Презентация на тему "Классический и неклассический идеалы рациональности"

Презентация: Классический и неклассический идеалы рациональности
Включить эффекты
1 из 34
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.2
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по философии, которая познакомит учащихся с различными подходами построения мира. Автор начнет с объяснения терминологии, ведь даже термины зачастую расходятся в толковании в разных научных дисциплинах. После чего, переходим к различным моделям картины мира.

Краткое содержание

  • Научная картина мира
  • Построение завершенной научной теории
  • Классическая картина мира
  • Неклассическая картина мира
  • Постнеклассическая картина мира

Содержание

  • Презентация: Классический и неклассический идеалы рациональности
    Слайд 1

    Философия науки

    Классический и неклассический идеалы рациональности

  • Слайд 2

    Вопросы:

    • Научная картина мира
    • Построение завершенной научной теории
    • Классическая, неклассическая и постнеклассическая картины мира
  • Слайд 3

    философия науки

    Непосредственной предшественницей философии науки является гносеология XVII-XVIII вв. (эмпиризм и рационализм), в центре которой было осмысление сущности научного знания и методов его получения.

    Гносеологические вопросы были центральной темой классического этапа философии Нового времени - от Р. Декарта и Дж. Локка до И. Канта.

    Как отдельное направление философии, философия науки оформилась в XIX в. В её развитии можно выделить несколько этапов: позитивизм, постпозитивизм и концепции науки П. Фейерабенда, И. Локатоса, Т. Куна и К. Поппера.

    В отношении научное знание в философии познания принято употреблять понятие «эпистемология»

  • Слайд 4

    Научная картина мира

    Термин «Вселенная» в физике обозначает многообразный физический мир, начиная от элементарных частиц и кончая метагалактиками.

    На философском языке «Вселенная» может обозначать бытие или Мироздание.

    Другими словами «Вселенная» (Универсум – лат.) в философии имеет иное значение, чем в физике.

    Принятое в философии понятие «картина мира» означает видимый портрет мироздания, образно-понятийное описание Вселенной.

  • Слайд 5

    Слово «Вселенная» буквально означает единство, общность всех вещей, рассматриваемых как целое.

    Вплоть до ХХ в. познание Вселенной как целого в основном оставалось прерогативой религии.

    Философию всегда интересовали не отдельные вещи, не каждая вещь сама по себе, в своем обособленном, отдельном существовании, а совокупность всего существующего, публичная жизнь каждой вещи, ее универсальное существование.

    Причем под вещами понимались не только физические (материальные) и духовные объекты, но также все ирреальное, фантастическое и сверхъестественное, если оно существует.

  • Слайд 6

    Научная космология как самостоятельная отрасль знания возникла сравнительно недавно.

    Объект внимания физики космологии – Вселенная в целом – недоступен для наблюдения. Космологи прибегают к экстраполяции.

    Законы физики, выведенные из наблюдений и экспериментов над отдельными частями Вселенной, применяются и ко Вселенной в целом.

    Например, общая теория относительности (лучшая из существующих на сегодня теорий гравитации), проверенная экспериментально в основном в пределах Солнечной системы, применяется к расчету движения всей Вселенной.

  • Слайд 7

    Применяя законы физики к Вселенной в целом, мы совершаем логический скачок, переносим умозрительные схемы (модели) определенной части физического мира на Вселенную.

    Точность моделей подтверждается неоднократными (повторяемыми) экспериментами.

    Воспроизводимость экспериментальных проверок увеличивает доверие к модели, модель становится частью совершенного научного знания, оставаясь в этом качестве до тех пор, пока ей на смену не придет улучшенная, более точная или более глубокая модель (теория).

  • Слайд 8

    Сами рациональные законы, которые экстраполируются на всю Вселенную, создаются продуктивным воображением ученых.

    «Продуктивное воображение» - И. Кант - конструктивная деятельность сознания;

    Продуктивное воображение может запускаться внешними впечатлениями, наблюдениями.

    «Теоретик сначала мысленно конструирует нечто, а затем познает то, что уже помыслено»), а также улучшаются, уточняются, углубляются с помощью экспериментов и наблюдений.

  • Слайд 9

    Свою науку физик рассматривает как модель, описывающую реальный мир наблюдений.

