Содержание
-
Профориентационное занятие по курсу Г.В.Резапкиной
-
Психология и выбор профессии
- Раздел 1. Что я знаю о своих возможностях.
- Урок № 2. Темперамент и профессия. Определение темперамента.
-
В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни – меланхоликом, относительно влечений, глубоко затрагивающих наши интересы, - холериком, и, наконец, в исполнении решения – флегматиком. (Вильгельм ВУНДТ, немецкий психолог, физиолог и философ)
-
Гиппократ (V век до нашей эры. Греческий врач и педагог )
- В роду Гиппократа было около 17 поколений врачей.
- Описал все ныне известные типы людей: сангвиника, холерика, меланхолика и флегматика.
-
Гиппократ сравнивал 4 типа темперамента с 4-мя стихиями
Гармония четырёх стихий создаёт жизнь на Земле, гармония четырёх начал в человеке позволяет жить ему полноценной жизнью.
-
Иван Петрович Павлов (1849-1936)
- «Греческий гений Гиппократ уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты»
- Иван Петрович Павлов - один из авторитетнейших учёных России, физиолог, психолог, создатель науки о высшей нервной деятельности, основатель крупнейшей российской физиологической школы, Лауреат Нобелевской премии 1904 года.
-
Темперамент и свойства нервной системы
Рассмотрите таблицу и подумайте. Какие характеристики точнее всего описывают:
- ваш темперамент,
- темперамент ваших родителей,
- темперамент вашего друга или подруги,
- соседа по парте
Запишите ответ рядом с таблицей
-
Кому из ваших знакомых соответствует этот образ?
-
-
-
-
Записать в тетрадь для конспектов
- Темперамент – качество врождённое, а не приобретённое.
- Т – обеспечивает скорость, силу и уравновешенность наших реакций.
- Т – проявляется в мышлении, речи, манере общения.
- Т – не влияет на интересы, успешность, интеллект и деловые качества.
-
-
Определение темперамента (модификация Личностного опросника Г.Айзенка)
- Вам будет зачитан ряд утверждений, касающихся ваших чувств и реакций в различных ситуациях.
- Если вы согласны с утверждением, поставьте в бланке рядом с его номером «+», если нет «-»
-
- Я часто испытываю потребность в новых впечатлениях.
- Мне бывает трудно отказаться от своих планов.
- Обычно я действую и говорю быстро, долго не раздумывая.
- Иногда я чувствую себя несчастным без всякой причины.
- На спор я могу совершить необычный поступок.
- Иногда я нарушаю свои обещания.
- У меня часто меняется настроение.
- Мне нравятся азартные игры.
- У меня бывает учащенное сердцебиение.
- Я часто переживаю из-за того, что сказал или сделал что-то не так.
- Мне нравится работа, которая требует быстроты.
- Мне приходилось плохо отзываться о своих знакомых.
- Меня легко обидеть.
- Лучше иметь много приятелей, чем мало друзей.
- Временами меня переполняет энергии, а иногда все валится из рук.
- Мне приятнее находится в компании, чем быть одному.
- Я долго переживаю неудачу.
- У меня бывают мысли, которые хотелось бы скрыть от других.
- Я могу дать волю своим чувствам и от души повеселиться в компании.
- Мои нервы часто натянуты до предела.
-
- Думаю, что меня считают веселым человеком.
- Я часто жалею о сказанных или несказанных вовремя словах.
- На грубость я отвечаю грубостью.
- Я могу опоздать.
- Обычно мне легко и приятно в шумной компании.
- Иногда мне мешают уснуть разные мысли.
- Мне проще спросить о чем-то у других, чем прочитать самому.
- Я часто испытываю чувство вины.
- Мне нравится быть в центре внимания.
- Иногда я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.
- Мне часто снятся кошмары.
- Мне легко общаться с незнакомым человеком.
- Иногда мне кажется, что я чем-то хуже других.
- Думаю, что я – уверенный в себе человек.
- Меня задевает критика.
- У меня есть кое-какие вредные привычки.
- Я могу внести оживление в скучную компанию.
- Я беспокоюсь о своем здоровье.
- Я люблю подшучивать над другими.
- Мне трудно ответить «нет», когда меня о чем-то просят.
-
Обработка и интерпретация результатов
Шкала Достоверности (Д ≤ 3)
- Посчитайте отрицательныеответы на вопросы 6, 12, 18, 24, 30, 36
- Каждый ответ = 1 баллу.
- Чем меньше баллов - тем выше достоверность результатов теста.
- Если вы набрали больше 3-х баллов – возможно, вы стремились давать «хорошие» ответы. Результаты теста недостоверны.
-
- Шкала «Интроверсия-Экстраверсия» (ориентация на внутренний мир или внешние обстоятельства)
- Посчитайте (зачеркните синей ручкой) количество положительных ответов на вопросы:
- 1, 3, 5, 8, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 32, 34, 37, 39 (горизонтальная ось на рисунке 1, стр.9)
- Запишите число на полях тетради.
-
- Шкала «Стабильность-Чувствительность» (ориентация на внутренний мир или внешние обстоятельства)
- Посчитайте (зачеркните красной ручкой) количество положительных ответов на вопросы:
- 2, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 17, 20, 22, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40 (вертикальная ось на рисунке 1, стр.9)
- Запишите число на полях тетради.
-
Рисунок 1, стр.9
- Мы определили два параметра – экстраверсию и стабильность. Их соотношение поможет понять рисунок 1 на стр.9 в ваших тетрадях.
- Отметив на осях обе точки, вы легко определите свой темперамент.
- Чем дальше вы от центра, тем ярче у вас выражены черты данного темперамента.
-
Интерпретация результатов
- Точка - на одной из двух осей –
- Вы сочетаете черты двух темпераментов.
- Точка в центре «яблочко» –
- Вы сочетаете черты всех четырёх темпераментов. Будем надеяться, что самые лучшие.
-
-
4 квадрата на рисунке – это 4 темперамента. Верхний правый квадрат. Холерический темперамент
- Люди этого темперамента быстры, подвижны, возбудимы.
- У холерика выразительная мимика, живая речь, резкие движения.
- Его чувства обычно быстро возникают и ярко проявляются.
- Холерик с увлечением берется за дело, работает с подъемом, преодолевая трудности.
- Когда запас энергии истощается, настроение резко падает.
- В общении с людьми холерик может быть резок, провоцируя конфликтные ситуации.
- Поскольку потребность в общении у холериков повышена, они часто выбирают профессии, связанные с общением, — сфера обслуживания, юриспруденция, политика, администрирование.
- А это как раз те виды деятельности, которые требуют от человека умения эффективно общаться.
-
Холерический темперамент
-
Нижний левый квадрат. Флегматический темперамент
- Флегматики медлительны и уравновешенны.
- Они, как правило, доводят начатое дело до конца.
- Их чувства глубоки, но скрыты от посторонних глаз.
- Флегматика трудно вывести из себя.
- Человеку флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие.
- Но флегматику следует развивать недостающие ему качества — большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях.
- У флегматиков есть склонность к систематической работе, умение концентрироваться на поставленной задаче, вдумчивость — необходимые профессиональные качества ученого, исследователя.
-
Флегматический темперамент
-
Нижний правый квадрат. Сангвинический темперамент
- Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы.
- Он без труда контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, любит общение.
- У сангвиника скоро возникают чувства радости, горя, привязанности и враждебности, но эти чувства неглубоки.
- Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.
- Сангвинический темперамент не накладывает никаких ограничений на выбор профессии.
-
Сангвинический темперамент
-
Верхний левый квадрат. Меланхолический темперамент
- Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента отличаются глубиной, большой силой и длительностью.
- Меланхолики» тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне это может слабо проявляться.
- Они избегают новых людей, чувствуют себя неловко в новой обстановке.
- В привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом работают очень продуктивно.
- Меланхоликам свойственны глубина и постоянство, тонкость восприятия.
-
Почему среди меланхоликов нет прославленных полководцев?
- Высокая чувствительность в сочетании с потребностью в одиночестве рождает не полководцев, а творцов.
- Большинство поэтов, художников, музыкантов — меланхолики.
- Их произведения — память об их чувствах и переживаниях.
- Силой своего таланта они заставляют других переживать свое счастье и свое страдание.
- Однако не бывает правил без исключений. Холерический темперамент не помешал Пушкину стать великим поэтом. Знаменитый французский писатель А. Дюма был сангвиником.
- (п.4: Темперамент – не влияетна интересы, успешность, интеллект и деловые качества)
-
"Три мушкетера"
- Помните его "Три мушкетера"? Атос, Портос, Арамис и д'Артаньян как раз и представляют 4 темперамента.
- Они дополняют друг друга, как четыре стихии или четыре времени года, и поэтому непобедимы.
-
Любая группа людей работает эффективнее, если в ней есть представители всех темпераментов
- Меланхолики первыми чувствуют, в каком направлении надо начинать поиск.
- Холерики выполняют функции бесстрашных разведчиков.
- Сангвиники являются источником положительных эмоций и постоянно генерируют неожиданные идеи.
- Флегматики анализируют информацию и предлагают взвешенное решение.
-
В чистом виде темпераменты встречаются редко
- В каждом человеке есть что-то от холерика, сангвиника, флегматика и меланхолика.
- Вопрос, кем лучше быть, не имеет смысла, как и вопрос, какое время года лучше.
- В каждом есть свои плюсы и свои минусы.
- Надо их шить и действовать, выбирая эффективную модель поведения в зависимости от ситуации, не идя на поводу у природных качеств, а развивая их.
-
Темперамент и выбор профессии
- Особенности темперамента необходимо учитывать при выборе профессии, но не следует путать темперамент с характером.
- Доброта и жестокость, трудолюбие и лень, аккуратность и неряшливость — все эти черты характера не заложены от природы, а формируются на протяжении всей жизни.
- Умным или глупым, честным или лживым, талантливым или бездарным может быть человек с любым темпераментом.
- Успешность человека зависит не от его темперамента, а от способностей, знаний, навыков и направленности личности.
-
Результаты исследований (пример)
-
Домашнее задание
- Стр. 10: Ответить на контрольные вопросы
- Выучить определения из конспекта.
-
Темперамент и профессия. Определение темперамента.
- Темперамент – качество врождённое, а не приобретённое.
- Т – обеспечивает скорость, силу и уравновешенность наших реакций.
- Т – проявляется в мышлении, речи, манере общения.
- Т – не влияетна интересы, успешность, интеллект и деловые качества.
-
- Доброта и жестокость, трудолюбие и лень, аккуратность и неряшливость — все эти черты характера не заложены от природы, а формируются на протяжении всей жизни.
- Умным или глупым, честным или лживым, талантливым или бездарным может быть человек с любым темпераментом.
- Успешность человека зависит не от его темперамента, а от способностей, знаний, навыков и направленности личности.
-
Всем спасибо за внимание
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.