Презентация на тему "Истина и её критерии"

Презентация: Истина и её критерии
Включить эффекты
1 из 69
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
1.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Истина и её критерии", включающую в себя 69 слайдов. Скачать файл презентации 0.86 Мб. Средняя оценка: 1.0 балла из 5. Большой выбор powerpoint презентаций

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    69
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Истина и её критерии
    Слайд 1

    Истина и её критерии

    “Лишь тот умен, кто понимает,Что неучен, что мало знает!”Абу Шукур

  • Слайд 2

    Познание

    Гносеология (от греч. gnosis – знание и logos – учение) – учение о сущности, закономерностях и формах познания. Познание – 1) процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром; 2) процесс активного отражения и воспроизведения действительности в сознании человека, результатом которого является новое знание о мире.

  • Слайд 3

    Знание

    1) проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека; 2) (в широком смысле) любого рода информация; 3) (в узком смысле) подтверждённая научными средствами информация.

  • Слайд 4

    Субъект и объект познания

    Процесс познания предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъекта познания) и познаваемого предмета (объекта познания).

  • Слайд 5

    Субъект познания

     (от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе) – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.

  • Слайд 6

    Основные концепции субъекта познания

    Психологический субъект познания (изолированный субъект): субъект равен человеческому индивиду, осуществляющему познавательный акт.      Такая позиция близка к нашему повседневному опыту. Познающий субъект рассматривается как пассивный регистратор внешних воздействий, с той или иной степенью адекватности отражающий объект. Такой подход не учитывает активный и конструктивный характер поведения субъекта – того, что последний способен не только отражать, но и формировать объект познания.     Представление, что познающий разум пассивно созерцает мир и таким путём познаёт его, сложилось в XVII веке (Джон Локк).

  • Слайд 7

    Трансцедентальный субъект познания: существует инвариантное и устойчивое «познавательное ядро» в каждом человеке, которое обеспечивает единство познания в различные эпохи (Иммануил Кант).     Трансцендентальный (от лат. trascedes – выходящий за пределы) – относящийся к интуитивным, априорным (внеопытным или доопытным) условиям возможности познания. Трансцендентальный – противоположный эмпирическому.     Результаты познания отражают не только свойства изучаемого предмета, но и то, как мы организуем процесс изучения (средства и способы познания), и особенности нас самих (наши позиции, ранее накопленный опыт).

  • Слайд 8

    Коллективный субъект познания: главным познающим субъектом – источником познания природы и общества считается все человечество.

  • Слайд 9

    Объект познания

    (от лат. objectum – предмет) – то, что противостоит субъекту в его познавательной деятельности. В качестве объекта может выступать и сам субъект.      Под объектом познания подразумевают часть внешнего мира или все реальные фрагменты бытия, противостоящие субъекту и специально подвергающиеся исследованию. Так, к примеру, человек является объектом изучения многих наук – биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др.

  • Слайд 10

    Субъект – активно действующее в познании творческое начало. Объект – то, что противостоит субъекту и на что направлена его познавательная деятельность.

  • Слайд 11

    Формы (источники, ступени) познания.

    Чувственное, опытное познание.     Формы чувственного познания: 1) ощущение, 2) восприятие, 3) представление.

  • Слайд 12

    Ощущение

    отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственноговоздействия на органы чувств.  В классификациях ощущений используются разные основания. По модальности выделяют зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и другие ощущения.

  • Слайд 13

    Восприятие

    чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.

  • Слайд 14

    Представление

    чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия на органы чувств.     Степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка происходит перевод представления в абстрактное понятие.  

  • Слайд 15

    Рациональное, логическое познание (мышление).

     Формы рационального познания: 1) понятие, 2) суждение, 3) умозаключение.

  • Слайд 16

    Понятие

    1) мысль, выделяющая из предметной области и собирающая в класс объекты на основе их общего и отличительного признака; 2) форма мышления, отражающая существенные свойства, связи, отношения предметов и явлений.

