Презентация на тему "Законодательно-правовые основы производственной санитарии и гигиены труда"

Включить эффекты
1 из 58
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему "Законодательно-правовые основы производственной санитарии и гигиены труда" по обществознанию. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Содержание

  • Слайд 1

    Законодательно-правовые основы производственной санитарии и гигиены труда

    Лекция 2 В России суровость законов умеряется их неисполнением. Карамзин «История государства российского»

  • Слайд 2

    ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ САНИТАРИИ.

    Федеральное законодательство в области охраны труда Источники отечественного права в области охраны труда включают законы, которые обладают наибольшей юридической силой по сравнению с другими источниками права, и подзаконные акты. В основу излагаемой темы положено действующее в настоящее время законодательство (в том числе и международное) о охране труда и гигиене труда входящие в нормативные акты по "Охране труда".

  • Слайд 3

    Законодательная основа охраны труда в Российской Федерации

    Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ Федеральный закон “Об основах охраны труда в Российской Федерации” от 17 июля 1999 года №181-ФЗ. Федеральный закон РФ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ, Федеральным законом “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” от 24 июля 1998 г. №125-Ф. Федеральный закон "О внесении изменений в трудовой кодекс РФ, признание недействующими на территории РФ некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации " От 16 июня 2006 года

  • Слайд 4

    Основные принципы государственной политики в области охраны труда представлены в федеральном законе РФ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", принятом 23 июня 1999 года.

    признание приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности; государственное управление и координация деятельности в области охраны труда, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда; установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности; обеспечение общественного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда; обязательность расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

  • Слайд 5

    "Об основах охраны труда в Российской Федерации", принятом 23 июня 1999 года.

    обучение безопасным методам труда и подготовка специалистов в области охраны труда; гарантирование компенсаций за вред, причинённый работникам и другие принципы.

  • Слайд 6

    Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. обладает высшей юридической силой. Все остальные законы и иные нормативные правовые акты государственных органов издаются на основе и соответствии с Конституцией.

    "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства" (ст. 2). Статья 7 Право каждого человека на безопасные и здоровые условия труда, на охрану труда гарантируется как международными правовыми нормами. Статья 37 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Статья 53. Утверждает право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их размещения, включая право на забастовку,\ Статья 37 Право на отдых. Статья 46 Конституции гарантирует каждому человеку судебную защиту его прав и свобод. Статья 41. Сокрытие должностными лицами факторов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с Федеральным законом .

  • Слайд 7

    Трудовой кодекс РФ

    Одним из важнейших источников трудового права является вступивший в действие с 1 февраля 2002 года Трудовой кодекс Российской Федерации, который регулирует трудовые отношения работников и работодателей. Кодекс устанавливает трудовые права и обязанности работников, регламентирует взаимоотношения сторон при заключении трудового договора между работниками и работодателями, определяет содержание коллективного договора и порядок его разработки; регулирует продолжительность рабочего времени и времени отдыха, вопросы оплаты труда, возмещение ущерба, определяет обязанности работников по соблюдению трудовой дисциплины, в том числе по охране труда. регулирует применение труда женщин, молодежи и инвалидов, устанавливает, что на всех предприятиях, в учреждениях, органах создаются здоровые и безопасные условия труда.

  • Слайд 8

    Основные законодательные акты, обеспечивающие безопасные и безвредные условия труда, представлены Трудовым кодексом Российской Федерации.

    ст. 211 ТК РФ определяет государственные нормативные требования охраны труда; ст. 212 устанавливает правила по охране труда, обязательные для администрации; ст. 214 определяет основные правила по охране труда, обязательные для выполнения рабочими и служащими; ст. 215 запрещает ввод в эксплуатацию производственных объектов, не отвечающих требованиям охраны труда; ст. 217 рассматривает основные положения службы охраны труда в организации; ст. 221 устанавливает порядок выдачи средствами индивидуальной защиты работникам и т.д.

  • Слайд 9

    Гражданский кодекс Российской Федерации

    устанавливает ответственность работодателей вследствие причинения вреда работнику на производстве (ст. 1064—1083), а также определяет формы и размер возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина (ст. 1083—1101). Вступивший в силу Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской федерации» от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками.

  • Слайд 10

    Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской федерации» от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ

    Устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками, на законодательном уровне рассматривается большой спектр вопросов, связанных с конкретным решением проблем охраны труда физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работодателем. Действие Закона многосторонне и распространяется: на работодателей, работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях, на студентов и учащихся различных образовательных учреждений, проходящих производственную практику.

  • Слайд 11

     

    При заключении с работником трудового договора (контракта) закон обязывает работодателя осуществлять проведение за счет собственных средств обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований) работников, равно как и периодических (в течение трудовой деятельности) внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров. Работник со своей стороны обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования). Работодатель обязан не допускать работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний.

  • Слайд 12

    Подзаконные акты о БЖ

    Постановления Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти, например, Министерства труда и социального развития РФ, Министерства здравоохранения РФ, Комитета по строительной, архитектурной и жилищной политике РФ и т. п. Положение о расследовании несчастных случаев на производстве Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. № 379 утверждено Положение о расходовании и учете несчастных случаев на производстве . Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 7 апреля 1999 г. № 7 утвердило Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную.

  • Слайд 13

    Во исполнение указанных постановлений в отраслях экономики разрабатывается нормативная и нормативно-техническая документация

    Нормативно-техническая документация обеспечивает защиту работающих от действия опасных и вредных факторов, определяет требования к производственному оборудованию и производственным помещениям, созданию и применению средств защиты.

  • Слайд 14

    Международная нормативно-правовая база в области обеспечения здоровых условий труда.

    Международное сотрудничество в области охраны труда в Российской Федерации осуществляется, в основном, в рамках деятельности Международной Организации Труда (МОТ), членом которой она является. Одна из самых важных функций МОТ - принятие Международной конференцией труда (с участием представителей правительств, работодателей и работников) конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые нормы.

  • Слайд 15

    КОНВЕНЦИЯ №155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среды»

    Генеральная Конференция Международной Организации Труда, созванная в Женеве Административным Советом Международного Бюро Труда и собравшаяся 3 июня 1981 года на свою шестьдесят седьмую сессию. В ней приняты ряд предложений по безопасности и гигиене труда и производственной среде:

  • Слайд 16

    РАЗДЕЛ I. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

    Определяет сферу применения статей конвенции, меры, принятые по обеспечению достаточной защиты работников в исключенных отраслях, и в последующих докладах сообщает о любом расширении сферы применения. И определяет возможности исключения из конвенции некоторых категорий работников, частично или полностью, из сферы ее применения отдельные категории работников, в отношении которых возникают особые трудности, излагая причины такого исключения, и в своих последующих докладах сообщает о любом расширении сферы применения. Определена единая терминология: “отрасли экономической деятельности” и “работники” включает все отрасли, где работники работают по найму, в том числе государственную службу; “рабочее место” означает все места, где работникам необходимо находиться или куда им необходимо следовать в связи с их работой, и которые прямо или косвенно находятся под контролем работодателя; Термин “здоровье” в отношении труда означает не только отсутствие болезни или недуга; он включает также влияющие на здоровье физические и психические элементы, которые имеют непосредственное отношение к безопасности и гигиене труда.

  • Слайд 17

    РАЗДЕЛ II. ПРИНЦИПЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

    Определение и осуществление и периодический пересмотр национальную политику в области безопасности труда, гигиены труда и производственной среды, с целью предупредить несчастные случаи и повреждение здоровья, возникающие в результате работы, сводя к минимуму, насколько это обоснованно и практически осуществимо, причины опасностей, свойственных производственной среде. Статья 5 При проведении политики принимаются во внимание, в той степени, в какой они оказывают влияние на безопасность и гигиену труда и производственную среду. Включая профессиональную подготовку, защиту работников и их представителей от дисциплинарных мер в результате предпринятых ими надлежащим образом действий... В соответствующие сроки пересматривается положение в области безопасности и гигиены труда и производственной среды — полностью или только отдельные аспекты — с целью определения основных проблем, выявления эффективных методов их решения и очередности принятия мер, а также оценки результатов.

