Содержание
-
Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. (РД-03-28-2008)
-
I. Общие положения
1.1. Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов (происшествий) на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Порядок), разработан на основании Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 32, 09.08.2004, ст. 3348), с учетом требований: Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации N 30, 28.07.1997, ст. 3588); Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации N 48, 27.11.1995, ст. 4552); Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации N 13, 31.03.2003, ст. 1177); Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации N 30, 28.07.1997, ст. 3589); Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (Собрание законодательства Российской Федерации N 3, 15.01.1996); Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации N 2, 14.01.2002, ст. 133); Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации N 1 (ч. I), 03.01.2005, ст. 16); иных нормативных правовых актов Российской Федерации и руководящих документов Службы в установленной сфере деятельности. 1.2. Порядок определяет процедуру проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных Службе, эксплуатируемых организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на территории Российской Федерации, в том числе оформления, регистрации, учета и анализа материалов проведенного технического расследования.
-
1.3. Порядок устанавливает обязательные требования (правила) процедурного характера для работников организаций, связанных в силу своих функциональных или должностных обязанностей с необходимостью установления обстоятельств и причин происшедших аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных Службе, участвующих в составе назначаемых комиссий по техническому расследованию, а также привлекаемых к участию в проведении технического расследования причин аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных Службе. 1.4. По каждому факту возникновения аварии, инцидента на объектах, поднадзорных Службе, осуществляется техническое расследование их причин. 1.5. Успешному проведению технического расследования причин аварии на объектах, поднадзорных Службе, способствует своевременное осуществление ряда мероприятий, организуемых и проводимых в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации организацией (ее руководителем или лицом, его замещающим), эксплуатирующей объект, на котором произошла авария: 1.5.1. незамедлительное, в соответствии с установленным ее руководителем порядком передачи информации о таких происшествиях (авариях, в том числе о несчастных случаях, происшедших в результате аварии), информирование об аварии Службы и ее территориального органа, осуществляющего надзор за объектом, вышестоящего органа или организации (при наличии таковых), органа местного самоуправления, государственной инспекции труда по субъекту Российской Федерации, профсоюзной организации, страховой компании, с которой заключен договор страхования ответственности рисков за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии, территориального органа прокуратуры. При наличии несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом), происшедшего в результате аварии на объекте, поднадзорном Службе, сообщение включает в себя наряду с формой оперативного сообщения об аварии форму оперативного сообщения о несчастном случае (тяжелом, групповом, со смертельным исходом). Передача оперативного сообщения о происшедшей аварии осуществляется по факсу либо при отсутствии такой возможности устно по телефону;
-
1.5.2. принятие мер по защите жизни и здоровья работников, окружающей среды, а также собственности организации и третьих лиц от воздействия негативных последствий аварии; 1.5.3. принятие мер по сохранению сложившейся обстановки на месте аварии до начала расследования ее причин, за исключением тех случаев, когда необходимо вести работы по ликвидации аварии и сохранению жизни и здоровья людей. В случае невозможности сохранения обстановки на месте аварии обеспечивается ее документирование (фотографирование, видео- и аудиозапись и др.) к началу проведения работ по локализации и ликвидации аварии, обеспечение сохранности и передачи указанных материалов специальной комиссии по техническому расследованию причин аварии; 1.5.4. осуществление мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии на объекте; 1.5.5. организация технического расследования причин аварии (кроме случаев, предусмотренных настоящим Порядком) и принятие мер по устранению и профилактике причин, способствовавших возникновению аварии; 1.5.6. содействие деятельности комиссии по техническому расследованию причин аварии. 1.6. За бездействие в случае возникновения аварии или непринятие конкретных мер по локализации и снижению негативного воздействия последствий аварии, в том числе невыполнение требований, предусмотренных пунктом 1.5 настоящего Порядка, руководитель организации, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект, или лицо, его замещающее, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 1.7. Руководитель территориального органа Службы, осуществляющего надзор за объектом, на котором произошла авария, в течение суток с момента получения сообщения об аварии проверяет достоверность информации и передает сообщение в оперативную диспетчерскую службу Службы.
-
II. Порядок работы комиссии по техническому расследованию причин аварии на опасном производственном объекте, объекте энергетики и гидросооружении
2.1. Техническое расследование причин аварии на опасном производственном объекте, объекте энергетики и гидросооружении*(3) направлено на установление обстоятельств и причин аварии, размера причиненного вреда, ответственных лиц, виновных в происшедшей аварии, а также на разработку мер по устранению ее последствий и профилактических мероприятий по предупреждению аналогичных аварий на данном и других поднадзорных Службе объектах. Аварии и инциденты, приведшие к чрезвычайным ситуациям, классификация которых определена постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации N 22, 28.05.2007, ст. 2640), расследуются как чрезвычайные ситуации. При наличии несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом), происшедшего в результате аварии, установление причин несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом) осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, N 1, (часть I), 07.01.2002, ст. 3) и "Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях", утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.10.2002 N 73, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 05.12.2002 N 3999.
-
2.2. На опасном производственном объекте техническое расследование причин аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем Службы или ее территориального органа. Комиссия по техническому расследованию причин аварии на опасном производственном объекте назначается приказом по территориальному органу Службы или в зависимости от характера и возможных последствий аварии приказом по Службе в срок не позднее одних суток после получения оперативного сообщения об аварии. В состав комиссии по техническому расследованию причин аварии на опасном производственном объекте включаются (по согласованию) представители субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект, организации, эксплуатирующей опасный производственный объект (но не более 50% членов комиссии), вышестоящего органа (организации) (при наличии таковых), профсоюзных организаций, страховых компаний и других организаций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. При аварии, происшедшей на опасном производственном объекте, связанной с выбросом или разливом опасных веществ, в состав комиссии по техническому расследованию причин аварии входит инспектор отдела экологического надзора, а также для уточнения данных о последствиях аварии и уровнях загрязнения привлекаются в качестве экспертов специалисты центров лабораторного анализа и технических измерений (ЦЛАТИ). В состав комиссии по техническому расследованию причин аварии должно входить нечетное число членов. 2.3. В соответствии со статьей 12 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации могут принимать решение о создании государственной комиссии по техническому расследованию причин аварии, происшедшей на опасном производственном объекте, и назначать председателя указанной комиссии.
-
2.4. Техническое расследование причин аварии, связанной с передвижными техническими устройствами (кранами, подъемниками (вышками), передвижными котельными, цистернами, вагонами, локомотивами, автомобилями и т.п.), проводится территориальным органом Службы, на территории деятельности которого произошла авария, а учет производится территориальным органом Службы, в котором эти устройства зарегистрированы. 2.5. Техническое расследование причин аварии на объекте энергетики (далее - энергообъект) производится специальной комиссией организации - собственника энергообъекта или вышестоящего хозяйственного органа в зависимости от конкретных обстоятельств (характера и возможных последствий аварии) с обязательным участием представителя Службы или ее территориального органа. Возглавляет комиссию по техническому расследованию причин аварии на энергообъекте руководитель организации-собственника (вышестоящего хозяйственного органа) или его представитель. 2.6. Техническое расследование причин аварии на гидросооружении, входящем в состав опасного производственного объекта, производится специальной комиссией, назначаемой в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка. Техническое расследование причин аварии на гидросооружении, не входящем в состав опасных производственных объектов, но включенном в Российский регистр гидротехнических сооружений, производится комиссией организации - собственника гидросооружения с обязательным участием представителя Службы или ее территориального органа. 2.7. Комиссия по техническому расследованию причин аварии на опасном производственном объекте, энергообъекте, гидросооружении (далее - комиссия по техническому расследованию причин аварии) должна незамедлительно с даты издания приказа приступить к работе и в течение пятнадцати рабочих дней составить акт технического расследования причин аварии (далее - акт расследования) и подготовить другие необходимые материалы, перечисленные в пункте 3.1 настоящего Порядка.
-
При наличии несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом), происшедшего в результате аварии на объекте, поднадзорном Службе, расследование причин несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом) проводится комиссией по техническому расследованию причин аварии с составлением соответствующих актов*(4). 2.8. Акт расследования подписывается всеми членами комиссии по техническому расследованию причин аварии. При отказе члена комиссии от подписания акта расследования к указанному документу прилагается особое мнение с аргументированным обоснованием отказа. 2.9. В зависимости от характера аварии и необходимости проведения дополнительных исследований и экспертиз установленный пунктом 2.7 срок технического расследования причин аварии может быть увеличен приказом по территориальному органу Службы на основании служебной записки председателя комиссии по техническому расследованию причин аварии, но не более чем на 15 календарных дней. Приказ о продлении срока технического расследования причин аварии (с указанием причин продления) незамедлительно направляется (факсом, электронной почтой) в управление по соответствующему виду надзора центрального аппарата Службы. Приказ о продлении срока технического расследования причин аварии и обоснование причин такого продления прилагаются к акту расследования. 2.10. В ходе расследования комиссия по техническому расследованию причин аварии осуществляет мероприятия: - производит осмотр, фотографирование (в цвете), в необходимых случаях - видеосъемку, составляет схемы и эскизы места аварии, протокол осмотра места аварии; - взаимодействует со спасательными подразделениями, рассматривает докладные записки военизированных горноспасательных частей, газоспасательных служб, противофонтанных военизированных частей и служб организации, оперативные журналы организации и военизированных горноспасательных частей о ходе ликвидации аварии; - опрашивает очевидцев аварии, должностных лиц и получает от них письменные объяснения; - выясняет обстоятельства, предшествовавшие аварии, устанавливает причины их возникновения;
-
- выясняет характер нарушения технологических процессов, условий эксплуатации оборудования; - проверяет состояние производственного контроля; - оценивает достаточность соблюдения установленных требований промышленной безопасности, безопасности объектов энергетики и гидросооружений для предупреждения аварий; - проверяет соответствие объекта или технологического процесса проектным решениям; - проверяет правомерность принятых проектных решений и внесения изменений в них, а также их выполнение; - проверяет соответствие области применения оборудования; - проверяет наличие и исправность средств защиты персонала; - проверяет квалификацию персонала, обслуживающего поднадзорный Службе объект; - проверяет наличие договора (полиса) страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации объекта; - проверяет качество технической документации на эксплуатацию объекта, поднадзорного Службе; - на основе опроса очевидцев, рассмотрения технической документации, экспертных заключений (при необходимости), следственного (технического) эксперимента, результатов осмотра места аварии и проведенной проверки устанавливает причины аварии и сценарий ее развития; - определяет допущенные нарушения требований промышленной безопасности, послужившие причиной аварии, и лиц, ответственных за допущенные нарушения; - анализирует работу, осуществляемую службой производственного контроля организации и должностными лицами ее структурных подразделений, по обеспечению промышленной безопасности объекта и его безаварийной работы; - предлагает меры по устранению причин аварии, предупреждению возникновения подобных аварий;
-
- предварительно определяет по утвержденным методикам размер причиненного вреда, включающего прямые потери, социально-экономические потери, потери из-за неиспользованных возможностей, а также вред, причиненный окружающей среде. 2.11. Комиссия по техническому расследованию причин аварии может привлечь к расследованию причин аварии экспертные организации и специалистов в области промышленной безопасности, изысканий, проектирования, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, страхования, изготовления оборудования и в других областях. Для проведения экспертизы причин и характера разрушений сооружений и (или) технических устройств решением председателя комиссии по техническому расследованию причин аварии образуются экспертные группы, заключения которых прилагаются к акту расследования. 2.12. При подготовке комиссией по техническому расследованию причин аварии акта расследования организацией, на объекте которой произошла авария, по методикам, утвержденным Службой, для включения в акт расследования осуществляется расчет экономического ущерба (в том числе экологического) от аварии, который подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. По поручению председателя комиссии по техническому расследованию причин аварии представленные документы по расчету вреда, причиненного аварией, могут быть направлены в соответствующие аудиторские организации для получения заключения. 2.13. По результатам технического расследования причин аварии в течение трех дней руководитель организации издает приказ, определяющий меры по устранению причин и последствий аварии, по обеспечению безаварийной и стабильной работы производства, а также по привлечению к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности, охраны окружающей среды, энергетики и безопасности гидросооружений.
