Содержание
-
Е.А. Мануйлова Псков, ПГПУ им. С.М. Кирова
-
Политика государства в сфере образования
-
.
«Подлинная суть образовательной политики – выработка общенациональной идеологии и социальных приоритетов в сфере образования… и их всесторонняя реализация» Э. Д. Днепров
-
В государственной образовательной политике современной России произошли изменения:
Отказ от попыток административного реформирования в угоду сиюминутным политическим веяниям; Переход образования к устойчивому развитию
-
2. (по определению в принятой ООН «Повестке дня на XXI век» «Устойчивое развитие» предполагает: полноценное удовлетворение потребностей нынешнего поколения без ущерба для возможностей будущих поколений полноценно удовлетворять свои потребности. Развитие прежде всего понимается как развитие человека (физического и нравственного здоровья, интеллектуального и творческого потенциала).
-
Интересы государства могут быть «найдены» в программных и нормативных документах 2000 – 2011 гг.
Законе РФ «Об образовании» (1992 г.); Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года; Национальной доктрине образования в РФ до 2025; Президентской инициативе «Наша новая школа» ( 2 февраля 2010)
-
Основные положения закона «Об образовании» оказались нереализованными:
Серьезный разрыв в системе «государство – образование – общество» (до начала XXI века); Создание рабочей группы Госсовета РФ по вопросам реформирования российского образования (возглавил С.Л. Катанандов);
-
Доклад рабочей группы Госсовету «Образовательная политика России на современном этапе» (29 августа 2001 г.); Среднесрочная перспектива – модернизация образования (большая часть мер не осуществлена); 2004 г. – второй уход государства из образования, отказ от социально-экономических обязательств;
-
« О стратегии развития России до 2020 г.» (8 февраля 2008 г., В. В. Путин, заседание Госсовета ): - Инновационный путь развития страны через развитие человеческого потенциала: Человеческий потенциал Конкурентное преимущество страны Национальный приоритет
-
Образование– является ключевым ресурсом: -инновационной экономики; -сплочения российского общества (соответствие социальным запросам); -глобальной конкуренции на рынках инноваций, труда.
-
МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯОбразование в течение жизни
Образование - ядро карьеры 1. Незавершенное (дополнительное обучение) Индивидуализация образовательных траекторий 2.Самостоятельный доступ к учебным ресурсам и технологиям самообразования. 3.Культура усвоения замещается культурой поиска и обновления. 4.Новый социальный стандарт образования 5.Высокая ценность таланта и мастерства 6.Новый преподаватель 7.Смена технологий 8.Образование – открытая система 9.Смена роли государства 10. Российская система образования – часть глобальной сферы образования
-
1. О. понимается как незавершенное.(Всегда понималось как дополнительное обучение).
О. – ядро карьеры. ( Всегда понималась карьера как накопление авторитета и жизненного опыта). Индивидуализация образовательных траекторий:большую часть О.У. формирует самостоятельный человек для себя самого (открытый рынок О.П. и модулей, выбор; прозрачная, понятная система признания результатов; субъекты регулирования о.рынка –профессиональные сообщества и потребители).
-
2.Самостоятельный доступ к учебным ресурсам и технологиям самообразования.3.Культура усвоения замещается культурой поиска и обновления.
2.1 Доступ к О.Р. через цифровые О.Р. национальных библиотек на основе отечественных разработок и О.Р со всего мира. 3.1Развитие командных компетенций в контексте коллективной работы.
-
4.Новый социальный стандарт образования.Высшее образование становится подлинно массовым.
Ядро образовательной системы, базовый уровень высшего образования, бакалавриат . Прикладной бакалавриат –фундамент для магистратуры и для гибкого образования в течение всей жизни.
-
5.Высокая ценность таланта и мастерства,
понимаемого каквладение особо эффективными средствами деятельности в конкретной области. Мотивация, интерес, склонности, креативность – ключевой и наиболее дорогой ресурс образования.
-
-
-
7.Смена технологий – превращение образования …
-
8. Образование – открытая система
(сетевое взаимодействие с другими институтами и агентами индивидуального, экономического и социального развития).