  • Слайд 17

    Объём понятия – класс объектов, выделяемых из совокупности объектов и обобщаемых в понятии.     Например, под объемом понятия «товар» подразумевается множество всех изделий, предлагаемых рынку как сейчас, так и в прошлом или в будущем.     Содержание понятия – совокупность существенных и отличительных признаков предмета, качества или множества однородных предметов, отраженных в этом понятии.      Например, содержанием понятия «коррупция» является совокупность двух существенных признаков: «сращение государственных структур со структурой преступного мира» и «подкуп и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц».

  • Слайд 18

    Закон обратного отношения между содержанием и объёмом: чем шире объём понятия, тем беднее оно содержанием, т.е. конкретными отличительными признаками.

  • Слайд 19

    Суждение

    1) мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объектах познания; 2) мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие какого-либо положения дел.     Пример: зубы млекопитающих имеют корни.

  • Слайд 20

    Умозаключение

    1) мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения; 2) получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью логического мышления.      Любое умозаключение состоит из посылок, заключения и вывода. Посылками умозаключения называют исходные суждения, из которых выводится новое суждение.       Заключением называется новое суждение, полученное логическим путем из посылок. Логический переход от посылок к заключению называется выводом.

  • Слайд 21

    Виды умозаключений:

      1) дедуктивные, 2) индуктивные, 3) традуктивные (по аналогии). Дедукция (от лат. deductio – выведение) – выведение частного из общего; путь мышления, который ведет от общего к частному, от общего положения к особенному.

  • Слайд 22

         Общей формой дедукции является силлогизм, посылки которого образует указанное общее положение, а выводы – соответствующее частное суждение.     Пример:      1-я посылка: зубы млекопитающих имеют корни;     2-я посылка: собака – млекопитающее;     Заключение (вывод): зубы собаки имеют корни.

  • Слайд 23

         Индукция (лат. inductio – наведение) – способ рассуждения от частных положений к общим выводам.     Традукция (лат. traductio – перемещение) – логическое умозаключение, в котором посылки и заключения являются суждениями одинаковой общности.      Традуктивным умозаключением является аналогия.     Типы традукции: 1) заключение от единичного к единичному, 2) заключение от частного к частному, 3) заключение от общего к общему.

  • Слайд 24

    Интуиция (на средневековой латыни intuitio, от intueor – пристально смотрю) – постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Интуиция – 1) способность человеческого сознания в некоторых случаях чутьем, догадкой улавливать истину, опираясь на прежний опыт, на приобретенные ранее знания; 2) проницательность; 3) непосредственное познание, познавательное предчувствие, познавательное озарение; 4) сверхбыстрый мыслительный процесс.

  • Слайд 25

    Источники познания: разум, чувство или интуиция?

    Рационализм. Сократ и его ученик Платон настаивали на том, что основой познания и обучения служат общие понятия, которые называются универсалиями.  Универсалии (от лат. universalis – общий) – общие понятия. Онтологический (бытийственный) статус универсалии – одна из центральных проблем средневековой философии (спор об универсалии 10-14 вв.): существуют ли универсалии 1) «до вещей», как их вечные идеальные прообразы (платонизм, крайний реализм), 2) «в вещах» (аристотелизм, умеренный реализм), 3) «после вещей» в человеческом мышлении (номинализм, концептуализм).     Эти универсалии уже заключены в человеческом разуме от рождения и таким образом познание заключается в припоминании того, что мы уже знаем.

  • Слайд 26

    Несомненные истины

     Анамнезис(от греч. anamnesis воспоминание, припоминание) – по Платону, познание, поскольку всякое познание есть воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом.     Сходную с платоновской точку зрения на источник и основы нашего познания отстаивал французский математик и философ Рене Декарт. Для проверки надежности наших знаний, он предложил начинать всякое познание с сомнения относительно имеющейся информации о мире. Путем последовательного исключения фактов, не выдержавших проверку принципом сомнения, Декарт пришел к тому, что есть только два факта, в истинности которых нельзя усомниться.     1) «Я мыслю, следовательно, я существую» (Cogitoergosum).      2) Второй несомненной истиной является бытие Бога.