-
2.14. Письменная информация о выполнении мероприятий, предложенных комиссией по техническому расследованию причин аварии, в течение десяти дней после окончания сроков выполнения каждого пункта мероприятий, предложенных комиссией по техническому расследованию причин аварии, представляется руководителем организации в территориальный орган Службы и в организации, представители которых участвовали в техническом расследовании причин аварии. Руководителем территориального органа Службы информация о выполнении мероприятий в течение десяти дней направляется в центральный аппарат Службы. 2.15. На основании результатов технического расследования причин аварии или несчастного случая со смертельным исходом руководитель территориального органа Службы в двадцатидневный срок представляет председателю Центральной аттестационной комиссии (далее - ЦАК) Службы сведения о лицах, подлежащих внеочередной аттестации в ЦАК Службы. 2.16. Не позднее трех месяцев с момента получения письменной информации о выполнении мероприятий, предложенных комиссией по техническому расследованию причин аварии, руководитель территориального органа Службы организует проведение повторной проверки полноты и качества выполнения указанных мероприятий.
-
III. Порядок оформления, учета и анализа материалов технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, объекте энергетики и гидросооружении
3.1. Материалы технического расследования причин аварии на поднадзорном Службе объекте (далее - материалы технического расследования) включают в себя: - приказ соответствующего органа о назначении комиссии по техническому расследованию причин аварии; - акт расследования причин аварии; - протокол осмотра места аварии с необходимыми графическими, фото- и видеоматериалами в цветном изображении; - письменное решение председателя комиссии о назначении экспертных групп (если в этом есть необходимость) и другие решения председателя комиссии; - заключения экспертных групп об обстоятельствах и причинах аварии с необходимыми расчетами, графическими материалами и т.п.; - докладные записки военизированных горноспасательных частей, газоспасательных служб, противофонтанных военизированных частей и служб организации о ходе ликвидации аварии, если они принимали в ней участие; - протоколы опроса очевидцев и объяснения лиц, причастных к аварии, а также должностных лиц, ответственных за соблюдение требований промышленной безопасности, безопасности объектов энергетики и гидросооружений;
-
- заверенные копии протоколов и удостоверений об обучении и аттестации персонала, обслуживающего поднадзорный Службе объект, и заверенные выписки из журналов инструктажей по охране труда; - справки о размере причиненного вреда и оценке экономического ущерба (в том числе экологического) от аварии; - акт о несчастном случае (тяжелом, групповом, со смертельным исходом) на производстве по установленному образцу (при наличии пострадавших); - копию договора (полиса) страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации объекта; - сведения о нарушениях требований нормативных технических документов по промышленной безопасности, безопасности объектов энергетики и гидросооружений (с указанием конкретных пунктов документов); - справку о причинах несвоевременного сообщения об аварии в территориальный орган Службы (при сроке задержки более суток); - другие материалы, характеризующие аварию, обстоятельства и причины ее возникновения и дальнейшего развития. Конкретный перечень материалов технического расследования причин аварии определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств аварии. К материалам технического расследования причин аварии в обязательном порядке прилагается опись всех включаемых документов. 3.2. Комиссией по техническому расследованию причин аварии принимаются к рассмотрению подлинники (оригиналы) документов, с которых при необходимости снимаются копии и/или делаются выписки. Копии документов и/или выписки заверяются должностным лицом организации, в которой произошла авария. Представляемые документы не должны содержать подчисток и ненадлежаще оформленных, не заверенных в установленном порядке поправок и дополнений.
-
3.3. Не позднее трех дней после окончания расследования по одному комплекту материалов технического расследования направляется организацией, на объекте или с техническим устройством которой произошла авария, в территориальный орган Службы, проводивший расследование, в соответствующие органы (организации), представители которых принимали участие в работе комиссии по техническому расследованию причин аварии, и в другие органы (организации), определенные председателем комиссии. Документ, подтверждающий направление материалов технического расследования в указанные органы (организации), представляется председателю комиссии. 3.4. Не позднее тридцати дней после окончания технического расследования причин аварии материалы технического расследования причин аварии и предлагаемые меры по их предупреждению в зависимости от масштабов аварии рассматриваются на совещаниях (коллегиях) Службы или ее территориальных органов либо на совещаниях управлений центрального аппарата Службы по соответствующим видам надзора, у заместителя руководителя и руководителя Службы. По результатам рассмотрения материалов технического расследования причин аварии могут быть приняты следующие решения: - о согласовании выводов комиссии по техническому расследованию причин аварии; - об изменении выводов комиссии по техническому расследованию причин аварии; - о проведении дополнительного расследования тем же составом комиссии по техническому расследованию причин аварии; - о проведении повторного расследования другим составом комиссии. 3.5. Решение совещания (коллегии) территориальных органов Службы по рассмотрению результатов технического расследования причин аварии прилагается к материалам технического расследования причин аварии либо направляется в центральный аппарат Службы после отправки материалов технического расследования причин аварии, но не позднее чем через 30 календарных дней после окончания технического расследования причин аварии.
-
3.6. Учет аварий ведется организацией, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект, в специальном журнале и один раз в полугодие, при наличии аварий информация об авариях и их причинах представляется в территориальный орган Службы, на подконтрольной территории которого располагается эксплуатируемый объект. Организация, эксплуатирующая поднадзорный Службе объект, по мотивированным запросам федеральных органов исполнительной власти или их территориальных органов, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления предоставляет информацию о причинах возникновения аварий и принимаемых мерах по их устранению (предупреждению) в течение трех дней после получения запроса. 3.7. В территориальном органе Службы в установленном Службой порядке организуются учет, обобщение и анализ информации о происшедших авариях, их причинах и принятых мерах по предотвращению подобных аварий. Обобщенная информация о результатах анализа, принятых мерах по повышению качества расследования аварий и результатах контроля за выполнением мероприятий по предупреждению аварий приводится в пояснительной записке к отчету территориальных органов Службы о результатах деятельности за отчетный год. 3.8. На основании анализа причин аварий, произошедших на опасных производственных объектах, объектах энергетики и гидросооружениях, Служба при необходимости вносит в пределах установленной компетенции соответствующие дополнения и изменения в действующие нормативные правовые акты, содержащие требования по безопасному ведению работ на поднадзорных Службе объектах.
-
IV. Порядок расследования причин инцидентов на опасных производственных объектах, объектах энергетики и гидросооружениях, их учета и анализа
4.1. Расследование причин инцидентов на опасных производственных объектах, объектах энергетики и гидросооружениях их учет и анализ регламентируются соответствующим положением о порядке расследования причин инцидентов и их учета, разработанным организацией, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект, утвержденным ее руководителем и согласованным с территориальным органом Службы. 4.2. Для расследования причин инцидентов приказом руководителя организации, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект, создается комиссия. Состав комиссии включает в себя нечетное число членов. Необходимость участия представителя территориального органа Службы, на территории деятельности которого произошел инцидент, определяется руководителем территориального органа Службы. Расследование инцидентов на поднадзорных Службе объектах энергетики, охвативших электростанции и сети смежных энергосистем, проводится комиссиями, назначенными вышестоящим хозяйственным органом, ответственным за эксплуатацию смежных энергосистем, либо совместными комиссиями вышестоящих хозяйственных органов, ответственных за эксплуатацию каждой в отдельности энергосистемы, с обязательным участием представителей территориальных органов Службы. 4.3. Результаты работы по установлению причин инцидента оформляются актом расследования причин инцидента по образцу, установленному эксплуатирующей организацией. Акт должен содержать информацию о дате и месте инцидента, его причинах и обстоятельствах, принятых мерах по ликвидации инцидента, продолжительности простоя и материальном ущербе, в том числе вреде, нанесенном окружающей среде, а также о мерах по устранению причин инцидента. Акт расследования причин инцидента хранится в организации не менее двух лет.
-
4.4. Учет инцидентов на поднадзорном Службе объекте ведется в специальном журнале где регистрируются дата и место инцидента, его характеристика и причины, продолжительность простоя, экономический ущерб (в том числе вред, нанесенный окружающей среде), меры по устранению причин инцидента и делается отметка об их выполнении. Не реже одного раза в квартал в территориальный орган Службы, на территории деятельности которого располагается эксплуатируемый объект, направляются результаты анализа причин инцидентов, информация о количестве и характере инцидентов, о причинах их возникновения и принятых мерах. Территориальные органы Службы в процессе проведения надзорной деятельности осуществляют контроль учета инцидентов на поднадзорных Службе объектах, выполняют целевые проверки достаточности разработанных мер по устранению причин и предупреждению инцидентов, а также контролируют выполнение в установленные сроки запланированных мероприятий.
-
V. Порядок расследования причин аварий и происшествий на объектах использования атомной энергии
5.1. Порядок образования комиссий по расследованию аварий и происшествий, порядок передачи информации об авариях и происшествиях, порядок расследования причин аварий и происшествий, порядок учета и оформления отчетов о расследовании на объектах с радиационными источниками и радиоактивными веществами, на предприятиях ядерного топливного цикла, исследовательских ядерных установках, на атомных станциях установлены (регламентируются) соответствующими федеральными нормами и правилами. 5.2. Члены комиссии, участвующие в расследовании причин аварии на объекте использования атомной энергии, обеспечиваются обязательным медицинским страхованием, гарантиями и компенсациями наравне с работниками объекта использования атомной энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5.3. Члены комиссии по расследованию причин аварии на объекте использования атомной энергии обеспечиваются дозиметрическим контролем и учетом. 5.4. За порядком расследования происшествий на атомных станциях, проводимым комиссиями эксплуатирующих организаций, осуществляется контроль отделами инспекций межрегиональных территориальных управлений Службы по надзору за ядерной и радиационной безопасностью. По итогам работы комиссии отдел инспекций подготавливает и направляет письмо с информацией о результатах расследования в соответствующий территориальный орган Службы и в центральный аппарат Службы. Указанное письмо составляется в произвольной форме с отражением следующих вопросов: - фактический состав комиссии по расследованию причин происшествия на атомной станции;
-
- фактическое время начала работы комиссии; - выполнение комиссией требований нормативных правовых документов Российской Федерации в области использования атомной энергии; - достаточность, с точки зрения отдела инспекций, принятых эксплуатирующей организацией корректирующих мер; - мнение отдела инспекций об установленных комиссией непосредственных и коренных причинах нарушения в работе атомной станции (при необходимости); - состояние объекта на момент передачи сообщения; - другие вопросы, важные с точки зрения отдела инспекций. 5.5. Разработка и выполнение корректирующих мер по устранению причин и последствий аварии на объектах использования атомной энергии осуществляются эксплуатирующей организацией. 5.6. Надзор за выполнением корректирующих мер, предусмотренных отчетом о расследовании причин аварии на объекте использования атомной энергии, ведет соответствующий территориальный орган Службы. 5.7. Порядок работы комиссии по техническому расследованию причин аварий и инцидентов, определенный в главах II, IV настоящего Порядка, применяется в том числе в отношении тех объектов использования атомной энергии, на которые распространяется действие нормативного технического документа "Требования к устройству и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов для объектов использования атомной энергии", НП-043-03 (утверждены постановлением Госатомнадзора России и Госгортехнадзора России от 19.06.2003 N 1/97, зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 10.07.2003, N 4887). Расследование причин аварий и инцидентов на таких объектах, связанных с грузоподъемными кранами, проводится в соответствии с указанным порядком комиссией эксплуатирующей организации с обязательным участием представителя межрегионального управления Службы по надзору за ядерной и радиационной безопасностью, в котором зарегистрировано оборудование.
-
VI. Порядок расследования причин аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных Службе, в случае аварийного сверхнормативного загрязнения окружающей среды
6.1. Положения данного раздела применяются при проведении технического расследования причин аварий и инцидентов на поднадзорных Службе объектах в тех случаях, когда в результате аварий и инцидентов имело место негативное воздействие на окружающую среду, соответствующее критериям аварийного сверхнормативного загрязнения окружающей среды. Критерии аварийного сверхнормативного загрязнения окружающей среды определены Временным положением о порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды", федеральными нормами и правилами НРБ-99 "Нормы радиационной безопасности. Санитарные правила. СП 2.6.1.758-99", иными нормативными правовыми актами действующего законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды. 6.2. Оценка последствий производится во всех случаях аварийного сверхнормативного загрязнения окружающей среды организациями, объектами, транспортными средствами, другими возможными источниками загрязнения, независимо от форм собственности, расположенными на территории, континентальном шельфе и в экономической зоне Российской Федерации. 6.3. Передача информации с мест территориальным органам Службы об аварийном сверхнормативном загрязнении окружающей среды осуществляется поднадзорными Службе объектами в соответствии с утверждаемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации схемой, к разработке которой привлекаются все заинтересованные подведомственные и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.
-
6.4. Схемой передачи информации об аварийном сверхнормативном загрязнении окружающей среды предусматривается немедленное (не более одних суток) оповещение территориальных органов Службы обо всех видах аварийных (залповых) выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также об аварийных ситуациях, которые могут повлечь сверхнормативное загрязнение окружающей среды. Передача территориальными органами Службы информации об авариях, их последствиях и принятых мерах в центральный аппарат Службы осуществляется незамедлительно. Сокрытие и/или несвоевременное оповещение об указанных фактах влечет за собой ответственность юридических и должностных лиц в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 6.5. Территориальными органами Службы обеспечивается передача в центральный аппарат Службы, региональные и территориальные органы МЧС России дополнительной информации (по мере получения новых данных) о последствиях аварийного сверхнормативного загрязнения окружающей среды и принятых мерах, включая данные оперативного контроля за зоной загрязнения, прогнозы ее распространения и причиненного ущерба населению, окружающей среде и имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу. При этом проверка и взаимное уточнение данных о последствиях аварий и уровнях загрязнения окружающей среды проводится с привлечением центров лабораторного анализа и технических измерений (ЦЛАТИ) и иных подведомственных Службе организаций. 6.6. В случае возникновения аварийных ситуаций со сверхнормативными выбросами и сбросами загрязняющих веществ, по аналитическому определению которых отсутствует соответствующая материально-техническая база, предусматривается привлечение экологических лабораторий, аккредитованных в Единой системе оценки соответствия на объектах, подконтрольных Службе.
-
6.7. Территориальные органы Службы в рамках своей компетенции принимают меры по созданию комиссий из представителей соответствующих подведомственных организаций и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с целью: - выявления источника аварийного сверхнормативного загрязнения окружающей среды, его обследования, участия в установлении причины возникновения аварийной ситуации, оценки возможности повторения выбросов (сбросов) и информирования центрального аппарата Службы, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с утвержденной схемой; - участия в разработке мер по локализации и ликвидации последствий аварии; - решения вопроса о приостановке (при необходимости) работы организаций (объектов), являющихся источником аварийного сверхнормативного загрязнения окружающей среды; - подготовки акта по оценке последствий аварийного сверхнормативного загрязнения окружающей среды; - установления (уточнения) объемов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и участия в определении уровней и зон загрязнения объектов окружающей среды; - организации работы по определению масштабов негативного воздействия аварийного сверхнормативного загрязнения на окружающую среду с учетом прогнозов органов Росгидромета по распространению зоны аварийного загрязнения и принятия совместно с другими федеральными органами исполнительной власти мер по локализации и ликвидации (снижению) его последствий; - контроля хода выполнения мероприятий по локализации и ликвидации негативных последствий аварийного сверхнормативного загрязнения для окружающей среды; - определения общего ущерба, причиненного окружающей среде в результате аварийного сверхнормативного загрязнения, предъявления исков на его возмещение и привлечения виновных к установленной законодательством Российской Федерации административной ответственности.
-
VII. Порядок установления причин аварий и инцидентов на объектах градостроительной деятельности
7.1. Установление причин аварий и инцидентов на объектах градостроительной деятельности (нарушений законодательства о градостроительной деятельности) при создании объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, иных особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, объектов обороны и безопасности регламентируется "Правилами установления федеральными органами исполнительной власти причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2006 N 702. 7.2. Расследование причин нарушений законодательства о градостроительной деятельности в процессе осуществления государственного строительного надзора направлено на установление факторов, вызвавших эти нарушения, их обобщение, учет и анализ с разработкой предложений и принятием мер по предупреждению нарушений законодательства о градостроительной деятельности путем корректировки нормативной и проектной документации, подготовки методических документов по проектированию и строительству объектов, указанных в п. 7.1, учитывающих характер и частоту повторений выявленных нарушений градостроительной деятельности, а также на широкое информирование участников строительства о причинах произошедших нарушений и мерах по их предупреждению. 7.3. Обо всех нарушениях законодательства о градостроительной деятельности руководители организаций, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, на которых произошли указанные нарушения, незамедлительно информируют соответствующий территориальный орган Службы. Передача информации производится с использованием различных систем передачи информации (модемной, телекодовой, факсимильной и т.д.).
-
7.4. Передаваемая информация включает в себя следующие сведения: - полное наименование объекта; - техническую характеристику объекта; - наименование организации застройщика или заказчика; - лицо, выполняющее инженерные изыскания; - лицо, осуществляющее подготовку проектной документации; - лицо, осуществляющее строительство; - месторасположение объекта (почтовый или строительный адрес); - дату выявления нарушения законодательства о градостроительной деятельности; - характер и объем разрушений; - сведения о пострадавших и погибших; - обстоятельства, при которых были выявлены нарушения; - сведения о вероятной причине нарушений. 7.5. По результатам анализа причин нарушений о градостроительной деятельности Служба подготавливает ежегодные технические обзоры причин нарушений о градостроительной деятельности.
-
Содержание информационных сообщений об аварийных сверхнормативных выбросах (сбросах) загрязняющих веществ, экстремально высоком загрязнении окружающей среды и их последствиях
1. Источник информации, дата, время поступления. 2. Дата, время, место (республика, край, область, район, населенный пункт, наименование водного объекта, район моря (координаты) выявления аварийной ситуации. 3. Характеристика аварийной ситуации (залповый или аварийный выброс в атмосферу, сброс неочищенных сточных вод, авария на трубопроводе, хранилище, авария технологического оборудования, в т.ч. связанная с вредными физическими воздействиями и выходами биологических агентов, авария при обращении с токсическими отходами и т.п.). 4. Критерии, по которым отмечена аварийная ситуация с указанием количественных характеристик (концентрация загрязняющих веществ в природных средах, объем сбросов (выбросов) загрязняющих веществ, площадь и толщина покрытия пленкой, интенсивность и характер запаха, масштабы гибели рыбы, других водных организмов, растений, животных, уровни физических воздействий, биологические агенты и т.п.). 5. Причины возникновения аварийной ситуации (выход из строя очистных сооружений, установок по очистке отходящих газов, разрыв трубопровода, прорыв дамбы, отключение электроэнергии, повреждение судна во время шторма и т.п.). 6. Лицо, ответственное за возникновение аварийной ситуации, с указанием формы собственности (полное наименование организации).
-
7. Сведения об организациях, получивших информацию об аварийной ситуации и передавших ее специально уполномоченному органу. 8. Применяемые меры по локализации, ликвидации аварийной ситуации, ее последствий. 9. Прогноз распространения зоны аварийного сверхнормативного загрязнения окружающей среды. По результатам обследования, по мере выяснения дополнительных данных, передается информация: - уточнение сведений по пунктам 1-8, сведения о перемещении зоны аварийного сверхнормативного загрязнения, концентрация загрязняющих веществ в ней; - уточнение объема выброса (сброса) загрязняющих веществ; - данные о причиненном ущербе; - сведения об угрозе здоровью человека, окружающей среде (невозможность использования воды для питьевого, промышленного, сельскохозяйственного водоснабжения, невозможность использования сельскохозяйственных культур для питания и т.д.); - уточнение прогноза перемещения зоны загрязнения, сведения о передаче прогноза заинтересованным организациям; - другие дополнительные сведения.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.