Содержание
-
Профессиональное самоопределение
-
Начинается с раннего возраста в играх детей и постепенно достигает своего реального завершения в юности и молодости.
-
Дошкольник
Возраст сюжетно-ролевых игр.
-
Младший школьник
- Подражает значимым взрослым: родителям, учителям.
- Свои возможности младшие школьники реализуют в учебной и трудовой деятельности.
-
Подросток
- Возраст фантазий, мечты.
- Подростки к профессиям относятся избирательно. Они свои мечты не соотносят с практической деятельностью. Мечтают заниматься интересной работой, иметь верных друзей, много путешествовать.
-
Ранняя юность
- Необходимость решительного выбора профессионального самоопределения
- Романтические устремления в настоящем реализовать невозможно, возникает рефлексивный самоанализ: кто я? Каковы мои способности? Каков мой жизненный идеал? Кем я хочу быть?
-
Профессиональное самоопределение идет с точки зрения
-
Практическое принятие решения включает в себя 2 компонента
- Определение уровня квалификации будущего труда, объем и длительность подготовки к нему.
- Выбор специальности.
-
Юность
- Профессиональная подготовка в учебных заведениях или на предприятиях
- Желаемое будущее стало настоящим. Это настоящее не всем приносит удовлетворение. Некоторые разочарованы в выборе профессии.
-
Молодость
- Социально-профессиональная активность
- Имея место и опыт работы, актуальным является профессиональный рост. Возникают вопросы:
- Как совершенствоваться, повышая профессиональную квалификацию?
- Какие возможности повышения в должности.
- Работа может быть тупиковой. Возникает вопрос смены работы.
- Какие возможности приобретения смежной специальности или новой профессии.
-
Профессиональное самоопределение
- следует понимать как процесс становления мотивационно-смысловой доминанты субъекта труда в целостном пространстве жизненного пути человека (Л.И. Катаева, ТА. Полозова),
- где успешность профессиональной деятельности выступает критерием успешности жизни.
-
Само же профессиональное самоопределение следует рассматривать в единстве 3-х субъективно-личностных форм жизнедеятельности человека.
-
На самоопределение влияют
- Социальное положение семьи
- Материальное благополучие семьи
- Уровень образования родителей
- Случайные факторы подросткового и юношеского увлечений
-
Раннее профессиональное самоопределение обычно связано
- с неблагополучными семейными условиями;
- с низкой успеваемостью в школе;
- с недостаточно осознанным выбором специальности
-
Профессиональное самоопределение
- это повзросление;
- это устойчивый образ «Я»;
- это самовыражение и т. д.
- Учитывать при самоопределении:
- возраст выбора профессии;
- уровень информированности;
- уровень притязаний оптанта.
-
Возраст выбора профессии
- Чем младше возраст выбирающего профессию, тем вероятнее, что выбор несамостоятелен, сделан по чьей-то подсказке.
- Уровень информированности:
- о содержании будущей профессии;
- о своих особенностях личности.
-
Уровень личных притязаний
- У большинства 15-17-летних юношей и девушек уровень притязаний завышен, что стимулирует их преодолевать трудности выбора профессии.
- Заниженные притязания не стимулируют положительного решения вопросов самоопределения.
-
Очень сильно на выбор профессии оптантом влияет семья
Семья обычно заинтересована в профессиональном определении своих детей:
- домашние разговоры о проблемах на работе;
- посещение рабочего места родителей;
- внешние атрибуты профессий, инструмент;
- сама окружающая атмосфера.
-
Только зрелая личность может осмысленно сделать правильный выбор профессии
А.П. Чернявская выделяет 5 таких параметров:
- Автономность. Человек должен принимать самостоятельное решение, а не навязанное из вне. Это возможно при наличии:
- своих целей, инициативы и активности;
- знаний и навыков в области профессий;
- ориентации на успех;
- опыта решения жизненных проблем (опыта по планированию своих поступков, общих дел своего времени и т. д.);
- умения прогнозировать профессиональный рост;
- умения принимать компромиссные решения между своими желаниями и возможностями.
- Информированность о мире профессий(в целом и, в частности, отдельных) и умение соотнести информацию со своими особенностями.
- Умение принимать решения.
- Умение планировать свою профессиональную жизнь.
- Эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии.
- Автономность. Человек должен принимать самостоятельное решение, а не навязанное из вне. Это возможно при наличии:
-
Мотивы выбора профессии
-
Проблема поиска смысла своего существования, определения жизненных целей важно для сохранения психического и психологического здоровья любого человека и в любом возрасте. Но есть период в жизни человека, когда она действительно становится ключевой, определяющей, - это период юности.
-
Ключевые темы для подростков
- Принятие и избегание ответственности становится ключевой темой психологического консультирования подростков.
- Поэтому, занимаясь в рамках профориентации определением подходящей профессии, психологи в фокусе внимания держим другую, более важную задачу — принятия ответственности за выбор самим подростком.
-
- Согласно Ялому, «пока человек верит, что его ситуация и его дисфория порождаются кем-то другим или некоторой внешней силой, какой смысл стремиться к личностному изменению?
- Люди обнаруживают неистощимую изобретательность в нахождении путей избегания сознания ответственности».
-
Существует несколько механизмов избегания ответственности
- Перенос ответственности на другого.
- Склонность отрицать ответственность путем ощущения себя невинной жертвой событий.
-
Психологи условно разделили процесс формирования профессионального самоопределения на несколько этапов:
-
«Если индивид в полной мере испытывает желание, ему предстоит принять решение, или сделать выбор. Решение - это мост между желанием и действием. Принять решение означает взять внутренние обязательства по отношению к ходу действия. Если не следует никакого действия, я считаю, что нет никакого настоящего решения, а есть флирт с решением, своего рода неудавшееся решение» (И. Ялом)
-
Время действий. Этот период разделяется в свою очередь на 3 этап
- Послешкольный период, характеризующийся резкой сменой условий жизнедеятельности, - это время профессионального самоопределения и образования.
- Период осознанных действий - поиск работы закрепление на рабочем месте.
- Период социальной стабильности — постоянная работа, карьерный рост.
-
Заключение
Оказывая психологическую поддержку учащимся 9-х классов, мы имеем дело еще с игровыми представлениями о будущей профессиональной деятельности. Задача сопровождения на этом этапе является привнесение подростковые представления о трудовых отношениях взрослой экспертной оценки.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.