  • Слайд 27

    Отличительными признаками несомненных истин, позволяющими отделить их ото лжи и заблуждения, являются ясность и отчетливость. На этом основании мы можем быть полностью уверены в истинности всех математических знаний, поскольку математика имеет дело исключительно с ясными и отчетливыми врожденными идеями.      Теории познания Платона, Декарта и подобные им получили название рационалистических. Они утверждают, что при помощи одного разума, можно получить истинное знание. Это знание есть знание универсалий (общих понятий), которые врожденны нам, и из которых можно получить частные знания.  

  • Слайд 28

    Рационализм (от лат. rationalis разумный, ratio разум) – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

  • Слайд 29

    Эмпиризм

    (от греч. empeiria – опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Эмпиризм сформировался в 17 – 18 вв. (Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли, Юм).

  • Слайд 30

    Сенсуализм

    (от лат. sensus – восприятие, чувство), направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия – основа и главная форма достоверного познания. Сенсуализм – ранняя форма эмпиризма. Представляющие её философы отрицают существование врожденного знания и вообще скептически настроены по отношению к возможности получения достоверного знания на основе одного только разума.      Джон Локк пытался доказать, что у нас нет врожденных идей, а все знание происходит от впечатлений, получаемых от органов чувств. Ум человеческий от рождения можно уподобить чистой доске (tabularasa), лишенной каких бы то ни было образов идей.

  • Слайд 31

    Интуиция как источник знания

     Интутивизм – течение в философии, видящее в интуиции единственно достоверное средство познания.     Были случаи, когда сформулированные результаты «озарений» просуществовали века, прежде чем они получили должное признание, были логически обоснованы и нашли практическое применение. К ним, в частности, относятся предсказание Леонардо да Винчи возможности изготовления летательных аппаратов тяжелее воздуха, формулировка (правда, не совсем ясная), Роджером Бэконом закона постоянства состава и закона паев (кратных отношений) в химии, предвидение Фрэнсисом Бэконом возможности создания судов для подводного плавания и возможности поддержания жизнедеятельности организма при удалении жизненно важных органов.

  • Слайд 32

    Виды интуиции

    1) чувственная, 2) интеллектуальная, 3) мистическая.

  • Слайд 33

    Истина

    Что такое истина? Истина – соответствие между фактами и высказываниями об этих фактах. Истина – это свойство высказываний, суждений или верований.  

  • Слайд 34

     Объективная истина – содержание знания, которое определяется самим изучаемым предметом, не зависит от пристрастий и интересов человека. Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о действительности; тот элемент званий, который не может быть опровергнут в будущем.

  • Слайд 35

     Относительная истина – неполное, ограниченное знание; такие элементы знания, которые в процессе развития познания будут изменяться, заменяться новыми.      Каждая относительная истина означает шаг вперед в познании абсолютной истины, содержит, если она научна, элементы, крупицы абсолютной истины.      Истина абсолютная и истина относительная – разные уровни (формы) объективной истины.

  • Слайд 36

    Заблуждение и ложь

    Заблуждение – уклонение от истины, принимаемое нами за истину.       Первую классификацию заблуждений дал Бэкон под именем «идолов».      Причину возникновения заблуждений одни философы видят в человеческой воле (Лейбниц, Шопенгауэр), большинство же приписывает их разуму или социальным интересам (Маркс).      Ложь – утверждение, не соответствующее истине, высказанное в таком виде сознательно – и этим отличающееся от заблуждения.

  • Слайд 37

    Существует ли истина?

     Агностицизм (греч. а отрицание, gnosis знание) – философское учение, отрицающее полностью или частично возможности познания мира. Роль науки агностицизм ограничивает лишь познанием явлений.       Противоположностью агностицизма является гносеологический оптимизм.

