Содержание
-
Самопознание. Самооценка. Самосознание
- Самопознание - изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя.
- Самооценка - эмоциональное отношение к собственному образу
- Самосознание - сознание субъектом самого себя в отличие от других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.
-
Вопросы кодификатора
- Познание
- Познание мира
- Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное
- Истина и ее критерии
- Многообразие форм человеческого знания.
- Научное познание
- Науки о человеке и обществе
- Деятельность человека, ее основные виды
- Самореализация
- Личность, ее социализация и воспитание
- Сознательное и бессознательное
- Самопознание и самосознание
- Свобода и ответственность личности
-
Повторение изученного. Работа с тестами АВС
- Субъектом познания является1) мировой разум 2)человек 3)природа 4) любое живое качество
- Определение: «Чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств»относится к понятию1)Гипотеза 2) представление 3)восприятие 4) ощущение
- Верны ли следующие суждения о процессе познания?
- В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека.
- В процессе познания определенное значение имеет интуиция человека.1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
- 4. Верны ли следующие суждения о социальном познании?
- В социальном познании его субъект и объект совпадают.
- В социальном познании активно используется эксперимент.1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
- К формам научного познания относится1) гипотеза 2)теория 3)проблема 4)все указанное выше
-
- Субъектом познания является1) мировой разум 2)человек 3)природа 4) любое живое качество
- Определение: «Чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств»относится к понятию1)Гипотеза 2) представление 3)восприятие 4) ощущение
- Верны ли следующие суждения о процессе познания?
- В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека.
- В процессе познания определенное значение имеет интуиция человека.1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
- Верны ли следующие суждения о социальном познании?
- В социальном познании его субъект и объект совпадают.
- В социальном познании активно используется эксперимент.1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
- К формам научного познания относится 1) гипотеза 2)теория 3)проблема 4)все указанное выше
-
Задания
Запишите слово, пропущенное в схемеНиже приведен перечень терминов.
- Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мышление». Обобщение; уподобление; ощущение; отвлечение; сравнение.
- Найдите и укажите термин, не связанный с понятием мышление».
- Установите соответствие между формами познания и их сущностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Сущность формы познания
- мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений, процессов
- образ объекта познания, запечатленный в памяти
- мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе
- чувственный образ предметов, явлений и процессов, непосредственно воздействующих на органы чувств
1)Представление 2)понятие 3)суждение 4)восприятие
Ответ: С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «самопознание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о самопознании.
-
- Запишите слово, пропущенное в схеме.
- Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мышление». Обобщение; уподобление; ощущение; отвлечение; сравнение.
- Найдите и укажите термин, не связанный с понятием мышление».
- Установите соответствие между формами познания и их сущностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Сущность формы познания:
- мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений, процессов
- образ объекта познания, запечатленный в памяти
- мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе
- чувственный образ предметов, явлений и процессов, непосредственно воздействующих на органы чувств
1)Представление 2)понятие 3)суждение 4)восприятие
Ответ: 2134. С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «самопознание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о самопознании.
-
«Я» и окружающий мир
- Жизнь – непрерывный, зачастую неосознанный процесс самопознания.
- Ребенок выделяет себя из окружающего мира с 7-8 месяцев.
-
- «Я» формируется на основе чувств и ощущений.
- Следующий этап – самовосприятие.
- Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.
- К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.
-
- К 7 годам формируется способность оценивать себя – самооценка.
- Подростковый и юношеский возраст – этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.
-
Фазы самопознания и самооценки
-
Образ «Я»
Совокупность представлений о себе, своих внешних и внутренних качествах
-
Я - личность
- Знания, умения, навыки;
- Умственные способности;
- Трудолюбие, прилежание;
- Предприимчивость;
- Доброта;
- Честность;
- Ответственность;
- Целеустремленность;
- Общительность;
- Творческие способности;
- Оптимизм и т.д.
-
Я многогранное
- Ролевое;
- Внешнее, внутреннее;
- Сознательное, неосознаваемое;
- Поведенческое;
- Хорошее, плохое;
- Прошлое, настоящее, будущее;
- Фантастическое;
- Идеальное, реальное.
-
Образ «Я»
- «Я» неизвестное – никто не знает – то, что неизвестно никому и проявляется в определенных ситуациях.
- «Я» скрытое – вы знаете, другие не знают – секреты, все, что вы думаете, чувствуете, скрывая это в себе
- «Я» слепое – вы не знаете, другие знают – то, что интересно другим, а вам не очень ясно
- «Я» открытое – вы знаете, другие знают – знания о себе, о других
-
«Я» - концепция
- Система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного «Я».
- «Я» - концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.
Составляющие «Я» - концепции:
- Когнитивная (осознанная)составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает.
- Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится.
- Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает
-
Человек
- Я личностное
- Я умственное
- Я физическое
- Я социальное
- Я перспективное
-
По временной отнесенности можно выделить:
- «Я»-настоящее
- «Я»-прошлое
- «Я»-будущее.
-
По содержанию можно выделить образы:
- «Я»-физическое
- «Я»-умственное
- «Я»-эмоциональное
- «Я»-социальное.
-
По источнику информации: разные зеркальные «Я» –
- «Я» глазами родителей, друзей и т.п.
-
Идентичность
Идентичность (англ. identity) — свойство человека, связанное с его ощущением собственной принадлежности к определенной группе - политической партии, народу, религиозной конфессии, расе и пр.
3 аспекта идентичности
- Идентичность опирается на осознание временной протяженности собственного существования: человек видит преемственность между тем, что он делал в прошлом, делает сейчас и собирается делать в будущем
- Идентичность предполагает восприятие собственной целостности , единства, тождественности самому себе
- Идентичность позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости
-
Анализ теста « Кто Я»
-
Варианты обретения идентичности у подростков
- Диффузная идентичность: характеризуется отсутствием у подростка каких-либо профессиональных и идеологических моделей своего будущего и малой озабоченностью проблемой выбора.
- Предрешенная идентичность: характеризуется выбором подростка не в результате внутреннего конфликта, а под влиянием окружающих.
- Подросток переживает кризис, но не может сделать важный для него выбор, откладывая его на будущее.
- Реализованная идентичность: подросток делает свой выбор осознанно и вполне самостоятельно, на основе прохождения через стадию переживания кризиса идентичности.
-
Компоненты самосознания по В.С.Мерлину - советский психолог
- сознание своей тождественности;
- сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;
- осознание своих психических свойств и качеств;
- определенная система социально-нравственных самооценок.
-
Функции самосознания
- Получение информации о себе.
- Эмоционально-ценностное отношение к себе.
- Саморегуляция поведения.
-
Значение самосознания
- Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
- Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
- Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.
-
Спасибо за внимание!
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.