  • Слайд 18

    РАЗДЕЛ III. МЕРОПРИЯТИЯ НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

    Проведение в жизнь законодательства и правил по безопасности и гигиене труда и производственной среде обеспечивается надлежащей и соответствующей системой инспекции, принятие надлежащих санкций в случае нарушения законодательства и правил. Компетентные органы обеспечивают постепенное выполнение следующих функций: определение, ввода в эксплуатацию, значительное их переоборудование и изменение назначения, а также безопасность используемого в ходе работы технического оборудования; определение производственных процессов, веществ и агентов, контакт с которыми' необходимо запретить, ограничить; установление и применение процедур объявления о несчастных случаях на производстве и о профессиональных заболеваниях, а также представление ежегодных статистических данных о несчастных случаях на производстве и о профессиональных заболеваниях; проведение расследований, несчастных случаев на производстве; ежегодная публикация информации о принятых мерах; изучение химических, физических или биологических агентов с точки зрения опасности для здоровья работников.

  • Слайд 19

     

    Статья 12 В соответствии с национальным законодательством и практикой принимаются меры в целях обеспечения того, чтобы лица, которые занимаются разработкой, изготовлением, ввозом, поставкой или передачей механизмов, оборудования или веществ для профессионального использования: не представляют угрозы безопасности и здоровью лиц, правильно пользующихся ими; представляли информацию о правильном монтаже и использовании механизмов и оборудования, а также инструктировали о том, как следует избегать известных опасностей; Статьи 13-14 В соответствии с национальными условиями и практикой принимаются меры для содействия включению вопросов безопасности и гигиены труда и производственной среды в программы образования и профессиональной подготовки на всех уровнях. Юридическая защита работников, оставивших работу, имевших достаточные основания полагать, что она представляет непосредственную и серьезную опасность для его жизни или здоровья.

  • Слайд 20

    РАЗДЕЛ IV. МЕРОПРИЯТИЯ НА УРОВНЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

    Статья 16 1. Работодатели должны обеспечивать, … чтобы находящиеся под их контролем рабочие места, механизмы, оборудование и процессы химические, биологические и физические вещества были безопасными и не угрожали здоровью. 2. Работодатели должны, … предоставлять соответствующие защитные одежду и средства, чтобы предотвратить, … возникновение несчастных случаев или вредных последствий для здоровья. Статья 19 На уровне предприятия принимаются меры, в соответствии с которыми: работники в ходе выполнения работы сотрудничают с работодателем в деле выполнения последним возложенных на него обязательств; Работники не несут никаких расходов в связи с мерами по технике безопасности и гигиене труда.

  • Слайд 21

    КОНВЕНЦИЯ N 161 Международной организации труда"О СЛУЖБАХ ГИГИЕНЫ ТРУДА"(Принята в г. Женеве 26.06.1985 на 71-ой сессии Генеральной конференции МОТ)

    определяет термин службы гигиены труда, как службы, на которых возложены профилактические функции и ответственность за консультирование предпринимателя, трудящихся и их представителей по вопросам: требований относительно создания и поддержания безопасности и здоровой производственной среды, которая будет содействовать оптимальному физическому и психическому здоровью в связи с трудовым процессом; приспособление трудовых процессов к особенностям трудящихся с учетом их состояния физического и психического здоровья. Термин представителей трудящихся на предприятиях означает лиц признанных таковыми национальным законодательством или практикой.

  • Слайд 22

    Проводимые профилактические меры должны быть достаточными и учитывать специфические потенциальные опасности, имеющие место на этих предприятиях. Решение вопросов охраны здоровья и безопасности труда, службы гигиены труда выполняют следующие функции, достаточные и учитывающие потенциальные опасности на предприятии:

    выявление и оценка риска от воздействия опасных для здоровья факторов, возникающих на рабочем месте; наблюдение за факторами производственной среды и производственных операций, которые могут неблагоприятно влиять на здоровье трудящихся, включая санитарное оборудование, пункты питания и помещения отведенные для них предпринимателем; консультирование по вопросам планирования и организации работ, включая организацию рабочих мест (паспортизация рабочих мест) отбора, ухода, и поддержания в надлежащем состоянии машин и другого оборудования и веществ (материалов) используемых в процессе труда; участие в разработке программ по совершенствованию производственных операций, а так же в испытании и санитарно-гигиенической оценке оборудования; наблюдение за состоянием здоровья трудящихся в связи с трудовым процессом; участие в адаптации (приспособлении) трудовых процессов к трудящимся; осуществлении мер профессиональной реабилитации; осуществление сотрудничества в обеспечении информацией в организации обучения и просвещения в области охраны здоровья трудящихся на производстве, гигиены труда и эргономики;

  • Слайд 23

    Согласно конвенции, службы гигиены труда должны участие в анализе несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, организации скорой и неотложной медпомощи.

  • Слайд 24

    конвенция определяет рекомендации о службах гигиены труда, которые регламентируют наблюдение за производственной средой:

    выявление и оценка факторов производственной среды, которые могут влиять на здоровье трудящихся; оценка санитарно-гигиенических условий на производстве и факторов в организации труда, которые могут быть потенциально опасными для здоровья; оценка средств коллективной и индивидуальной защиты; оценка, в случаях необходимости, воздействия на трудящихся опасных факторов, используя для контроля надежные и общепринятые методы; оценка систем защиты, предназначенных для ликвидации или снижения воздействия опасных факторов.

  • Слайд 25

    . НОРМАТИВНАЯ И НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

    обеспечивает защиту работающих от действия опасных и вредных факторов, определяет требования к производственному оборудованию и производственным помещениям, созданию и применению средств защиты. Требования нормативной и нормативно-технической документации должны учитываться как на этапе эксплуатации сооружений, оборудования, средств защиты и проведения технологических процессов, так и на этапе их проектирования.

  • Слайд 26

    Нормы и правила по охране труда

    единые (федеральные),распространяются на все отрасли народного хозяйства. Они принимаются федеральными директивными органами совместно или по соглашению с Федерацией профсоюзов и содержат важнейшие требования, единые для всего народного хозяйства. межотраслевые распространяющихся на несколько отраслей отраслевые. на отдельные виды производства или работ во всех отраслях. Отраслевые нормы и правила по охране труда учитывают специфику отдельных отраслей народного хозяйства и распространяются на все предприятия.

  • Слайд 27

    СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА (ССБТ)

    Нормирование условий труда имеет законодательный характер. Государственные стандарты Системы Стандартов Безопасности Труда (ГОСТ Р ССБТ) - утверждают Госстандарт России и Минстрой России. Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда (ОСТ ССБТ) - утверждают федеральные органы исполнительной власти. Санитарные правила (СП), санитарные нормы (СН), гигиенические нормативы (ГН) и санитарные правила и нормы (СанПиН) - утверждает Госкомсанэпиднадзор России. Строительные нормы и правила (СНиП) - утверждает Минстрой России. Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) - утверждают федеральные органы надзора в соответствии с их компетенцией.

  • Слайд 28

    Факторы производства, влияющие на здоровье трудящегося

    отмечаются практически на любом предприятии, и связаны они, как с работой на открытом воздухе, так и с работой в помещениях.

  • Слайд 29

    К факторам внешней среды относятся:

    воздействие на работающего температур; воздействие осадков; воздействие солнечной радиации; воздействие воды; воздействие ветра; воздействие запыленность; изменение газового состава воздуха и др.

  • Слайд 30

    Болезнетворные факторы неприродного происхождения:

    ионизирующее и неионизирующее излучение; отравление промышленными и другого происхождения ядами; искусственного происхождения шумы; вибрации; источники КВЧ и УВЧ излучения; воздействие ударной волны; искусственное изменение газовой среды и др. Множество факторов, в том числе и производственного происхождения, могут вызывать кратковременное или длительное расстройство здоровья, а нередко приводить к инвалидности или смерти.

