраст – один из самых активных периодов в жизни человека. Именно в этом возрасте молодые люди пытливы, стремятся к преобразованиям, творчеству. Подчас подростки излишне уверены в себе, им кажется, что они все смогут, самостоятельно справятся со всеми трудностями. Однако жизненного опыта явно не хватает. Кроме того, подростки не умеют контролировать свои эмоции, свои поступки приводят к печальным последствиям. И тогда появляются такие страшные строчки: «В местах лишения свободы – это не жизнь, это необъяснимое ощущение. Здесь очень трудно. Мои первые впечатления – это показалась смерть, очень страшно, очень. Эта жизнь не светлая, а черная, и мне в ней страшно».
- Что же собой представляет путь преступной жизни?
- Можно ли его избежать? Поговорим об этом на нашем уроке.
-
Цели и задачи:
Понимать:
- античеловеческую сущность преступной деятельности;
- сложность и спорность проблемы наказания несовершеннолетних подростков.
Знать:
- термины и понятия «преступление», «право», «проступок»;
- причины, которые ведут к преступной деятельности;
- правила поведения при встрече с милицией.
Уметь:
- давать характеристику проступку и преступлению;
- определять и анализировать факторы, вызывающие эти проблемы;
- высказывать суждения на обществоведческие темы;
- работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично;
- осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания.
Отношения, ценности, внутренние установки:
- дать оценку и выразить свое отношение к опасному пути преступной жизни;
- объяснять поведение людей с точки зрения обществознания и психологии.
-
План урока:
1. Преступление.2. Почему люди становятся преступниками?3. Юридический возраст, при котором наступления уголовная ответственность.4. Наказания, предусмотренные за преступления, совершенные несовершеннолетними.5. Правила, которые следует соблюдать при встрече с правоохранительными органами.
-
Введение в новый материал
- «Уголовить – ограбить, разорить», «головник» – «убийца» – эти слова из времен Русской правды говорят сами за себя. Уже одно наименование уголовной отрасли затрагивает самые больные стороны жизни общества, за которые наступают самые суровые меры принуждения.
- Так ли это?
- Сохраняется ли первоначально изложенный в первых правовых документах смысл особо опасной деятельности человека?
- Рассмотрим эти вопросы на уроке.
-
Задание:
- Какие ассоциации возникают у вас при слове «преступление»?
-
Запомните!
- Давайте познакомимся со ст. 14 УК РФ
- Статья 14. Понятие преступления.
Преступлением признается совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Кодексом под угрозой наказания.
Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.
-
Задание: попробуйте с помощью схемы выделить основные черты преступления
Преступление
Общественно-опасное деяние
Виновное деяние
Наказуемое деяние
Противоправное деяние
-
2. Почему люди становятся преступниками?
- О том, почему человек совершает противоправные поступки, люди стали задумываться очень давно. Так Ламброзо вывел теорию о том, что по внешним признакам человека можно определить преступные признаки. Например, маленький лоб, узкие глаза свидетельствуют о том, что этот человек является потенциальным преступником.
- А как вы считаете, какие причины приводят людей к преступлению?
-
Возможные мотивы:
- Ограниченность интересов
- Агрессивность
- Негативные черты личного опыта
- Отсутствие чувства ответственности
- Искаженное представление о том, «что такое хорошо, что такое плохо»
- Признание возможности использовать антиобщественные способы для удовлетворения своих потребностей и интересов
-
3. Юридический возраст, при котором наступает уголовная ответственность
- С какого же возраста и за что наступает уголовная ответственность?
- Задание: работая с параграфом 19, заполните таблицу.
-
4. Наказания, предусмотренные за преступления, совершенные несовершеннолетними
- Какие же виды наказания назначаются несовершеннолетним? Внимательно посмотрите на приведенную схему:
Виды наказаний для несовершеннолетних:
- Обязательные работы
- Исправительные работы
- Штраф
- Лишение права заниматься определенной деятельностью
- Лишение свободы на определенный срок
- Арест
-
Запомните!
При назначении наказания несовершеннолетнему учитываются:
- Условия его жизни
- Условия его воспитания
- Уровень психического развития
- Особенности личности несовершеннолетнего
- Степень влияния на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц
В современных условиях следствие и прокуратура стараются учитывать следующие факты:
- впервые ли было совершено преступление небольшой или средней тяжести
- возможно ли его исправление путем применения принудительных мер воспитательного воздействия
-
Какие же меры воспитательного воздействия применяют в отношении несовершеннолетних? Посмотрите на схему:
Меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних:
- Предупреждение
- Возложение обязанности загладить причиненный вред
- Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо спецгосоргана
- Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего
-
Задание: внимательно изучите таблицу
- Случаи возникновения вины
-
Задание:
- Но иногда молодые люди, не задумываясь о последствиях своих шалостей, попадают в сложные ситуации. Например, кто-то пошутил и позвонил в милицию с сообщением о бомбе, которая якобы заложена в здании школы.
- Предугадайте, как будут разворачиваться события?
- Какое наказание наступит в результате подобных действий?
-
Задумаемся…
- Существуют и проступки, которые и не такие опасные, но совершать их запрещено, и об этом сказано в законе.
- Приведите примеры подобных проступков.
- И наоборот, есть преступления, за которые судят намного строже, чем за обычные преступления. Так наказываются групповые преступления. Как вы думаете, почему?
-
5. Правила, которые следует соблюдать при встрече с правоохранительными органами
- Мы знаем, что правоохранительные органы страны призваны обеспечивать защиту права, порядка, безопасности в стране. Поэтому любой человек, в том числе и несовершеннолетний, может быть задержан сотрудниками милиции для выяснения их личности.
- Задание:работая с материалом 19 параграфа, составьте Памятку «Как вести себя при задержании».
-
ПАМЯТКА
- С собой необходимо носить записную книжку с номерами телефонов родителей, родственников, которым следует немедленно сообщить о том, что произошло.
- Каждый человек имеет право на защиту, а потому с момента задержания можно пригласить адвоката.
- Несовершеннолетние дают объяснения только в присутствии своих законных представителей, а потому до их приезда можно молчать и ничего не рассказывать, за исключением данных о себе (Ф.И.О., место проживания).
- При личном досмотре, который может осуществляться при задержании, должны присутствовать посторонние люди – понятые. При личном досмотре сразу составляется протокол.
- Нельзя никогда подписывать незаполненный протокол задержания.
- Задержанный имеет право подавать жалобы на действия тех, кто произвел задержание.
- При задержании следует вести себя вежливо, подчиняться законным требованиям сотрудников правоохранительных органов.
-
Подведение итогов
- Почему люди становятся преступниками?
- Какие наказания предусмотрены за преступления, совершенные несовершеннолетними?
- Как вы понимаете утверждение: «Незнание законов не освобождает от ответственности»? Справедливо ли это, по вашему мнению?
-
Домашнее задание:
Выучить 19 параграф и выполнить разноуровневые задания:
- 1 вариант: нарисовать портрет несовершеннолетнего преступника.
- 2 вариант:приведите из литературных произведений или фильмов примеры совершения преступлений. Проанализируйте. Почему человек совершил преступные действия? Был ли другой выход из ситуации?
- 3 вариант: напишите эссе на тему «Закон суров, но это закон».
-
Желаю успеха!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.