  • Слайд 38

     Оптимизм (от латин. optimus – наилучший) – представление о том, что в мире господствует положительное начало, добро; радостное восприятие жизни, проникнутое верой в разумное и справедливое лучшее будущее. Противоположность оптимизма – пессимизм.     Сторонники гносеологического оптимизма не отвергают сложности познания, сложности и трудности выявления сущности вещей. Вместе с тем у разных его представителей имеются различные аргументы, доказывающие несостоятельность агностицизма.     Одни из них опираются при этом на ясность и отчетливость мысли об объектах и их сущности, другие – на общезначимость получаемых результатов, третьи – на невозможность существование человека без адекватного отражения законов объективного мира, четвертые указывают на практику как на ведущий критерий при определении достоверного знания о сущности вещей и т.п.  

  • Слайд 39

    В чём причина относительности человеческих знаний?

     1) Мир бесконечно изменчив.      2) Познавательные возможности человека ограничены.      3) Возможности познания зависят от реальных исторических условий своего времени и определяются уровнем развития духовной культуры, материального производства, имеющимися средствами наблюдения и эксперимента.     4) Особенности познавательной деятельности человека.

  • Слайд 40

    Что является критерием (мерилом) истины?

     Критерий – (от греч. kriterion – средство для суждения) – 1) признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; 2) мерило оценки.  Критерий истины – средство проверки истинности человеческих знаний.

  • Слайд 41

    Критерии истины в разных теориях

     1) Эмпиризм: данные чувственного опыта;     2) Рационализм: очевидность, которая достигается путём интеллектуальной интуиции (Декарт), «врождённые инуиции» (Лейбниц), логическая непротиворечивость теории;     3) Конвенционализм: удобство и простота теории;      При таком подходе вопрос об истинности или ложности наших знаний вообще устраняется.     4) Прагматизм: истина – полезность или работоспособность идеи: «… истинное – это просто выгодное в образе нашего мышления»;     5) Марксизм: критерием истины является практика = материальное производство + научный эксперимент.

  • Слайд 42

    Практика как критерий истины

    Практика (от греч. praktikos – деятельный, активный) – материальная, целеполагающая деятельность людей.

  • Слайд 43

    Функции практики в процессе познания:

    1) исходный пункт, источник познания (потребностями практики вызваны к жизни существующие науки);  2) основа познания (именно благодаря преобразованию окружающего мира происходит наиболее глубокое познание свойств окружающего мира);      3) практика является движущей силой развития общества;    4) практика – цель познания (человек познаёт мир, чтобы использовать результаты познания в практической деятельности);      5) практика – критерий истинности познания.

  • Слайд 44

    Основные виды практики

    1) научный эксперимент, 2) производство материальных благ 3) социально-преобразующая деятельность масс.

  • Слайд 45

    Структура практики

  • Слайд 46

    Практика

    !!! Практика 1) не охватывает весь реальный мир, к тому же 2) практическое подтверждение какой – либо теории может произойти не сразу, а через многие годы, однако это не означит, что данная теория не является истиной. 3) Такой критерий истины относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания.     Идея взаимодополняемости критериев истины: ведущий критерий истины – практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

  • Слайд 47

    Тесты ЕГЭ по теме (А)

    Понятие - это форма мысли, которая 1)отражает непосредственное воздействие окружающего мира на органы чувств   2)выявляет общие и существенные признаки познаваемых предметов и явлений 3)формирует наглядный образ предмета 4) фиксирует различные комбинации ощущений человека

  • Слайд 48

    Тесты ЕГЭ по теме

    Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины? А. Практика - это критерий истинности наших знаний о мире. Б. Практика - это не единственный критерий истины, потому что существуют явления, недоступные для практического воздействия на них. 1)Верно только А,   2)Верно только Б. 3)Верны оба суждения 4)Оба суждения неверны

  • Слайд 49

    Что из перечисленного ниже является научным знанием: 1) репортаж о праздновании Дня города 2) расписание движения поездов 3) законы генетики 4) закон об оперативно-розыскной деятельности

  • Слайд 50

    Познавательная деятельность в отличие от трудовой 1) предполагает наличие цели 2) направлена на постижение истины 3) требует специальной подготовки 4) носит полезный характер

  • Слайд 51

    Верны ли следующие суждения об источнике объективных знаний? Источником объективных знаний А. является только разум. Б. являются только чувства. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А, и Б 4) оба суждения неверны

  • Слайд 52

    Верны ли следующие суждения об истинном знании? Истинным является всякое знание, А. разделяемое большинством людей. Б. подтвержденное практикой. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А, и Б 4) оба суждения неверны

  • Слайд 53

    И чувственное, и рациональное познание   1) формирует знания о предмете 2) использует логические умозаключения 3) начинается с ощущения 4) дает наглядный образ предмета

  • Слайд 54

    И религиозному, и научному знанию о мире свойственно то, что они   1) носят объективный характер 2) предполагают доказательства 3) могут передаваться из поколения в поколение 4) необходимы человеку для рациональной деятельности

  • Слайд 55

    Рациональное познание, в отличие от чувственного,  1) расширяет знания об окружающем мире 2) формирует наглядный образ предмета 3) осуществляется в форме ощущений и восприятий 4) использует логические умозаключения

  • Слайд 56

    Вывод: «Возраст нашей планеты – около 5 млрд. лет», – является результатом  1) теоретического анализа 2) социального эксперимента 3) непосредственного наблюдения 4) обобщения повседневного опыта

  • Слайд 57

    Верны ли следующие суждения об истине? А. Истинны только те знания, которые получены экспериментальным путем. Б. Истинны только те знания, которые соответствуют моральным представлениям людей.  1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

  • Слайд 58

    Верны ли следующие суждения об истине? А. Истинны только те знания, которые получены экспериментальным путем. Б. Истинны только те знания, которые соответствуют моральным представлениям людей.  1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

  • Слайд 59

    Верны ли следующие суждения об истине? А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира. Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека.  1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

  • Слайд 60

    Верны ли следующие суждения об относительной истине? А. Истина относительна, потому что мир изменчив и бесконечен. Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

  • Слайд 61

    Эмпирический и теоретический уровни знания присущи: Любому виду познания Научному познанию Обыденному познанию Рациональному познанию

  • Слайд 62

    Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания? 1) описание фактов 2) проведение наблюдений 3) накопление экспериментальных данных 4) выдвижение гипотезы

  • Слайд 63

    Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, – это 1) выводы, полученные научным путем 2) суждения, лишенные субъективных оценок 3) исчерпывающее знание о предмете 4) экспериментально установленные факты

  • Слайд 64

    Запишите слово, пропущенное в таблице. Методы познания эксперимент

  • Слайд 65

    Верны ли следующие суждения об истине? А. Истина относительна, потому что возможности познания зависят от реальных исторических условий, времени и места. Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки, научными методами.  1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

  • Слайд 66

    Тесты ЕГЭ по теме (В)

    Установите соответствие видов и форм познания. Ответ следует записать в виде последовательности: буква левого столбца и соответствующие ей цифры из правого столбца и т.д. без пропусков. Виды познания Формы познания А) Рациональное познание 1) суждение Б) Чувственное познание 2) восприятие 3) ощущение 4) умозаключение А14Б23

  • Слайд 67

    Ниже приведён ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к эмпирическому уровню научного познания. Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда. Наблюдение, эксперимент, восприятие, измерение, описание, классификация, систематизация.   Ответ: восприятие

  • Слайд 68

    Верно ли суждение: “Наука является единственной формой познания мира и человека”? Свое мнение обоснуйте. Завершите фразу: «Практика выступает одним из __________ __________». критериев истины

  • Слайд 69

    Тесты ЕГЭ по теме (С)

    «Гораздо легче найти ошибку, нежели истину». (И.В. Гете)

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке