Презентация на тему "Социальное государство в позднее индустриальное время"

Презентация: Социальное государство в позднее индустриальное время
1 из 24
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн на тему "Социальное государство в позднее индустриальное время" по обществознанию. Презентация состоит из 24 слайдов. Для студентов. Материал добавлен в 2016 году. Средняя оценка: 4.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.12 Мб.

Содержание

  • Презентация: Социальное государство в позднее индустриальное время
    Слайд 1

    Социальное государство в позднее индустриальное время

  • Слайд 2

    Общество наемного труда– это тип политического управления, в котором сочетаются частная и общественная собственности, направленность на экономическое развитие, расширение социальных прав. Экономическое развитие и социальное государство являлись основными взаимосвязанными факторами будущего улучшения положения людей. 1. Экономическое развитие дало возможность не вырывать социальные уступки, а программировать улучшение своего положения на неопределенный срок, то есть строить планы на будущее; включало в себя социальный прогресс как конечную цель, общую для разных конкурирующих групп. Если какая-то социальная группа не получает все, что она требует, и даже думает, что она всегда остается внакладе, то, во-первых, она все равно уже хоть что-то, но получает, а во-вторых, она всегда может надеяться, что в будущем получит больше. То есть, образуется кредит доверия такому идеалу развития, который предполагает постепенную ликвидацию неравенства (как у социал-демократов); это «пари» на будущее не основано только на вере в силу прогресса вообще, она включает создание оснований уже сегодня для будущих улучшений (посредством потребления, инвестиций в товары длительного пользования, использованием кредитов). В обществе наемного труда проекции будущего работают и по принципу: «то, что не смог получить я, получат мои дети».

  • Слайд 3

    2. Социальное государство В ходе борьбы социальных групп оно выступило посредником (арбитром). Государственное вмешательство базировалось на трех основных принципах: Гарантия всеобщей социальной защиты Поддержание всеобщего равновесия и регулирование экономики Поиск компромисса между различными позициями, вовлеченными в процесс экономического роста

  • Слайд 4

    I.Гарантия всеобщей защиты

    1. Первоначальное развитие и создание бевериджской системы социальной защиты. Система социального страхования создала базу в деле защиты наемного труда. Цель – окончательное избавление народных классов от уязвимого положения, то есть защитить трудящихся от всех типов рисков, способных ограничить или полностью лишить их способности зарабатывать. Способ - навязывание всеобщего режима, при котором механизмы финансирования и распределения отдают предпочтение лишь лицам наемного труда (как самой уязвимой группе и одновременно опоре индустриального общества). Доклад лорда Бевериджа (1944 г.) был направлен на укрепление национальной солидарности после военных несчастий и распрей. Механизм перераспределения: обложение налогами самых обеспеченных социальных групп способствовало пополнению ресурсов трудящихся и семей, находившихся в затруднительном положении.*

  • Слайд 5

    2. Создание бисмарковской модели социального страхования В этой системе разнообразные социальные группы стремятся максимизировать выгоду и минимизировать издержки на безопасность. В данном случае действует логика дифференциации и различения, а не солидарности и консенсуса. Эта схема представляет хорошую проекцию структуры общества наемного труда, то есть иерархизированного общества, в котором каждое профессиональное объединение, дорожащее своими прерогативами, упорно старается добиться признания и обозначить свою дистанцию по отношению ко всем остальным. Она распространяется на все население. Непрямые выплаты (социальные взносы) стали составлять четверть от заработной платы (1980-е гг.). Х. Хатцфельд:«…важным становится не то, чем каждый владеет, а то, каких прав удалось добиться той группе, к которой он принадлежит. Владение становится менее важным, чем коллективный статус, определяемый набором правил». Примеры: Во Франции существует более 120 базовых режимов страхования, в том числе и для разных профессиональных групп внутри рабочего класса: шахтеров, железнодорожников, моряков. Помимо этого, делению подлежат трудовые позиции (должности): рабочие специальности и управляющие места (служащие), делению подлежат также доходы и образование (Германия).

  • Слайд 6

    Следствия: часть заработной платы стала «собственностью безопасности». Она предназначалась для решения непроизводственных задач: лечения в случае болезни или несчастного случая, выплат в старости; государство оказалось «третьей силой» в отношениях между работодателями и лицами наемного труда, поскольку гарантировало выплаты, осуществляемые из фондов страхования*.

  • Слайд 7

    Бевериджская и бисмарковская модели социальной защиты

  • Слайд 8

    II. Поддержание всеобщего равновесия и регулирование экономики В этом случае государство рассматривается как экономический актор. Первые концепции появляются в период между двумя мировыми войнами.Дж. М. Кейнс(Общая теория занятости, процента и денег)*

    $ $ + 17 БАНК 20 Булочник Мясник Портной 1-й вариант: все получают товары назад 2-й вариант: нормальная ситуация 20 х 10 ц. (прибыль с 1 $) = 200 ц. прибыли на всех = 2 $ кейнсианство: каждый соглашается сократить прибыль на 50%: 20 х 5 ц. (новая прибыль с 1 $) = 100 ц. = 1 $. Остается 1 $. Его примет банк, чтобы заменить фальшивый доллар.**

  • Слайд 9

    Результат государственного вмешательства в экономику: уменьшение прибыли; сохранение занятости; сохранение потребления. Принципы кейнсианской политики: экономика больше не рассматривается как независимая область; она поддается воздействию при помощи цен, заработной платы, инвестиций; государство согласовывает экономические, политические и социальные цели; возникает «круговая зависимость»: на экономику оказывается давление для поддержания социального сектора, а тот, в свою очередь, является средством поддержания экономики, когда та слабеет.

  • Слайд 10

    Государство берет на себя заботу о повышении жизненного уровня общества. Оно предпринимает решительные меры, чтобы одновременно определить основные направления распределения ресурсов и приоритетные области для инвестиций и поддержать потребление, активизируя экономику. К.Оффе: «…власть государства растворена в экономике в виде управления глобальным спросом, в то время как принуждения рынка встроены в государство». Р.Кастель: «…вмешиваясь в экономические процессы, государство стало выступать не только как производитель благ, но и как производитель потребителей, то есть платежеспособных лиц наемного труда».

  • Слайд 11

    Новая форма управления включает и такие главные направления как: развитие собственности – защиты (социального страхования); развитие общественной собственности (национализация, общественные службы и коммунальное хозяйство). В результате, сложился «многофункциональный и гетерогенный ансамбль политических и административных институтов, цель которого – управлять обобществленными структурами капиталистической экономики» (К.Оффе). В этом определении государства благосостояния (welfare state) сделан акцент не только на установлении некоторого контроля над экономикой, но и на процессах обобществления, подталкивающие различные взаимодействующие элементы работать в пользу экономического роста.

  • Слайд 12

    III. Поиск компромисса между различными акторами, вовлеченными в процесс экономического роста

    Эта роль государства осуществляется на уровне отношений между «социальными партнерами». А.Миллеран (1900 г.): «Первоочередным интересом является установление контролируемых отношений между хозяевами и коллективами рабочих, которые позволили бы вовремя обмениваться необходимыми объяснениями и регулировать некоторые типы трудностей… Устанавливая такие отношения, правительство Республики остается верным своей роли миротворца и арбитра». История трудовых отношений – это история сопротивления переговорам как способу управления конфликтами, поскольку как работодатели, так и профсоюзы отказывались приспособляться к правилам существования в обществе наемного труда.*

  • Слайд 13

    Государство приняло ряд чрезвычайно важных решений, укрепивших положение лица наемного труда: в период 1950-70-х гг. был установлен минимум заработной платы, индексируемый по мере экономического роста и роста цен. Эта мера узаконила минимальные условия доступа к положению наемного работника. Лицо наемного труда – это не просто трудящийся, получающий некоторое вознаграждение за свой труд, а с появлением МРОТ он получает положение наемного работника. Трудящийся интегрируется. Это не столько прожиточный минимум, сколько гарантия участия в экономическом и социальном развитии. Это первый уровень принадлежности к статусу наемного работника; следующим важным шагом стало введение ежемесячной заработной платы (1970-е гг.). Эта мера приравняла статус большинства рабочих к статусу служащих. Зарплата перестала быть вознаграждением за выполнение конкретных задач, она стала общим отчислением в пользу индивида; усилия, направленные на перераспределение результатов экономического развития (политика доходов). Реализуемые с середины 1960-х гг., они направлялись на создание условий для широкого доступа всех к результатам экономического роста и одновременно нацеливались на снижение неравенства.**

  • Слайд 14

    Результат: социальное государство стало посредником в отношениях работодателя и лиц наемного труда; защитником рабочих от превратностей свободного рынка; распределителем рабочих мест; работодателем.