  • Слайд 31

    В случаях заболевания связанного напрямую с производством мы говорим о профессиональных заболеваниях:

    Пневмокониозы, вызванные склерогенной минеральной пылью (силикоз, антросиликоз, асбестоз), и силикоз который сопровождается туберкулезом легких при условии, что силикоз есть определяющей причиной утраты трудоспособности или смерти. Заболевания, вызываемые бериллием, фосфором, хромом, марганцем, мышьяком, ртутью, свинцом, сероуглеродом или их ядовитыми соединениями. Заболевания, вызванные галлогенсодержащими углеводородами жирного ряда (дихлорэтан и др.). Заболевания, вызванные бензолом и его ядовитыми соединениями. Заболевания, вызванные ядовитыми нитро- и амидо-группами, которые содержаться в бензоле или его гомологах. Заболевания, вызванные ионизирующей радиацией. Первичное раковое заболевание кожи, вызванное дегтем, смолой, битумом, минеральными маслами, антраценом, или их соединениями, продуктами. Заражение сибирской язвой.

  • Слайд 32

    Нормы и правила охраны труда

    обязательны для всех и имеют целью создание безопасных, здоровых и комфортных условий труда. Основой обеспечения безопасности труда во всех отраслях народного хозяйства является законодательное ограничение воздействия вредных физических, химических, биологических и психофизиологических производственных факторов и контроль за его соблюдением. В рамках системы стандартов безопасности труда ССБТ проводится взаимная увязка, систематизация всей существующей нормативной и нормативно-технической документации по безопасности труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии как федерального, так и отраслевого значения.

  • Слайд 33

     

    Система стандартов безопасности труда (ССБТ) представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов, направленную на обеспечение безопасности труда. ССБТ является нормативно-технической основой перехода от техники безопасности к безопасной технике. Стандарты ССБТ могут быть государственными, отраслевыми и стандартами предприятий.

  • Слайд 34

    Отраслевые стандарты (ОСТ)

    разрабатываются с учетом специфики отрасли и могут содержать требования более жесткие, чем в соответствующем государственном стандарте (снижение уровня требований в отраслевом стандарте по сравнению с требованиями в государственном федеральном стандарте не допускается).

  • Слайд 35

     

    Стандарты подсистемы «0»: организация работ по охране труда; контроль состояния условий труда; планирование работ по безопасности труда; порядок стимулирования работы по обеспечению безопасности труда; организация обучения и инструктаж работающих по безопасности труда и всех других работ, которыми занимается служба охраны труда. Стандарты подсистемы «1» требования по видам опасных и вредных производственных факторов предельно допустимые значения их параметров; методы их контроля.

  • Слайд 36

     

    Стандарты подсистемы «2» общие требования безопасности к производственному оборудованию, требования безопасности к отдельным группам производственного оборудования; методы контроля выполнения требовании безопасности. Стандарты подсистемы «3» устанавливают общие требования безопасности к производственным процессам; к отдельным группам технологических процессов, методы контроля выполнения требований безопасности.

  • Слайд 37

     

    Стандарты подсистемы «4» Классификация средств защиты; методы контроля и оценки средств защиты, требования безопасности к ним. Стандарты подсистемы «5» требования безопасности к зданиям и сооружениям.

  • Слайд 38

    Службы предприятия, контролирующие охрану труда:

    Отдел охраны труда; Профсоюз - представляющий интересы трудящихся; Отделения профгигиены при региональных или ведомственных санстанциях, где имеются отделы производственной гигиены. Осуществляется мониторинг за соблюдением нормативов охраны труда, правильностью использования средств индивидуальной и коллективной защиты, предписывается работодателю устранение выявленных нарушений с последующим контролем.

  • Слайд 39

     

    Служба охраны труда в соответствии с возложенными на нее основными задачами выполняет следующие функции: проводит анализ состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, разрабатывает совместно с соответствующими службами мероприятия по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также контролирует их выполнение; организует совместно с соответствующими службами предприятия разборку и выполнение комплексного плана улучшения условий труда, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, а также участвует в разработке соглашений по труду; подготавливает и вносит руководству предприятия предложения по разработке и внедрению более совершенных конструкций, предохранительных устройств и других средств защиты от опасных производственных факторов; участвует в работе по внедрению стандартов безопасности труда и научных разработок по охране труда; Продолжение след. слайд

  • Слайд 40

     

    Продолжение проводит совместно с соответствующими службами предприятия и с участием профсоюзного актива проверки (или участвует в проверках) технического состояния зданий, сооружений, оборудования, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений; контролирует правильность составления и своевременность представления заявок на приобретение спецодежды, спецоборудования и других средств индивидуальной защиты, а также оборудования и материалов для осуществления мероприятий по охране труда; оказывает помощь подразделениям предприятия в организации контроля состояния окружающей производственной среды; участвует в работе комиссий по приемке в эксплуатацию новых и после реконструкции объектов производственного назначения, оборудования и машин, проверяя выполнение требований по обеспечению здоровых условий труда; проводит вводный инструктаж и оказывает помощь в организации обучения работников по вопросам охраны труда в соответствии с ГОСТ 12.0.004-93 и действующими нормативными документами; участвует в работе аттестационной комиссии и комиссии по проверке знания специалистами правил и норм по охране труда, инструкций по технике безопасности.

  • Слайд 41

     

    В соответствии с ТК РФ организация обеспечения безопасности труда в подразделениях возложена на их руководителей. Они проводят инструктаж по охране труда на рабочих местах. Общую ответственность за организацию работ по охране труда несет руководитель предприятия, а в его отсутствие - главный инженер. В составе комитетов профсоюза предприятий имеются комиссии по охране труда, а в каждой подгруппе выбирается общественный инспектор по охране труда. Комиссии по охране труда организуют и проводят общественные смотры по охране труда и культуре производства, принимают участие в подготовке проектов соглашений по охране труда между администрацией и профсоюзной организацией, контролируют выполнение администрацией этих соглашений и законодательства о труде. Общественные инспектора подразделений осуществляют контроль охраны труда непосредственно на рабочих местах. Старшие общественные инспектора принимают участие в расследовании и документальном оформлении несчастных случаев на производстве.

  • Слайд 42

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ОХРАНЕ ТРУДА

    Высший надзор за исполнением законов о труде и правил по охране труда министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями и их должностными лицами возлагается на Генеральную прокуратуру РФ. Кроме того, контроль за охраной труда в нашей стране осуществляют и другие органы надзора.

  • Слайд 43

    Контроль за охраной труда можно условно разделить на

    государственный, государственный профсоюзный, ведомственный, профсоюзный общественный, административно-общественный.

  • Слайд 44

    В систему органов Федерального горного и промышленного надзора России входят специализированные инспекции:

    котлонадзор — осуществляет надзор за сосудами, работающими под давлением свыше 0,7 атм (паровые котлы, баллоны со сжатыми и сжиженными газами, сатураторы и т. п.); газовый надзор — проверяет правильность ведения работ по сооружению и содержанию газопроводов и газового оборудования; надзор за подъемно-транспортным оборудованием — контролирует лифты, подъемники, краны и т. п.

  • Слайд 45

    Контроль за охраной труда осуществляют также и специализированные инспекции отдельных министерств:

    Государственная инспекция по промышленной энергетике и энергонадзору (Госэнернонадзор) системы Министерства энергетики и электрификации РФ осуществляет контроль за электробезопасностью. Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ проверяет состояние, безопасность эксплуатации автомобилей и соблюдение правил дорожного движения. Санитарно-эпидемиологическая служба системы Министерства здравоохранения РФ (Госсанэпиднадзор) осуществляет государственный надзор за соблюдением гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических правил. Инспекция морского и речного регистров РФ контролирует постройку и безопасную эксплуатацию судов и других плавучих средств, а также следит за соблюдением правил судоходства на реках и озерах страны. Государственная пожарная служба организуется Министерством внутренних дел через Главное управление пожарной охраны и его местные органы. Она проверяет соблюдение правил противопожарной безопасности на объектах народного хозяйства

  • Слайд 46

    Государственный профсоюзный контроль за охраной труда

    Возложен на профсоюзы РФ. В их аппарате имеются специальные органы, которые осуществляют только государственный (не общественный) контроль за охраной труда. Органами этого вида контроля являются технические инспекции профсоюзов. Ведомственный контроль за охраной труда проводят министерства и ведомства. Они контролируют внутриведомственное соблюдение законодательства о труде. Для этого создают специальные службы охраны труда в виде отделов с аппаратом инженеров по охране труда, санитарных врачей и других специалистов.

  • Слайд 47

    Профсоюзный общественный контроль за охраной труда

    осуществляют общественные инспектора и комиссии по охране труда комитетов профсоюзов. Комиссия по охране труда состоит из членов профсоюзов и возглавляет ее член профсоюзного комитета, а в цехе - член цехового комитета профсоюза. Председатель этой комиссии одновременно является старшим общественным инспектором предприятия по охране труда. Председатель комиссии не может быть лицом из администрации. Эта комиссия контролирует соблюдение администрацией законодательства о труде, участвует в подготовке и проверке выполнения соглашения по охране труда: изучает причины производственного травматизма, профессиональных заболеваний и т. д. Для усиления контроля на производстве за соблюдением законов о труде на общих собраниях профгрупп избираются общественные инспектора по охране труда из числа членов профсоюза сроком па один год.

  • Слайд 48

    Общественный инспектор по охране труда

    Контролирует проведение своевременного инструктажа рабочих по технике безопасности и производственной санитарии, проверяет исправность оборудования на рабочих местах, следит за своевременным обеспечением рабочих спецодеждой, немедленно сообщает старшому общественному инспектору о несчастных случаях на производстве, добивается от руководителей участков работ устранения обнаруженных нарушений законов о труде и т, п. Административно-общественный контроль за охраной труда осуществляет администрация предприятия или организации совместно с профсоюзной организацией по схеме оперативного контроля.

  • Слайд 49

    Ответственность за нарушение законодательства по охране труда РФ

    Так, к числу основных обязанностей работодателя, предусмотренных ст. 21 ТК РФ, относятся: обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; исполнять предписания государственных надзорных и контрольных органов, уплачивать штрафы за нарушения трудового законодательства и ряд других.

  • Слайд 50

    В ТК РФ достаточно четко и подробно изложены основные права и обязанности сторон трудовых правоотношений, в том числе работодателя.

    выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату; обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда; На картинке – Адам и Ева устроились к Ежику на работу

  • Слайд 51

    Административная ответственность

    Административная ответственность заключается в применении к виновным лицам мер административного взыскания, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. "КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ" КоАП РФ.

  • Слайд 52

     

    Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда. Сумма минимального размера оплаты для расчетов штрафов составляет 100 руб.

  • Слайд 53

    Трудовой кодекс РФ запрещает увольнять по инициативе администрации беременных женщин

    за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

  • Слайд 54

     

    В целях устранения выявленных нарушений трудового законодательства и восстановления нарушенных трудовых прав граждан помимо мер административной ответственности применяются иные меры воздействия, главной из которой является выдача предписаний об устранении выявленных нарушений. Так, в соответствии со ст. 357 ТК РФ при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, государственный инспектор труда вправе выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Указанное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение 10 дней с момента его получения работодателем или его представителем.

  • Слайд 55

    Уголовная ответственность

  • Слайд 56

     

    За наиболее грубые нарушения трудового законодательства, включая законодательство об охране труда, наступает уголовная ответственность. Статьей 143 УК РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил техники безопасности или иных правил по охране труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека. За это преступление предусмотрен штраф в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода виновного лица за период от двух до пяти месяцев, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до двух лет.

  • Слайд 57

     

    Если эти действия повлекли по неосторожности смерть человека, то они наказываются лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без этого срока. Статьей 143 УК РФ наиболее грубые нарушения трудового законодательства

  • Слайд 58

    Все!

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 15 секунд