Содержание
-
Социальное взаимодействие.
Контакт Действие Взаимодействие Павлова Анеля Васильевна учитель истории МОУ СОШ № 12 г. Вышнего Волочка Тверской обл.
-
Социальный контакт – особый тип мимолетных кратковременных связей.
предполагаемый пространственный контакт, когда поведение человека изменяется в силу предположения о присутствии индивидов в каком-либо месте. (начальник отдела кадров, зная о наличии потенциальной рабочей силы, дает объявление о приеме на работу) визуальный пространственный контакт, или контакт"молчаливого присутствия", когда поведение индивида изменяется под влиянием визуального наблюдения других людей.
-
Контакты заинтересованности.
Их сущность состоит в выборе социального объекта, обладающего определенными ценностями или чертами, соответствующими потребностям данного индивида (происходит соединение потребности личности с каким-либо объектом окружающей среды).
-
Контакт заинтересованности может прерваться или продолжиться в зависимости от:
1) силы и важности для личности актуализированного мотива и, соответственно, силы интереса; 2) степени взаимности интересов; 3) степей осознания своего интереса; 4) окружающей обстановки.
-
Контакты обмена.
кратковременные соприкосновения, в ходе которых индивиды обмениваются какими-либо ценностями(материальными предметами, информацией, образцами поведения и т.д.).
-
Социальное действие и взаимодействие.
Взаимодействие - это процесс воздействия людей и групп друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого. характерными признаками социального действия (деятельности) являются осмысление и ориентация на интересы других, их возможности, варианты и последствия разногласий. Некоторые социологи отождествляют понятия действие и взаимодействие.
-
По М.Веберу действие становится социальным, когда оно:
является осмысленным, т. е. направлено на достижение ясно осознаваемых самим индивидом целей; сознательно мотивировано, а в качестве мотива выступает некое смысловое единство, представляющееся действующему лицу или наблюдателю достойной причиной для определенного действия; социально осмысленно и социально ориентировано на взаимодействие с другими людьми.
-
Типология социальных действий по М.Веберу:
человек действует по принципу «хороши те средства, которые помогают достичь цели»- целерациональный тип действия. человек пытается определить, насколько хороши те средства, которые имеются в его распоряжении, не могут ли они принести вред другим людям - ценностно-рациональный тип действий. человек руководствуется принципом «все так делают» - действие будет традиционным. человек может совершать действие и выбирать средства под напором чувств – аффективное.
-
Согласно концепции Т. Парсонса , реальное социальное действие включает в себя 4 элемента:
субъект — актор, который не обязательно является индивидом, а может быть и группой, и общностью, и организацией и т. п.; ситуационное окружение, включающее в себя объекты, предметы и процессы, с которыми актор вступает в те или иные отношения. Актор — это человек, всегда находящийся в определенном ситуационном окружении, его действия представляют собой ответ на совокупность сигналов, которые он получает из окружающей среды, включающей как естественные объекты (климат, географическую среду, биологическую структуру человека), так и социальные объекты; совокупность сигналов и символов, посредством которых актор вступает в определенные отношения с различными элементами ситуационного окружения и приписывает им некий смысл; система правил, норм и ценностей, которые ориентируют действия актора, придавая им целенаправленность.
-
Социальная деятельность подразделяется:
материально-преобразовательная (ее результатами выступают разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, станки, здания, сооружения и т. п.); познавательная (ее результаты воплощаются в научных концепциях, теориях, открытиях, в научной картине мира и т. д.); ценностно-ориентационная (ее результаты выражаются в существующей в обществе системе нравственных, политических и иных ценностей, в понятиях долга, совести, чести, ответственности, в исторических традициях, обычаях, идеалах и др.); коммуникативная, выражающаяся в общении человека с другими людьми, в их взаимоотношениях, в диалоге культур, мировоззрении, политических движениях и т. п.; художественная, воплощающаяся в создании и функционировании художественных ценностей (мира художественных образов, стилей, форм и т. д.); спортивная, реализующаяся в спортивных достижениях, в физическом развитии и совершенствовании личности
-
Любое социальное взаимодействие обладает четырьмя признаками:
оно предметно, т. е. всегда имеет цель или причину, которые являются внешними по отношению к взаимодействующим группам или людям; оно внешне выражено,а потому доступно для наблюдения; этот признак обусловлен тем, что взаимодействие всегда предполагает обмен символами, знаками, которые расшифровываются противоположной стороной; оно ситуативно,т. е. обычно привязано к какой-то конкретной ситуации, к условиям протекания (например, встреча друзей или сдача экзамена); оно выражает субъективные намерения участников.
-
Американский социолог русского происхождения П. Сорокин выделил два обязательных условия социального взаимодействия:
участники взаимодействия должны обладать психикой и органами чувств, т. е. средствами, позволяющими узнать, что чувствует другой человек, через его действия, мимику, жесты, интонации голоса и т. д.; участники взаимодействия должны одинаковым образом выражать свои чувства и мысли, т. е. использовать одни и те же символы самовыражения.
-
В зависимости от того, каким образом осуществляется контакт между взаимодействующими людьми или группами, выделяют четыре основных вида социального взаимодействия:
физическое; вербальное, или словесное; невербальное (мимика, жесты); мысленное, которое выражается только во внутренней речи. Три первых относятся к внешним действиям, четвертое — к внутренним действиям. Всем им присущи следующие свойства: осмысленность, мотивированность, ориентированность на другого человека
-
типология социального взаимодействия по сферам:
экономическая (индивиды выступают как собственники и наемные работники); политическая (индивиды противоборствуют или сотрудничают в качестве представителей политических партий, общественных движений, а также в качестве субъектов государственной власти); профессиональная (индивиды участвуют как представители разных профессий); демографическая (включая контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас); семейно-родственная; территориально-поселенческая (происходят столкновение, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, постоянно и временно проживающими и т. п.); религиозная (подразумевает контакты между представителями разных религий, а также верующими и атеистами).
-
Можно выделить три основные формы взаимодействия:
кооперация — сотрудничество индивидов для решения общей задачи; конкуренция — индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами); конфликт — скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон.
-
П. Сорокин рассматривал взаимодействие как обмен, и на этом основании выделял три типа социального взаимодействия:
обмен идеями (любыми представлениями, сведениями, убеждениями, мнениями и т. д.); обмен волевыми импульсами, при которых люди согласуют свои действия для достижения общих целей; обмен чувствами, когда люди объединяются или разделяются на основании своего эмоциального отношения к чему-либо (любви, ненависти, презрения, осуждения и т. д.).
-
Каждый из нас ежедневно сталкивается со многими людьми в транспорте, на стадионе, на работе. Не задумываясь, мы проходим мимо них, но постоянно помним о их существовании. Это выражается изменении нашего поведения в присутствии других. Переходя улицу, человек оглядывается по сторонам, пытаясь увидеть людей в автомобилях. Он знает о их существовании и хочет определить их местоположение. Девушка, только что веселившаяся у себя дома, выходя на улицу, придает себе серьезный вид потому, что она знает о присутствии на улице других людей.
-
Ежедневно человек имеет множество контактов обмена: покупает билеты на транспорт, обменивается репликами с пассажирами в метро или автобусе, спрашивает, как найти какое-либо учреждение.В большинстве случаев при осуществлении контактов обмена он совершенно не обращает внимания на индивидов, с которыми вступает в контакт. Его интересует всего лишь предмет обмена. Наиболее известный пример развития и совершения контактов обмена приводит Я. Щепаньский. Этот пример связан с покупкой газеты. Первоначально у индивида возникает, на основании вполне определенной потребности, пространственное видение газетного киоска, затем появляется вполне конкретный интерес, связанный с продажей газеты и с продавцом, после чего совершается обмен газеты на деньги. Контакты развиваются на базе одного основания - потребности в приобретении газет!) го
-
http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnoe-vzaimodeystvie.html http://www.photosight.ru/photos/980710/ http://www.segodnya.ua/useful/money/14048548.html http://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/file/3756/Pravila_clearing_new.doc/P370/ http://hyperseo.ru/?paged=9 http://popnano.ru/news/index.php?limitstart=830 http://63.ru/factsline/2008/?p=105 http://novshestvoxx1.narod.ru/biblio.html
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.