Содержание
-
Удмуртский народный костюм
Реконструкции художника-этногрофа, кандидата исторических наук Л.Молчановой
Презентацию подготовила учитель ИЗО Косолапова О.В МОУСОШ с. Пугачево УР
-
Традиционный национальный костюм не имеет конкретного автора, как нет автора у народной песни или сказки.
Он не подвержен влиянию мимолетной моды.
Его мода - традиция, в нем нет ничего случайного, а те идеи и символы, что он несет в себе, отобраны многовековым народным опытом, народным вкусом.
Л.А.Молчанова
-
Основой для данной реконструкции одежды послужили археологические материалы
По расположению металлических украшений в погребениях, а также сохранившимся под ними фрагментов тканей, проводя параллели с поздними костюмными комплексами, исследователи имеют возможность достаточно точно восстановить не только детали, но и общий вид костюма
-
Удмуртская одежда шилась из :
- холста сукна овчины
В одежде выделяются два варианта удмуртского народного костюма
- северный южный
-
Одежда южноудмуртских женщин включала рубаху, поверх которой надевали сшитый до талии камзол или безрукавку и передник с высокой грудкой, под рубахой носили штаны.
Поверх женщины носили шерстянные и полушерстянные кафтаны и овечьи шубы.
Обувью были плетеные лапти, башмаки или валенки.
Девичьи и женские головные уборы отличались большим разнообразием, они отражали возрастное и семейное положение – платки, шапочки, повязки.
Многочисленны были украшения из бисера, бусин, монет.
-
Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки туникообразного кроя с невысоким стоячим воротником, ее носили с плетеным или кожаным поясом, пестрядинных штанов на кожаном или шерстяном поясе, головными уборами были валяная шапка, а обувью - лапти, сапоги, валенки.
Мужчины носили кажаную сумку (тылдусы) с огнивом, трутом.
Верхней одеждой были холщевый халат или отрезной по талии суконный зипун, а также овчинная шуба.
-
Костюм Ананьинской эпохи. 8-3 вв. до н.э
Часто женский поясной набор был снабжён богато орнаментированными ножнами, в которых далеко не всегда находился нож
-
Костюм Азелинского времени 3-5 века
Поясные подвески- отличительная особенность костюма народов Поволжья и Приуралья. В древности изображения зверей и птиц подвешивали на цепочках или шнурках. Иногда это были целые каскады золотистых бронзовых цепочек, скрепленных соединительными деталями, заканчивались они дюжиной крохотных полых уточек и спускались до самых колен
-
Женский и мужской костюмы. Концовский могильник 5-7 века
Шапочка могла быть и кожаной, и матерчатой с меховой опушкой
-
Древнеудмуртский девичий и мужской костюмы поломской культуры. Могильник Мыдлань-шай. 8-9 вв
Височные подвески – лапчатые и кольцеобразные с бусинами
-
Женские костюмы поломской культуры. Варнинский могильник. 8-9 вв.
Вышитая налобная повязка 19 века раньше изготавливалась из единой полосы металла, иногда она расширялась к середине, как корона. На кожаную или матерчатую основу нашивались металлические накладки, серебряные, покрытые мелкой зернью, в виде изящной женской фигурки с поднятыми руками, получившей название «Шунды Мумы»- Мать Солнца
-
Женский и девичий костюмы 16-18 вв.
Удмуртские женщины в костюме широко применяли вышивку и узорное ткачество, сохраняя традиционную форму украшений бытовавших в более ранние эпохи
-
Девичий и мужской костюмы (бесермянский вариант).Могильник Весьякарский Бигер-шай. 9-12вв.
К поясу сбоку крепилась длинная полоса из кожи, украшенная бронзовыми накладками и наконечником
-
Женский и мужской костюмы чепецкой культуры. 11-13 вв.
-
Женский и мужские костюмы. Кузьминский могильник. 11-13 вв.
-
Бавлинский костюмный комплекс. 19-середина 20 в.
С середины 18 века в составе удмуртского костюма появляются серебряные русские монеты. Разных размеров и достоинства, они стали широко использоваться для украшения многих деталей одежды: головных уборов, шейно-нагрудных ожерелий, серёжек, браслетов, чересплечных перевязей.
-
Завятский (арский) костюмный комплекс.19 – середина 20 в.
В 19-20 веках к поясу подвешивалось вышитое полотенце, а у южных удмуртов – просто фабричная шаль или платок.
-
Нижнечепецкий костюмный комплекс. 19 – середина 20 в.
-
Бесермянский костюмный комплекс.19 – середина 20 в.
-
Собственно южноудмуртский костюмный комплекс.19 – середина 20 в.
У южных удмуртов ещё в 20 веке существовала причёска под названием «чузырет» в виде конусовидных привесок на висках из заплетённых особым способом волос
-
Верхнечепецкий костюмный комплекс. 19 – середина 20 в.
-
Костюмный комплекс центральных удмуртов ( переходный или шарканско - бодьинский).19 –
середина 20 в.
-
Бесермянский костюмный комплекс.19 – середина 20 в.
-
Закамский костюмный комплекс. 19 – середина 20 в.
-
Калмезский костюмный комплекс.19 – середина 20 в.
-
«Носителями традиций были многие поколения удмуртского народа, которому и принадлежит вся
неповторимая красота его национального наряда.» Л.А. Молчанова
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.