Содержание
-
Разработка профориентационной программы
-
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Школа должна осознать свою долю экономической ответственности перед страной. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно, более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
-
Основаниями зрелого выбора служит наличие у школьников широкой информационной готовности к его осуществлению. Она включает в себя информированность:
о возможных способах получения желаемого образования после школы; об усилиях, которые потребуется приложить для его получения; о наличии собственной практической готовности и способностей для получения избранного образования; о профессиях, которыми можно овладеть, благодаря полученному образованию; о содержании и условиях возможной профессиональной деятельности;
-
о последствиях, которые могут иметь место по завершении обучения (например, востребованности специалистов с данным образованием на рынке труда, оплате труда, возможностям для личного роста и карьеры); о возможности реализовать свои жизненные цели и планы через системный способ образования и последующую профессиональную деятельность.
-
Как показывает практика, главные трудности в выборе профессии связаны с вариативностью выбора. Так, 32 % школьников заявили, что их интересует несколько профессий. Кроме того, просматривается слабая осведомленность о профессиях, о своих способностях, о технологии выбора. Потребность в помощи профконсультанта испытывают 52 % опрошенных, 40 % заявили, что в помощи не нуждаются, 8 % не знают, где можно проконсультироваться по поводу выбора профессии.
-
Среди мотивов выбора профессии преобладают индивидуально и социально значимые мотивы. 36 % опрошенных считают, что хорошо знают содержательную сторону выбранной профессии, 32 % считают ее социально значимой, 16 % уверены, что профессия востребована на рынке труда, 8 % ответили, что обладают необходимыми для этой профессии качествами, 8 % выбирают будущую профессию по принципу материальной заинтересованности.
-
В ходе диагностики 10-ых классов и профессию, и учебное заведение выбрали 55 % респондентов, 27 % выбрали только учебное заведение, 3 % только профессию, 15 % не выбрали ни того, ни другого
-
Циклическая организация профориентационного процесса должна включать в течение года следующие этапы:
1 этап – профдиагностика намерений, способностей и возможностей школьника по предлагаемым профессиональным учебным заведением специальностям; 2 этап – анализ результатов диагностики, формирование профессиональных планов учащихся, обсуждение с родителями;
-
На вопрос о том, что повлияло на их выбор, 13 опрошенных ответили, что это их личный выбор, 11 человек сделали выбор по совету родителей, 8 человек воспользовались рекомендациями психолога, профконсультанта, 5 – советами друзей, учителя.
-
Вариативность выбора – главная трудность для опрошенных, 18 % признают, что мало знают о мире профессий, 12 % недостаточно знают, как выбрать профессию, остальные затруднились с ответом. Потребность в помощи специалиста есть у 16 десятиклассников, 23 опираются на собственные силы, 4 – не знают, где можно проконсультироваться по поводу профессионального выбора. 54 % опрошенных имеют полную информацию о выбранном учебном заведении, 32 % - неполную, 14 % не владеют информацией. На вопрос о возможностях трудоустройства по избранной специальности половина респондентов ответили «да, знаю», половина – «нет, не знаю».
-
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность по Программе; создание профориентационной службы школы; изучение существующих образовательных программ на профкомпонент и разработка новых образовательных программ, адекватных идеям профориентации; изменение системы работы классного руководителя, тесное взаимодействие на уровне «школа-родители»; совершенствование системы психолого-педагогической поддержки учащихся; совершенствование системы воспитательной работы; информатизация школьного пространства.
-
Содержание программы
Эта система включает в себя следующие этапы: пропедевтический (начальная школа); подготовительное отделение (5-7 классы); пробной профилизации «выбор» (8-9 классы); полного самоопределения «специализация» (10-11 классы).
-
Организация и этапы выполнения Программы
Первый этап(2011 - 2012 годы) предполагает разработку структуры действия Программы с учетом включения в поле деятельности всех заинтересованных субъектов инновационного процесса; простраивание обновленной структуры образовательного учреждения; разработку и экспертизу перспективного учебного плана с учетом Программы; создание программно-методического обеспечения перспективного учебного плана; корректировку базовых программ, программ факультативных занятий и спецкурсов; изучение допрофессиональных интересов и склонностей учащихся; разработку диагностических материалов.
-
На втором этапе(2012 - 2013 годы): o апробация системы воспитательной работы, сконструированной на основе идей данной Программы; o введение в практику работы эффективного психологического сопровождения образовательного процесса; o формирование и функционирование профориентационной службы школы; o функционирование структур управления школой; o проведение многофакторного мониторинга эффективности развития образовательного учреждения; o создание автоматизированной системы обработки информационных потоков по всем показателям мониторинга. Третий этап(2013 - 2015 годы): o полная реализация идей развития образовательного учреждения; o мониторинг, анализ, корректировка и обобщение результатов реализации Программы; o переход педагогической системы профессиональной ориентации учащихся в режим дальнейшего функционирования.
-
Прогнозируемые результаты
Основным результатом выполнения данной Программы является функционирование педагогической системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательной школы, ведущая к подготовке такого выпускника школы, который может сделать правильный (зрелый) выбор своего будущего направления в жизни, хорошо ориентируется на рынке профессий, имеет четко определенные профессиональные планы, умеет адаптироваться в меняющихся условиях. Программа технологична, легко переносится в нужную образовательную систему. При разработке Программы использовался опыт работы общеобразовательных школ региона.
-
Спасибо За Внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.