Содержание
-
зороастризм
Презентацию выполнил ученик 11 «а» МОУ СОШ №6 г.Туапсе Кесиян Андрей Учитель: Ефанова Т.Р.
-
История зороастризма
Зороастри́зм, также маздеи́зм одна из древнейших мировых религий, берущая начало в откровении пророка Спитамы Заратуштры полученном им от Бога —Ахура Мазды В основе учения Заратуштры - свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. В Древности и Раннем Средневековье зороастризм был распространен преимущественно на территории Большого Ирана.
-
Хронология
Архаичный период (до 558 до н. э.): время жизни пророка Заратуштры и существования зороастризма в форме устной традиции; Ахеменидский период (558—330 до н. э.): воцарение династии Ахеменидов, создание персидской империи, первые письменные памятники зороастризма; Период эллинизма и Парфянского государства (330 до н. э. — 226 н. э.): падение ахеменидской империи в результате похода Александра Македонского, создание парфянского царства, буддизм значительно потеснил зороастризм в империи Кушанов; Сасанидский период (226—652 н. э.): возрождение зороастризма, кодификация Авесты, развитие централизованной зороастрийской церкви, борьба с ересями; Исламское завоевание (652 н. э. — середина XX века): упадок зороастризма в Персии, гонения на последователей зороастризма, возникновение парсийской общины Индии из эмигрантов из Ирана, литературная деятельность апологетов и хранителей традиции под властью мусульман. Современный период (с середины XX века до настоящего времени): миграция иранских и индийских зороастрийцев в США, Европу, Австралию, установление связи диаспоры с центрами зороастризма в Иране и Индии.
-
Зороастризм является догматической религией с развитой ортодоксией, сложившейся во время последней кодификации Авесты в сасанидский период и отчасти в период исламского завоевания. При этом в зороастризме не сложилось строгой догматической системы. Это объясняется особенностями учения, в основу которого положен рациональный подход, и историей институционального развития, прерванного мусульманским завоеванием Персии.
-
Аша и Друдж
В основе этического учения зороастризма противопоставление двух поянтий: Аша и Друдж. Аша - это закон вселенской гармонии, истина, правда, добро. Отец Аши - Ахура Мазда. Друдж - это антитеза Аши, буквально «ложь», разрушение, деградация, насилие, грабёж, коррупция. Все люди делятся на две категории: ашаваны (приверженцы Аши, праведные, те, кто стремится нести миру добро) и друджванты (лживые, несущие миру зло
-
Ахура Мазда
Аху́ра Ма́зда, Орма́зд - имя Бога, Творца мира в зороастризме, от которого получил откровение пророк Заратуштра.
-
Имя образовано от двух древнеиранских слов, имеющих индоиранские корни
Ахура - представляет собой соответствие древнеиндийскому asura «Властелин», эпитету многих богов в Ригведе, прежде всего Варуны. Асуры - это род индоиранских божеств, связанных с основами бытия и моралью человеческого общества, «старшие боги» в противоположность дэвам, «молодым богам». В индийской традициии в дальнейшем подвергаются демонизации как «завистники богам (дэвам)». В зороастризме наоборот проклинаются дэвы и почитаются ахуры
-
Мазда - с праиндоевропейского «утверждающий мысль», «осмысливающий», отсюда «мудрый». Индийское соответствие medhā «разум», «мудрость». Этот более оригинальный, чем «ахура», эпитет бога, описывающий его как Мудрого Творца, творца мысли, а следовательно и сознания, послужил для образования зороастрийского самоназвания mazdayasna- «почитающий Мазду», «маздеист».
-
Таким образом имя Ахура Мазда можно условно перевести как «Господь Мудрый», «Господь Мудрость», «Владыка мысли».
-
Ангра-Майнью
Ангра-Майнью, в некоторых источниках встречается под именем Ахриман (древнеперсид. Ahriya mainyus «всеуничтожающий дух») — олицетворение зла в зороастризме. В древнеперсидских клинообразных письменах носит эпитет duwaista, т. е. «ненавистный». Ахриман родной брат Ормузда. Ахриман не обладает самостоятельной творческой силой, как Ормузд (Ахура мазда), но во всякое чистое и доброе творение Ормузда он может заронить зерно зла. Поэтому он является источником вредных сил природы, болезней, неурожая, творцом ядовитых растений, хищных зверей; к нему вообще сводятся все физические и моральные бедствия.
-
Ему покорны все даевы (Дэвы), т. е. духи зла, он властелин смерти и мрака и представляется, таким образом, противовесом и вечным врагом Ормузда и его блаженного царства света.
-
Огонь и свет
-
Согласно учению зороастризма, свет является зримым образом Бога в физическом мире. Поэтому желая обратиться к Богу, зороастрийцы обращаются лицом к свету - источник света представляет для них направление молитвы. Особое уважение они предают огню, как наиболее важному и доступному для человека с давних времён источнику света и тепла. Отсюда распространённое внешнее определение зороастрийцев как «огнепоклонников». Тем не менее не меньшим почтением в зороастризме пользуется и солнечный свет. По традиционным представлениям зороастрийцев Огонь пронизывает всё бытие, как духовное, так и телесное
-
Иерархия огней в зороастризме
Березасаванг (Высокоспасительный) - горящий перед Ахура Маздой в раю. Вохуфриян (Благодружественный) - горящий в телах людей и животных. Урвазишт (Приятственнейший) - горящий в растениях. Вазишт (Действеннейший) - огонь молнии. Спаништ (Святейший) - обычный земной огонь, в том числе и огонь Варахрам (Победоносный), тот, что горит в храмах.
-
Священные огни
Адур-Гушнасп (в Азербайджане в Шизе, огонь священников) Адур-Фробаг (Фарнбаг, огонь Парса, огонь воинской аристократии и Сасанидов) Адур-Бурзен-Михр (огонь Парфии, огонь крестьян)
-
Обряд погребения
Традиционным способом погребения у сохранившихся общин зороастрийцев Ирана и Индии является выставление. Труп оставляется на открытом, специально подготовленном месте или в специальном сооружении — «дахме» — для утилизации птицами и собаками. Такой обычай объясняется тем, что зороастрийцы не испытывают к трупу никакого почтения. По представлениям зороастрийцев труп — это не человек, а оскверняющая материя, символ временной победы Ахримана в земном мире. После очистки скелета от мягких тканей и высушивания костей они складываются в урны.
-
Собака
Особым уважением у зороастрийцев пользуется это животное. Это во многом связано с рациональным мировоззрением зороастрийцев: религия отмечает реальную пользу, которую приносит собака человеку. Считается, что собака может видеть злых духов (дэвов) и отгонять их. Ритуально собака может быть приравнена к человеку, умершей собаки касаются и нормы погребения людских останков. Собакам посвящены несколько глав в Вендидаде, выделяющие несколько «пород» собак: Пасуш-хаурва - стерегущая скот, овчарка Виш-хаурва - стерегущая жильё Вохуназга - охотничая (идущая по следу) Тауруна (Драхто-хунара) - охотничья, дрессированная К «роду собак» также относят лис, шакалов, ежей, выдр, бобров, дикобразов. Напротив, волк считается животным враждебным, порождением дэвов.
-
Зороастризм в современном мире
В настоящее время общины зороастрийцев сохранились в Иране (гебры) и в Индии (парсы), также в результате эмиграции из обоих стран сложились общины прежде всего в США и Западной Европе. В Российской Федерации, и странах СНГ действует сообщество традиционных заратуштрийцев, называющих свою религию на русском языке словом «благоверие» и Зороастрийская община Санкт-Петербурга. Согласно подсчётам, примерное количество приверженцев зороастризма в мире составляет около 200 тыс. чел. 2003 год был объявлен Юнеско годом 3000-летия зороастрийской культуры.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.