Содержание
-
Повышение качества проектов правовых актов. Роль, формы и виды экспертиз в правотворческом процессе.
Анти-коррупционная экспертиза муниципальных правовых актов
-
Качество нормативных актов определяет
Эффективность системы местного самоуправления (в том числе свободу от коррупциогенных факторов) Правоспособность органов местного самоуправления и легитимность их деятельности Возможность использования ресурса права для решения вопросов местного значения, в том числе через расширение использования собственных ресурсов населения
-
Качество нормативных актов
Зависит: От организации правотворческого процесса (этапы, распределение полномочий, процедур) От состава участников правотворческого процесса (различные группы интересов, синтез профессиональных знаний) От наличия системы контроля качества: Требования к разработке проектов Экспертизы Обсуждения Мониторинг право применения
-
Повышение качества нормативных актов
Проектирование и регламентирование организации правотворческого процесса: Особенно: Необходима система принятия решений о разработке актов Детализация процедуры проектирования нормативных правовых актов
-
Повышение качества нормативных актов: организация правотворческого процесса
Система принятия решений о разработке актов ПЛАНИРОВАНИЕ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Мониторинг право применения Аудит действующей системы правовых актов Прогнозирование развития социальных отношений Мониторинг изменений законодательства Изучение потребностей, интересов жителей, существующих проблем в общественных отношениях
-
Повышение качества нормативных актов
Процедуры проектирования нормативных правовых актов: Обязательная предварительная разработка КОНЦЕПЦИИ нормативного правового акта Широкое общественное участие в проектировании и обсуждении /экспертизах КОНЦЕПЦИИ акта.
-
Общественное участие в правотворческом процессе
Эффективно на самых ранних стадиях Должно быть организовано Должно поощряться
-
Система контроля качества
Требования к разработке проектов Экспертизы Обсуждения Мониторинг правоприменения
-
Экспертизы
Экспертиза – это совокупность мотивированных заключений по предмету и вопросам экспертизы Условия проведения экспертизы: эксперт (группа экспертов или экспертная организация) не принимали ранее участия в подготовке данного проекта для профессиональной экспертизы: обладают специальными знаниями в данной области независимость Экспертизы можно классифицировать по: решаемым задачам способу организации
-
ЭкспертизыПо решаемым задачам
Комплексная Специальные Юридическая/правовая Антикоррупционная Лингвистическая Экологическая Криминологическая Финансовая Гендерная иные
-
Экспертизыпо способу организации
Внутренняя Внешняя Государственная - проводится уполномоченными государственными органами и организациями Профессиональная (по договору) Общественная Независимая (инициативная)
-
Общественная экспертиза проекта/решения
заключается в оценке: Соответствия документа интересам населения; Возможности (при реализации всех положений документа) достичь поставленных целей; Реалистичности, т.е. возможности в существующих условиях реализовать предложенное решение; Наличия всех необходимых правил и процедур, обеспечивающих реализацию предлагаемого решения в практической жизни; Соблюдения принципа равенства и доступности участия для всех заинтересованных лиц; Возможности понимания и использования документа людьми, не имеющими специальной подготовки.
-
Юридическая экспертиза
Правовая оценка: Формы акта Его целей Задач Предмета правового регулирования Компетенции органа, принявшего акт Содержащихся в нем норм Порядка принятия, обнародования(опубликования) Соответствие акта законодательству Соответствие требованиям юридической техники
-
Юридическая (правовая) экспертиза
Методика: рекомендации по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (приложение к Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 29 октября 2003 г. №278)
-
Антикоррупционная экспертиза
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН №172 «ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ»
-
Основные новации закона об антикоррупционной экспертизе (АКЭ)
Обязательность проведения Сотрудничество с институтами гражданского общества при проведении Широкая трактовка «коррупциогенных факторов» Обязательность рассмотрения представленных заключений Возможность инициативных заключений
-
Кем проводится АКЭ?
ПРОКУРАТУРОЙ ОРГАНЫ (ИХ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА) ОРГАНИЗАЦИИ (ИХ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА) ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ГРАЖДАНЕ
-
Необходимо принятие муниципального нормативно правового акта
О порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и проектов правовых актов (Ст.3,ч.1,п.3. ФЗ№172)
-
Кем проводится АКЭ?
Прокуратура проводит АКЭ в следующих областях: прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; муниципальной собственности, муниципальной службы, бюджетного , налогового, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) муниципальные должности, должности муниципальной службы нормотворчества
-
Коррупциогенные факторы (ст.1, ч.2)
Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции
-
Антикоррупционная экспертиза
Методика проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции Утверждены новые правила и методика проведения анти коррупционной экспертизы Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96
-
Антикорпуционная экспертиза проводится в отношении:
а) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы; б) проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов - при проведении их правовой экспертизы; в) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации; г) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - при мониторинге их применения.
-
Основные правилапроведения экспертизы на коррупциогенность (АКЭ)
АКЭ должна быть: системной достоверной проверяемой необходимо проводить экспертизу каждой нормы проекта документа на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов
-
Заключение АКЭ
По результатам АКЭ составляется экспертное заключение, в котором отражаются все выявленные положения проекта документа, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.
-
Коррупциогенные факторы (из 172 ФЗ)
Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов): устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
-
Коррупциогенные нормы
Коррупциогенными нормами признаются положения проектов документов, содержащие коррупционные факторы
-
Коррупционные факторы
а) широта дискреционных полномочий: отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц); б) определение компетенции по формуле "вправе» в) выборочное изменение объема прав возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
-
Коррупциогенные факторы
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт; д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов; е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
-
ж) отсутствие или неполнота административных процедур отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка; з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
-
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям; б) злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций; в) юридико-лингвистическая неопределенность употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
-
Качество нормативного акта обеспечивает общую эффективность деятельности, в том числе и предотвращение коррупции!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.