-
-
9.Смена роли государства ( регулятор взаимодействия, источник средств). Самодостаточность системы. 10. Российская система образования – часть глобальной сферы образования(участие в международных исследованиях, импорт и экспорт О.У.; «входящая» и «исходящая» мобильность российских преподавателей, студентов).
-
Аналитический взгляд на основные идеи государственной политики в области образования
1)Покончить с мифологемой о нашем «лучшем в мире образовании».
-
О.система России сильно разрушена, искажена, этически подорвана…
Впервые выведено на политический уровень положение: автором системы национального образования , по сути , является общество, а не только учителя, профессура и образовательные администраторы.
-
Финансовое обеспечение
2) Инвестиции. Готово ли (общество) Россия инвестировать образование?
-
Готов только родитель (у него есть мотив - любовь к ребенку. Данные социологического опроса за 2007 г.: большинство респондентов за получение детьми высшего образования и готовность оплачивать ОУ более 50% Работодатель-бизнес(мелкие подачки, с определенными жесткими условиями в свою пользу). Лишенность культуры предпринимательской аскезы. Политики не готовы.
-
Есть только два союзника:
президенты (их призывы не транслируются «вширь», особенно в регионы). Основной инвестор, основной ресурс развития образования – активность и инициатива участников О.П.( и то в данном случае имеются в виду в основном учительство и профессура, но вряд ли, например, ректорский корпус).
-
Содержание учебных программ
Образованию, приспособленному к нуждам экономики отводится короткий срок Установка на всеобщность высшего образования на уровне бакалавра Понятие «специальность» утратило смысл вместе с ушедшей в небытие индустриальной эпохой Система вузовской подготовки, за редким исключением, сводится к сдаче зачетов и экзаменов.
-
Высшая школа должна освоить две простые вещи:
1) наличие Интернета, ресурсы которого превышают познаниябольшинства педагогов. Мастерство требуется для обучения функциональной грамотности: поиск ресурсов, критичность оценки; 2) большинствостудентов уже с 3 курса совмещают учебу (или ее имитацию) с практической работой, что иным образом расширяет их представления о себе и мире вокруг себя, в то же время лишая качества традиционные академические знания.
-
Выход из этой коллизии:
После пары лет общего образования с о е д и н и т ьучебную программу с непременным решением практических задач.
-
Педагогический корпус Необходимо вмешательство государства: - доходы преподавателя зависят от выполнения исследовательских, проектных, исполнительских работ. Работодатель. (Скепсис по отношению к высшему и среднему специальному образованию). Здесь необходимо вмешательство государства – ввести систему налоговых поощрений для предприятий, вступающих в договорные отношения с вузами, с непременными для всякого контракта взаимными обязательствами.
-
Проблемы:
1) проблема среды в которой развивается образование. Образование будет способствовать социальной сегрегации. В системе образования происходит собственное расслоение шанс поступитьв тот или инойвуз определяется во многом уже возможностью поступить в тот или иной детский сад школу
-
2) вопрос об «образовательной зрелости» работника при его выходе на рынок труда и требованиях к этому параметру работодателя. 3) проблема кадров и эффективного контракта общества с преподавателем зарплата в образовании должна быть конкурентноспособной на рынке труда Неблагоприятная возрастная структура кадров.
-
4) исследовательские университеты Проблема снижения масштабов и эффективности научных исследований в вузах. Выявление причин (финансирование). Предложение – введение разного рода грантов. Формировать навык «интеллектуального предпринимательства» - развитие внутренней мотивации человека
-
5) проблема ссылок на ситуацию в «развитых странах». «Нормативное» сравнение с их системами образования представляется не всегда конструктивным. Спорны идеи о безусловной пользе студенческой мобильности.
-
6) проблема целеполагания. Проблемно: как Россия будет повышать конкурентоспособность своего образования на мировом образовательном рынке Цели внутри России не очень ясны Предполагается альтернатива разнообразные конкурсы по отбору лучших в том или ином смысле технические вузы России педагогические, гуманитарные.
-
Это разные стратегии, и выбор зависит от конечных целей, а они пока что не очень просматриваются.
В результате мы возвращаемся к вопросу оцелеполагании.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.