Содержание
-
Тема:
Формирование команды. Роли в команде
-
Цели: 1.Согласование и уточнение представлений о закономерностях формирование команды на основе полученных знаний. 2. Отработка умений применения полученных знаний в условиях тренингов. 3. Развитие коммуникативных способностей для работы в команде. 4. Проектирование заказа на совместную деятельность командного типа. Форма обучения: Деловая игра Модель обучения: Оценка - Обучение - Анализ - Упражнение - Применение
-
Малые группы – это небольшие объединения людей (от 2-3 до 30 чел.), занятых общим делом и находящихся в непосредственных контактах между собой
-
Характеристика малой группы
Психологическая и поведенческая общность ее членов Динамичность развития и жизнедеятельность группы (от фазы становления до фазы распада) Морально-нравственные нормы группы Непосредственный контакт между членами группы Размер группы Композиция группы (индивидуальный состав) Морально-нравстственный тон Направленность деятельности
-
Классификация малых групп
референтные – нереферентые естественные – условные слаборазвитие – высокоразвитие
-
КОМАНДА – это такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения принято называть коллективистскими (коллектив единомышленников).
-
Требования к команде
Успешно справляться с возложенными на нее задачами Иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения Создавать для каждого своего члена возможность развития личности Быть способной к творчеству., т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сума того же количества индивидов, работающих в отдельности
-
Признаки команды
Наличие: Руководителя и лидера Определенной системы отношений в группе Конформность Нравственные ценности и нормы Каналы коммуникации Позиция и статус Внутренние установки Ролевые позиции Композиция
-
Этапы формирования команды(А.Г. Кирпичник)
Взаимная ориентация. Это этап невысокой работоспособности группы (самопрезентация, наблюдение других членов группы, понимание и отбор важных для себя свойств партнера). Эмоциональный подъем. Определяется преимуществом контактов, оживленных новизной ситуации. Спад психологического контакта. Возникает в следствии начала совместной деятельности, в которой обнаруживаются не только достоинства, но и проблемы, отсюда ситуация взаимной неудовлетворенности. Подъем психологического контакта. Связан с получением результатов совместной деятельности, согласовании в ролевых функциях, выявляющих сильные стороны каждого члена команды.
-
Структуры внутригрупповых каналов коммуникации
Централизованные (вертикаль): Фронтальная Радиальная Иерархическая Децентрализованная (горизонталь, «коммуникативное равенство»): 4. Цепная 5. Круговая 6. Полная или неограниченная структура коммуникации (нет препятствий для свободного общения) Ограниченная в разной мере структуры
-
Фронтальная структура
Участники непосредственно находятся рядом и, вступая в прямые контакты, могут видеть друг друга, что позволяет им в какой-то степени учитывать поведение и реакции друг друга в совместной деятельности
-
Радиальная структура
Участники деятельности не могут непосредственно воспринимать, видеть или слышать друг друга и обмениваться информацией только через «центральное лицо». Это затрудняет возможность учитывать поведение и реакции остальных, зато позволяет работать самостоятельно независимо, до конца выявляя собственную, индивидуальную позицию.
-
Иерархическая структура
Имеется несколько (не менее 2) уровней соподчинения, причем часть из них может непосредственно видеть друг друга в процессе совместной деятельности, а часть нет. Межличностное общение ограниченно, коммуникации могут осуществляться в основном между двумя располагающимися рядом уровнями соподчиненности. 3 3 3 1 2
-
Цепной вариант структуры
Межличностное взаимодействие осуществляется как бы по цепочке, где каждый из участников за исключением двух крайних взаимодействуют с двумя соседними. Крайние позиции взаимодействуют только с одним членом группы.
-
Круговая структура
Одинаковыми возможностями располагают все члены группы. Имеющаяся информация может циркулировать между членами группы, дополняться и уточняться. Участники коммуникации могут непосредственно наблюдать за реакциями друг друга, учитывать их в своей работе.
-
Полная или неограниченная структура
В ней нет никаких препятствий для свободного межличностного общения. Каждый из членов группы может совершено свободно взаимодействовать с другими.
-
Позиционные роли в коммуникации
Законы коммуникации предполагают последовательное прохождение следующих позиций: «Автор» «Понимающий» «Критик» «Организатор коммуникации» «Арбитр» Простая коммуникация Сложная коммуникация ОК А П К Арб
-
Роли в команде
I вариант. Классификация Белбина: «Председатель» – спокойный, уверенный в себе, контролирующий себя. «Поставщик» - активный, динамичный, напрягшийся, возбужденный. «Человек команды» - социально-ориентированный, ласковый, чуткий. «Уточняющий» - экстраверт, любопытный, общительный, энтузиаст. «Оценивающий» - серьезный, осторожный. «Исполнитель» - предсказуемый, управляемый. «Растущий» - творчески-настроенный индивидуалист, не всем приемлем. Потенциальный «председатель» новой команды.
-
II вариант. Классификация Крейган, Райт. «Лидер выполнения задания» – несущий ответственность за выполнение работ. «Социально-эмоциональный лидер» - создает благоприятную атмосферу и поощряет анализ в группе. «Нейтрализатор» - поддерживает хорошее настроение команды. «Доставляющий» - общается с нужными источниками. «Главный отрицающий» - оценивает идеи, составляет порядок работ, приветствует конфликт. «Активный слушатель» - спрашивающий, ищущий идеи, не выражающий поддержки какой-либо определенной позиции.
-
III вариант. Классификация по Вудкоку. «Лидер команды» - ставит вопрос. «Дипломат» - участник переговоров, влиятелен, ориентируется на всю команду. «Посол» - развивает внешние связи, заводит новые знакомства, полезные для команды. «Контролер» - заботится о качестве продукта, «голос совести» команды. «Судья» - стимулирует справедливость в группе, избегает спешки. «Приспособленец» - наблюдает, не допускает конфликтов.
-
Типы команд
Несформировавшаяся команда чаще всего характеризуется как «король и придворные», где «король» делает то, что хочет, а придворные должны ему подчиняться. Иногда «король» тяжело и много работает, но это не помогает формироваться команде, потому что все предложения, дискуссии и решения предлагаются и принимаются им самим. Экспериментирующая команда пытается избежать притворной вежливости. «Нам не нужна наша дурацкая вежливость», - говорят они; а это означает большую открытость команды и готовность столкнуться с трудностями. Объединяющаяся команда от общей работы получает больше пользы. На этом этапе выявляются больше усилий для создания структуры работы команды: объясняются цели команды; определяются задания, которые нужно выполнить; более точно и аккуратно проводится планирование и анализ результатов. Зрелом команде свойственна методологическая работа очень высокого уровня и развивающаяся деятельность (в широком смысле). Лояльность команды является естественной и само собой разумеющейся и не подлежит дискуссиям. Развитие команды становится образом жизни.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.