Содержание
-
Самопознание и развитие личности
Павлова Анеля Васильевна учитель истории МОУ СОШ № 12
г. Вышнего Волочка Тверской обл.
-
ЧТО ТАКОЕ САМОСОЗНАНИЕ?
- Самосознание - определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой.
- Самореализация - процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем;
-
Этапы самопознания:Самоузнавание - различения себя и внешнего мира;Начало перехода от
пассивного восприятия себя к активному созданию образа «Я»;Самооценка - отношение к собственной внешности вместе с представлениями о своих способностях, об отношении к себе других людей.
-
Что влияет на нашу самооценку?
- важную роль играет сопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, каким мы хотели бы быть;
- некоторые люди склонны оценивать себя так, как их оценивают другие;
- самооценка зависит от нашего отношения к собственным успехам и неудачам
-
Этапы развития самосознания
- различение ощущений, исходящих извне, и ощущений, вызываемых изнутри, выделение границ своего тела;
- Формирование способности к самостоятельным действиям с предметами, благодаря чему формируется восприятие себя как активного субъекта;
период развития самооценки:
Я-концепция
-
Я-концепция
По временной отнесенности можно выделить образы: Я-настоящее, Я-прошлое, Я-будущее или, еще более дробно, Я в 15 лет, Я в 30 лет и т. д.По содержанию можно выделить образы: Я-физическое, Я-умственное, Я-эмоциональное, Я-социальное.По источнику информации можно выделить разные зеркальные Я: Я глазами мамы, Я глазами друга и т. д.
Все эти образы служат регуляторами поведения человека и взаимодействия с другими людьми.
совокупность всех представлений о различных сторонах своей личности и организма.
-
Центральное место в осмыслении процесса собственного развития занимает понятие идентичности.
осознание временной протяженности собственного существования;
идентичность предполагает восприятие собственной целостности, единства, тождественности самому себе;
определение степени своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности.(пол, национальность, социальный строй и т. д.)
-
подростковая идентичность
три измерения подростковой идентичности:
1) описание себя через принадлежность к определенной категории людей и через предпочитаемые виды деятельности и вкусы (я ученик, я любитель современной музыки и т. п.);
2) описание, с одной стороны, официального социального статуса, а с другой — личностных черт (я россиянин, я смелый, я решительный);
3) характеристики личности, социально одобряемые и не одобряемые (я не люблю подлецов, я стараюсь быть честным).
-
Четыре варианта обретения идентичности у подростков:
- Диффузная идентичность - отсутствие у подростка каких-либо профессиональных и идеологических моделей своего будущего и малой озабоченностью проблемой выбора;
- Предрешенная идентичность - подросток делает выбор не в результате внутреннего конфликта, а под влиянием окружающих;
- Отложенная —подросток переживает кризис, но не может сделать важный для него выбор, откладывая его на будущее;
- Реализованная идентичность - подросток делает свой выбор осознанно и вполне самостоятельно
-
1. Относительная истина, в отличие от абсолютной: 1) содержит объективное знание о предмете;
2) всегда опирается на здравый смысл; 3) может быть со временем опровергнута; 4) является результатом чувственного познания. 2. Практика как критерий истины включает: 1) научный эксперимент; 2) научные понятия; 3) теоретические обобщения; 4) статистические методы.
3. Верны ли следующие суждения о социальном познании? А. Особенностью социального познания является преобладание фактического материала над теоретическими обобщениями. Б. В социальном познании не используется метод моделирования. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 4. Верны ли следующие суждения о самопознании? А. Человек формирует самооценку, сравнивая себя с другими. Б. «Я-образ» — это представление, которое сложилось о человеке у окружающих. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
5. Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие только научному познанию: 1) использование понятий; 2) логическое выведение умозаключений; 3) экспериментальное подтверждение результатов; 4) открытость рациональной критике любого положения; 5) обобщение данных повседневного опыта. 6. Какой смысл философы вкладывают в понятие «познание»? Составьте два предложения с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания. 7. Завершите фразу: «Смена утвердившихся в науке устойчивых представлений о явлениях и процессах реального мира, формирование новых теорий происходит в процессе...».
-
Литература: Боголюбов Л.Н., Обществознание 10 класс,
М., «Просвещение», 2008 г.
Интернет-ресурсы:
pptcloud.ru
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.