  • Слайд 15

    Доходы трудящегося

    Все доходы Зарплата Дополнительные затраты работодателя Вклады в фонды социального страхования 2. Итог тарифных переговоров по зарплате 3. Социальный пакет

  • Слайд 16

    Автономия экономически активных лиц в социальном государстве

    Социальные и трудовые права 1.Независимая позиция на рынке труда 2. Независимость от семейных и соседских сетей поддержки Гарантии стабильной занятости и достойной заработной платы Материальная поддержка в случае невозможности трудовой деятельности

  • Слайд 17

    Функции социального государства

    1. Социально-политическая: перераспределение доходов граждан в течение всех фаз их жизненного цикла/трудовой жизни 2. Структурно-политическая и функция роста: регулирование нацеленного поиска места труда в соответствии с квалификацией и профессиональными возможностями 3. Конъюнктурно-политическая: автоматическая стабилизация покупательной способности населения во время кризиса и высокой безработицы 4. Общественно-политическая: обеспечение социального мира 5. Регионально-политическая: централизованное социальное фланкирование

  • Слайд 18

    Критерии социальной государственности индустриального типа (концепция Г.Эспинг-Андерсена)

    Декоммодификация (обеспечение вне рынка) Резидуальность (объем услуг социальной помощи в общем социальном продукте) Приватизация (объем самостоятельных расходов на обеспечение жизненных рисков в общих социальных расходах) Корпоративизм/Этатизм (доля дифференцируемой по профессиональным группам системы социального обеспечения; доля расходов на обеспечение госчиновников) Стратификация (стремление к равенству) Перераспределение (степень выраженности прогрессии подоходных налогов) Гарантии полной занятости (расходы на активную политику на рынке труда; уровень безработицы в соотношении с динамикой занятости; государство как работодатель)*

  • Слайд 19

    Режимы государства благосостояния Г.Эспинг-Андерсена

  • Слайд 20

    Национальные программы социальных реформ

    «Сформированное общество» Л.Эрхарда (Германия) «Дом народа» У.Пальме (Швеция) «Великое общество» Л.Джонсона (США) Проект государства благосостояния У.Бевериджа (Великобритания)

  • Слайд 21

    Уроки исторической реконструкции социального государства

    экономика не является единственным основанием социального порядка и необходимость предоставления каждому его места в демократическом обществе не может быть достигнута за счет полной коммерциализации; в сложном обществе солидарность – это уже не данность, а социальный конструкт; общественная собственность сопоставима с частной и даже необходима, потому что позволяет встроить частную собственность в коллективные стратегии; ради избавления трудящихся от вечного презренного статуса заработную плату нельзя сводить к простому вознаграждению за выполненные задачи.

  • Слайд 22

    Заключение

    Р.Кастель:«В целом, достижения общества наемного труда, такие как рост потребления, расширение доступа к собственности или приличному жилью, расширение участия в культурной жизни и развлечениях, движение в сторону большего равенства шансов, укрепление трудового права, расширение социальной защиты, устранение зон бедности и т.п. – все это, казалось, вело к устранению дефицита интеграции, который был характерен для начала индустриального общества. Казалось, социальный вопрос растворился в вере в бесконечный прогресс… …Кто сегодня будет утверждать, что мы идем к более приятному, более открытому обществу, стремящемуся снизить неравенство и максимизировать защиту? Сама идея прогресса оказалась отвергнутой».

  • Слайд 23

    Декоммодификация- обеспечение вне рынка. С ее помощью: меняется статус индивидов на рынке труда (усиление трудящегося и ослаблении абсолютного авторитета работодателя); реализуется посредством специфического механизма - социальных пособий.* Эффект: если степень декоммодификации велика, то ослабевает зависимость индивидуумов от труда и от риска потери дохода. Индекс декоммодификации в 1990 г.: США - 13,8 Германия - 27,7 Швеция - 39,1 Три модели «государства благосостояния»: «модель социальной помощи» (англосаксонские страны с низкими эффектами декоммодификации) «модель принудительного социального страхования» (Германия, в которой услуги напрямую зависят от произведенных на рынке действий) «солидарная модель» (всем предлагаются равные базовые услуги, независимые от предыдущих доходов, вкладов или трудовых успехов).

  • Слайд 24

    Стратификация в обществе наемного труда позволяетобъяснить отношения между социальными правами и социальными классами. Наделяя группы социальными правами, государство воспроизводит новую общественную стратификацию и создает новые образцы социальных отношений. В результате права социального гражданства конкурируют с классовым положением индивида или даже изменяют его. Эффект стратификации представлен в моделях Г.Эспинг-Андерсена следующим образом: - если предоставляются адресные социальные услуги, то социальное неравенство репродуцируется (адресные услуги малообеспеченным или нуждающимся слоям населения усиливают их стигматизацию в «модели социальной помощи»); - посредством услуг, ориентирующихся на индивидуальные жизненные биографии, стабилизируются статусные различия и смягчается напряжение внутри социальных слоев («модель социального страхования»); - универсальные социальные услуги способствуют утверждению равенства статусов вне зависимости от классовой принадлежности («солидарная модель»).*

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке