Презентация на тему "Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия" 4 класс

Презентация: Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия
Включить эффекты
1 из 28
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.8
4 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по обществознанию, благодаря которой школьники смогут познакомиться с одной из мировых религий - буддизмом. Представленные фотографии реальной жизни буддийских монахов и монастырей дополнят картину.

Краткое содержание

  • Карта религий мира
  • Традиционная пища буддистов
  • Далай-лама XIV
  • Статуи Будды
  • Буддийские монастыри
  • Последователи Будды
  • Набор фотографий

Содержание

  • Презентация: Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия
    Слайд 1

    Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религияУрок-экскурсия для 4 класса

    Автор: Гунбина Светлана Николаевна, учитель истории и обществознания МКОУ СОШ №2 г. Омутнинска Кировской области

  • Слайд 2

    Карта религий мира

  • Слайд 3

    Деревни, где живут буддисты

  • Слайд 4
  • Слайд 5

    Традиционная пища буддистов

    кисло-молочные продукты: напиток, приготовленный из заквашенного коровьего молока - «хойглак», виды продуктов из створоженного молока (коровьего, оленьего, овечьего, козьего).

    • Мясные и кровяные колбасы
    • Поджаренные зерна проса (едят с чаем, из проса варили каши)
    • Чай (пьют с молоком, сливками, сыром и солью)
  • Слайд 6

    Дети Тибета

  • Слайд 7

    Духовный наставник

    Его Святейшество Далай-лама XIV , Тензин Гьяцо, является духовным лидером тибетского народа

  • Слайд 8

    Начало пути

    Он родился 6 июля 1935 года в крестьянской семье в маленькой деревушке Такцер на северо-востоке Тибета и получил имя Лхамо Дхондруб. После консультации с оракулом его тщательно экзаменуют, проверяя, помнит ли он людей и предметы из своей предыдущей жизни и признают реинкарнацией своего предшественника.

  • Слайд 9

    Статуи Будды

  • Слайд 10
    • Статуя Будды в Китае
    • Статуя Будды в Японии
  • Слайд 11

    Буддийский монах

  • Слайд 12

    Буддистский монастырь в Монголии

  • Слайд 13

    Монастырь в Тибете

  • Слайд 14

    Монашеские общины - сангха

  • Слайд 15

    Далай-Лама XIV с девушками-монахинями

  • Слайд 16

    Буддийский храм в Лагани

  • Слайд 17

    Буддийский храм в Китае

  • Слайд 18
  • Слайд 19

    Служба в храме

  • Слайд 20

    Последователи Будды

    Бодхисаттва - Ваджрапани

    Бодхисаттва - Манджушри

  • Слайд 21

    Мани – камни с написанной или выгравированной на них мантрой «ОМ МА НИ ПАД МЕ ХУМ»

  • Слайд 22

    Молитвенные барабаны -устройство в виде диска. Человеческая рука, ветер или вода приводят конструкцию в движение, и таким образом считается, что мантра "произносится".

    Мантры - магическая формула призывания и заклинания богов в буддизме.

  • Слайд 23

    Лунгта – молитвенные флажки

    Развешиваются на ветру или высоких местах

  • Слайд 24

    Ступа – погребальный холм

    В них хоронят последователей Будды, достигших просветления

  • Слайд 25

    Ступа в Санчи

  • Слайд 26
  • Слайд 27

    Список литературы

    Авторский проект Руслана Мигранова. Фотоальбом. [Электронный ресурс] – Режим доступа :

    Тибет – культура, медицина, буддизм, традиции и др. [Электронный ресурс] – Режим доступа :

  • Слайд 28

    Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религияУрок-экскурсия для 4 классаАвтор: Гунбина Светлана Николаевна, учитель истории и обществознания МКОУ СОШ №2 г. Омутнинска Кировской области

Посмотреть все слайды

Конспект

Гунбина Светлана Николаевна учитель истории и обществознания

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2

г. Омутнинск, Кировская область

УРОК-ЭКСКУРСИЯ «ВВЕДЕНИЕ В БУДДИЙСКУЮ ДУХОВНУЮ ТРАДИЦИЮ. КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ» (методические рекомендации для учителя при подготовке к уроку)

1 слайд

Тема «Введение в буддийсaкую духовную традицию» очень трудна тем более в 4 классе, так как мы имеем дело с людьми совсем другого менталитета (мироощущения).

Перед собой я ставлю две задачи:

1) наглядно представить жизнь буддистов;

2) внутренне сопоставить ее с религией, которая нам близка – православием.

2 слайд

На уроке очень важно сразу же показать, где распространена эта религия. Центром буддизма можно считать: Тибет, Монголию, Китай, Таиланд, Вьетнам, Лаос, Японию, Корею. У нас в России - это Калмыкия, Бурятия, Тува, Забайкалье. В мире примерно 350 млн. верующих буддистов.

3, 4, 5, 6 слайды

Для указанных стран, в основном, характерен невысокий уровень жизни и тяжелые условия существования. Зачастую поселения буддистов расположены в степной зоне, в горах, т.е. там, где там мало обрабатываемой земли, суровый климат, а основное занятие населения – скотоводство.

7, 8 слайды

Наиболее распространенной формой буддизма является ламаизм, появившийся в VI – V вв. до. н. э. Главой их является Далай-лама XIV (Лама – духовный учитель), которого можно сопоставить с нашим патриархом. Далай-лама вычисляется с помощью магии: он должен родиться через 9 мес. после смерти своего предшественника и иметь некоторые сходные признаки, отвечающие представлениям реинкарнации.

9, 10 слайды

При объяснении важно, чтобы учащиеся четко уяснили следующее: если для христиан, объектом поклонения является Бог в виде Святой Троицы, то для буддистов Будда вовсе не Бог, а человек, достигший просветления, и тем самым указавший путь своим последователям. Можно обратить внимание детей на его лицо: какой он Будда - добрый или злой? Учащиеся должны попытаться сами подобрать нужное слово и придти к тому, что статуи Будды выражает невозмутимость, отрешенность, умиротворение. Будда – это идеал, к которому нужно стремиться каждому человеку, чтобы принимать мир таким, каков он есть.

11 слайд

На улицах современного корейского города часто можно встретить странные и экзотические на российский взгляд фигуры мужчин или женщин с выбритыми наголо головами, в серых или коричневых одеяниях, которые, кстати, больше напоминают индийские, чем корейские, часто - с крупными деревянными четками. Это - буддийские монахи, хранители и продолжатели буддийских духовных традиций. Еще в древности последователи Будды образовывали общины – сангхи, в которых стремились вести оторванный от мира образ жизни монахов.

14, 15, 16 слайды

Монахи живут в монастырях. Молятся, занимаются медитацией. Монахам категорически запрещено заниматься какой-либо торговлей и бизнесом. Имущество монаха должно быть очень скромным: 3 комплекта одежды, чашка для милостыни, ножик и палочки для еды - и это все. Монах должен рано вставать, скромно питаться (во многих случаях он не может ничего есть от полудня до следующего рассвета), беспрестанно молиться, избегать приносить вред любым живым существам (включая даже муравьев), не потреблять в пищу мяса.

12, 13 слайды

Удивительно, но буддийские монастыри широко открыты и для молодежи. Зачастую юноши при монастырях изучают кун-фу. Это вид боевого искусства, который учит отрешенности, невозмутимости, учит переносить боль, а значит оттачивать свой характер. Эти ребята (на фото), конечно, не останутся здесь на всю жизнь, они уйдут в мир. Однако ничто не возбраняет им снова вернуться в монастырские стены.

17-20 слайды

Складывается впечатление, что в буддизме вполне смирились с таким явлением, что простые миряне редко посещают храмы. Да и когда им: простые люди много трудятся, заняты заботами о хлебе насущном. Именно для простых мирян сложилась иная форма поклонения к Будде, не связанная ни с длительными молитвами, ни с длительной медитацией. В молитвах миряне обращаются не столько к Будде, сколько к его последователям – Бодхисаттвам (это как у нас Святые – Никола, Илья, Богородица), в которых они видят своих заступников и помощников.

22, 23, 24 слайды

Большую роль в жизни мирян играет то, что мы называем суеверия. Так на дорогах расставляют мани – камни со словами молитв. Это важный оберег для любого путника. Эти камни можно сравнить с придорожными крестами некогда столь распространенными на Руси, а слова молитвы-заклинания с Исусовой молитвой.

Еще один способ «чтения» молитв это молитвенные барабаны. Текст молитвы (мантру) пишут на бумажке и опускают в барабаны, которые стоят перед входом в храм. Достаточно покрутить барабан и считается, что человек помолился.

Не менее широко распространены лунгта – разноцветные флажки с текстами молитв. Колебание флажка на ветру тоже равносильно чтению молитв.

25, 26 слайды

В народе широко распространены почитания монахов достигших состояния Будды, в их честь возводят ступы и там замуровывают их прах и даже останки. Ступы можно сравнить с могильными курганами, кое-где сохранившимися и у нас со времен язычества. Иногда ступы возводят в честь какого-либо значимого события.

Вывод

Как видим, в буддизме самое обыденное суеверие легко уживается со строгой монашеской практикой духовного совершенствования и нисколько не противоречит ей. Совершенно невозможно представить, чтобы в буддизме преследовались бы магия, колдовство и чародейство, как это характерно для европейского христианства. По-видимому, само понятие еретичества (богоотступничества) здесь тоже отсутствует.

И здесь мы возвращаемся к самой сути буддийского менталитета, который так или иначе следует довести до учащихся. Подобно тому, как в суровых условиях гор и степей восточный человек приспосабливался к жизни полной труда и лишений, так и буддийская религия вырабатывала терпимое и доброжелательное отношение к различным формам религиозного поклонения. Примениться к жизни, жить самому и давать жить другим, органично войти в общую гармонию мира, а не изменять мир по своему образу и подобию, не навязывать жизни свои идеалы и принципы, вгоняя ее в жесткие рамки, – таковы основы буддийской духовной традиции.

Список литературы

Энциклопедия «Религии и народы мира». М. : Большая Российская энциклопедия, 1998 – 568 с.

Энциклопедия для детей. Религии мира, ч. 1.. М. : Аванта плюс, 2003. – 492 с.

Гунбина Светлана Николаевна учитель истории и обществознания

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2

г. Омутнинск, Кировская область

УРОК-ЭКСКУРСИЯ «ВВЕДЕНИЕ В БУДДИЙСКУЮ ДУХОВНУЮ ТРАДИЦИЮ. КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ» (методические рекомендации для учителя при подготовке к уроку)

1 слайд

Тема «Введение в буддийсaкую духовную традицию» очень трудна тем более в 4 классе, так как мы имеем дело с людьми совсем другого менталитета (мироощущения).

Перед собой я ставлю две задачи:

1) наглядно представить жизнь буддистов;

2) внутренне сопоставить ее с религией, которая нам близка – православием.

2 слайд

На уроке очень важно сразу же показать, где распространена эта религия. Центром буддизма можно считать: Тибет, Монголию, Китай, Таиланд, Вьетнам, Лаос, Японию, Корею. У нас в России - это Калмыкия, Бурятия, Тува, Забайкалье. В мире примерно 350 млн. верующих буддистов.

3, 4, 5, 6 слайды

Для указанных стран, в основном, характерен невысокий уровень жизни и тяжелые условия существования. Зачастую поселения буддистов расположены в степной зоне, в горах, т.е. там, где там мало обрабатываемой земли, суровый климат, а основное занятие населения – скотоводство.

7, 8 слайды

Наиболее распространенной формой буддизма является ламаизм, появившийся в VI – V вв. до. н. э. Главой их является Далай-лама XIV (Лама – духовный учитель), которого можно сопоставить с нашим патриархом. Далай-лама вычисляется с помощью магии: он должен родиться через 9 мес. после смерти своего предшественника и иметь некоторые сходные признаки, отвечающие представлениям реинкарнации.

9, 10 слайды

При объяснении важно, чтобы учащиеся четко уяснили следующее: если для христиан, объектом поклонения является Бог в виде Святой Троицы, то для буддистов Будда вовсе не Бог, а человек, достигший просветления, и тем самым указавший путь своим последователям. Можно обратить внимание детей на его лицо: какой он Будда - добрый или злой? Учащиеся должны попытаться сами подобрать нужное слово и придти к тому, что статуи Будды выражает невозмутимость, отрешенность, умиротворение. Будда – это идеал, к которому нужно стремиться каждому человеку, чтобы принимать мир таким, каков он есть.

11 слайд

На улицах современного корейского города часто можно встретить странные и экзотические на российский взгляд фигуры мужчин или женщин с выбритыми наголо головами, в серых или коричневых одеяниях, которые, кстати, больше напоминают индийские, чем корейские, часто - с крупными деревянными четками. Это - буддийские монахи, хранители и продолжатели буддийских духовных традиций. Еще в древности последователи Будды образовывали общины – сангхи, в которых стремились вести оторванный от мира образ жизни монахов.

14, 15, 16 слайды

Монахи живут в монастырях. Молятся, занимаются медитацией. Монахам категорически запрещено заниматься какой-либо торговлей и бизнесом. Имущество монаха должно быть очень скромным: 3 комплекта одежды, чашка для милостыни, ножик и палочки для еды - и это все. Монах должен рано вставать, скромно питаться (во многих случаях он не может ничего есть от полудня до следующего рассвета), беспрестанно молиться, избегать приносить вред любым живым существам (включая даже муравьев), не потреблять в пищу мяса.

12, 13 слайды

Удивительно, но буддийские монастыри широко открыты и для молодежи. Зачастую юноши при монастырях изучают кун-фу. Это вид боевого искусства, который учит отрешенности, невозмутимости, учит переносить боль, а значит оттачивать свой характер. Эти ребята (на фото), конечно, не останутся здесь на всю жизнь, они уйдут в мир. Однако ничто не возбраняет им снова вернуться в монастырские стены.

17-20 слайды

Складывается впечатление, что в буддизме вполне смирились с таким явлением, что простые миряне редко посещают храмы. Да и когда им: простые люди много трудятся, заняты заботами о хлебе насущном. Именно для простых мирян сложилась иная форма поклонения к Будде, не связанная ни с длительными молитвами, ни с длительной медитацией. В молитвах миряне обращаются не столько к Будде, сколько к его последователям – Бодхисаттвам (это как у нас Святые – Никола, Илья, Богородица), в которых они видят своих заступников и помощников.

22, 23, 24 слайды

Большую роль в жизни мирян играет то, что мы называем суеверия. Так на дорогах расставляют мани – камни со словами молитв. Это важный оберег для любого путника. Эти камни можно сравнить с придорожными крестами некогда столь распространенными на Руси, а слова молитвы-заклинания с Исусовой молитвой.

Еще один способ «чтения» молитв это молитвенные барабаны. Текст молитвы (мантру) пишут на бумажке и опускают в барабаны, которые стоят перед входом в храм. Достаточно покрутить барабан и считается, что человек помолился.

Не менее широко распространены лунгта – разноцветные флажки с текстами молитв. Колебание флажка на ветру тоже равносильно чтению молитв.

25, 26 слайды

В народе широко распространены почитания монахов достигших состояния Будды, в их честь возводят ступы и там замуровывают их прах и даже останки. Ступы можно сравнить с могильными курганами, кое-где сохранившимися и у нас со времен язычества. Иногда ступы возводят в честь какого-либо значимого события.

Вывод

Как видим, в буддизме самое обыденное суеверие легко уживается со строгой монашеской практикой духовного совершенствования и нисколько не противоречит ей. Совершенно невозможно представить, чтобы в буддизме преследовались бы магия, колдовство и чародейство, как это характерно для европейского христианства. По-видимому, само понятие еретичества (богоотступничества) здесь тоже отсутствует.

И здесь мы возвращаемся к самой сути буддийского менталитета, который так или иначе следует довести до учащихся. Подобно тому, как в суровых условиях гор и степей восточный человек приспосабливался к жизни полной труда и лишений, так и буддийская религия вырабатывала терпимое и доброжелательное отношение к различным формам религиозного поклонения. Примениться к жизни, жить самому и давать жить другим, органично войти в общую гармонию мира, а не изменять мир по своему образу и подобию, не навязывать жизни свои идеалы и принципы, вгоняя ее в жесткие рамки, – таковы основы буддийской духовной традиции.

Список литературы

Энциклопедия «Религии и народы мира». М. : Большая Российская энциклопедия, 1998 – 568 с.

Энциклопедия для детей. Религии мира, ч. 1.. М. : Аванта плюс, 2003. – 492 с.

Скачать конспект

Сообщить об ошибке