Содержание
-
Тема 5. Политические и правовые учения в эпоху Просвещения.
-
Вопрос 1. Политико-правовые идеи Монтескье
Шарль Луи де Монтескье (1689-1775) «О духе законов» - 1748 г. Государство возникает в результате длительного исторического процесса Общий дух каждой нации рождает присущие ей закономерности На дух нации воздействуют климат, почва, размеры и положение страны, способы добывания пищи мн.др.
-
Абсолютизация географических факторов привела к расистским толкованиям его учения: азиатские народы склонны к подчинению, европейские к господству «Моральные причины более влияют на общий дух, общий характер нации и должны более учитываться при выявлении общего духа по сравнению с физическими причинами» Свобода – есть право делать все, что дозволено законами. Республика для небольших государств, монархия для средних, деспотия для империй (федеративная республика подходит и для больших государств) Принцип разделения властей состоит в принадлежности власти различным государственным органам. При этом нужен такой порядок, при котором «одна власть останавливает другую». Монтескье – предшественник исторической школы права и социологической юриспруденции (законы – необходимые отношения, вытекающие из природы вещей)
-
Вопрос 2. Политико-правовые идеи Ж.-Ж.Руссо (1712-1778)
Прогресс наук и искусств только испортил нравы Естественное состояние предшествовало гражданскому Частная собственность породила борьбу за существование и желание богатых защититься через создание публичной власти – государства Для Руссо естественное право – свобода морального выбора, основанного на чувстве естественной справедливости общей для всего человеческого рода Политическая свобода достижима только там, где законодательствует народ Власть принадлежит народу, его власть (общая воля) господствует
-
Вопрос №3. Политико-правовые идеи либерализма Т. Пейна, Б.Франклина и Т. Джефферсона.
Франклин: «Моя страна там, где свобода» Пейн (1737-1809): «Моя страна там, где нет свободы» Идеи Пейна и Джефферсона (1743-1826) легли в основу Декларации независимости 1776 г. По мнению Пейна, просвещение народа – единственный путь улучшения общества, а корень всех зол не в человеческой природе, а в «дурном общественном устройстве»
-
Для Пейна общество первично, изначально, государство вторично, производно. Общество не искусственное тело, образованное на определенной ступени эволюции человеческого рода, а естественное состояние, присущее человеческому существованию, как таковому, со дня творения. Государственно-организованному обществу предшествовало догосударственное, безгосударственное общество. В перспективе государственное общество должно опять смениться безгосударственным.
-
Т.Пейн
Если общество порождено естественными человеческими нуждами и потребностями, то государство возникло из-за ослабления естественных моральных скреп общества, из-за недостаточной социальной эффективности одних лишь нравственных норм.
-
Понятие государства по Т.Пейну
Государство - «общенациональное объединение, действующее в соответствии с общественными принципами». «Чем совершеннее цивилизация, тем меньше она нуждается в государстве».
-
Пейн различает три источника и соответственно три типа государственной власти:
Первый источник – суеверие Второй – сила Третий – общие интересы и общие права всех членов общества. Возникая из первого источника государственная власть – власть духовенства Из второго – власть завоевателей Из третьего – царство разума. Последняя форма не является злом.
-
На различении общества и государства покоится теория естественных прав, отличаемых от прав гражданских
Первые врожденные и неизменные, вторые приобретены и преходящих. Джефферсон писал: «Мы убеждены - что человек … наделен от природы правами и врожденным чувством справедливости». В проекте «Декларации прав» он формулирует следующее понимание естественных прав: «Все люди созданы равными … они наделены создателем врожденными и неотчуждаемыми правами … среди которых: жизнь, свобода, достижение счастья».
-
Гражданские права, приобретение и отчуждение которых связано с возникновением государства, являются вторичными, выполняя служебную роль по отношению к естественным правам. Гражданские права как бы надстраиваются над естественными. По формуле Пейна, «каждое гражданское право выражает из естественного права, другими словами, оно есть обмененное естественное право».
-
Право на революцию основывается на признании суверенности народа и ответственности перед ним государства: «Народ имеет право на то, что он желает». (Пейн).
-
При составлении «Декларации независимости США (1776 года) Джефферсон заменяет знаменитую европейскую триаду «жизнь, свобода и собственность» формулой «жизнь, свобода и стремление к счастью». Право частной собственности для него, как и для Пейна и Франклина, гражданское, а не естественное право; оно не первично и изначально, а имеет чисто функциональный характер и установлено на определенной ступени цивилизации. Частная собственность не естественное порождение общественной жизни, а результат исторически возникшего законодательства.
-
Вопрос №4 Политико-правовые идеи Александра Гамильтона и Джона Адамса.
Джон Адамс обосновывал необходимость обособления и независимости трех отраслей власти (законодательной, исполнительной, судебной). Адамс считал, что необходимо усилить исполнительную власть и создать тем самым систему сдерживания и взаимного уравновешивания властей («сдержек и противовесов»).
-
Гамильтон считал при этом, что система сдержек и противовесов необходима для подавления эгоизма и пассивности народной массы, которую нужно заставлять сотрудничать во имя общего блага.
-
Адамс выделял три формы правления: монархию, аристократию и демократию. Лучшей формой является республиканская смешанная форма правления, в которой законодательная власть сформирована через верхнюю аристократическую палаты парламента.
-
Вопрос №5 Учение Оливере Холмса о праве.
Член верховного Суда США в конце 19 века строит совершенно новый тип правопонимания, согласно которому право «предсказание того, каким образом будет действовать суд на практике». Закону при этом отводится весьма не главная роль. Центр правотворчества переносится на правоприменительную деятельность судей. Право освобождается от понятий «вечное, неизменное, справедливое», от наделения качеств всеобщности нормативной определенности и ставится в зависимость от тех или иных факторов, влияющих на решение судьи: от психологических до политических.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.