    Эта модель может включать множество дополнительных особенностей, которые, хотя сами по себе и не отражают реального опыта, играют важную роль в теории.

    Физикам приходится придумывать чисто умозрительные, абстрактные понятия для моделирования реального мира.

    нельзя ограничиться исключительно наблюдаемыми величинами.

  • Слайд 10

    построение завершенной научной теории

    В развитии современных научных дисциплин особую роль играют специальные картины мира.

    Специальными картинами мира называют обобщенные схемы – образы предмета исследования, посредством которых фиксируются основные системные характеристики изучаемой реальности.

  • Слайд 11

    Термин «мир» применяется здесь в специфическом смысле – как обозначение некоторой сферы действительности, изучаемой в данной науке («мир физики», «мир биологии» и т.п.).

    Чтобы избежать терминологических сложностей, имеет смысл пользоваться иным названием – картина исследуемой реальности.

    Наиболее изученным ее образцом является физическая картина мира.

  • Слайд 12

    Например, представления:

    • мир состоит из неделимых корпускул;
    • их взаимодействие осуществляется как мгновенная передача сил по прямой;

    корпускулы и образованные из них тела перемещаются в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени

    Это описание картины физического мира, сложившейся во второй половине XVII в. и получившей впоследствии название механической картины мира.

  • Слайд 13

    Переход от механической к электродинамической (последняя четверть XIX в.), а затем к квантово-релятивистской картине физической реальности (первая половина XX в.) сопровождался изменением физических представлений.

    По аналогии с физической картиной мира можно выделить картины реальности в других науках (химии, биологии, астрономии и т.д.) Среди них также существуют исторически сменяющие друг друга типы картин мира, что обнаруживается при анализе истории науки.

  • Слайд 14

    Картина реальности обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей науки.

    С ней связаны различные типы теорий научной дисциплины (фундаментальные и частные), а также опытные факты, на которые опираются и с которыми должны быть согласованы принципы картины реальности.

    Одновременно она функционирует в качестве исследовательской программы, которая целенаправляет постановку задач как эмпирического, так и теоретического поиска и выбор средств их решения.

  • Слайд 15

    Каждая из конкретно-исторических форм картины исследуемой реальности может реализовываться в ряде модификаций, выражающих основные этапы развития научных знаний:

    преемственность в развитии того или иного типа картины реальности (например, развитие представлений Ньютона о физическом мире Эйлером, развитие электродинамической картины мира Фарадеем, Максвеллом, Герцем, Лоренцем, каждый из которых вводил в эту картину новые элементы).

  • Слайд 16

    курирующие и альтернативные друг другу представления о физическом мире - когда одно из них в конечном итоге побеждает в качестве «истинной» физической картины мира (например, борьба Ньютоновской и Декартовой концепции природы как альтернативных вариантов механической картины мира)

  • Слайд 17

    Общая научная картина мира

    Общая научная картина мира выступает особой формой теоретического знания.

    Картины реальности, развиваемые в отдельных научных дисциплинах, не являются изолированными друг от друга. Они взаимодействуют между собой.

    Общая научная картина мира выступает формой систематизации знаний, интегративной по отношению к специальным картинам реальности (дисциплинарным онтологиям).

  • Слайд 18

    Она интегрирует наиболее важные достижения естественных, гуманитарных и технических наук – это достижения типа представлений о нестационарной Вселенной и Большом взрыве, о кварках и синергетических процессах, о генах, экосистемах и биосфере, об обществе как целостной системе, о формациях и цивилизациях и т.д.

    Вначале они развиваются как фундаментальные идеи и представления соответствующих дисциплинарных онтологий, а затем включаются в общую научную картину мира.

  • Слайд 19

    детерминизм

    Принцип детерминизма содержит ответ на вопрос, обусловлены ли явления мира в своём существовании и развитии, имеет ли эта обусловленность регулярный, упорядоченный или произвольный, неупорядоченный характер.

    Другими словами, это вопрос о том, выступает ли мир в своём существовании и развитии как упорядоченный космос или неупорядоченный хаос.

    Обратное понятие - индетерминизм

  • Слайд 20

    Любая, идеалистическая или материалистическая философская система, построенная на принципах рационального объяснения бытия, необходимо затрагивает проблему всеобщей обусловленности явлений и процессов в мире, которая и обозначается понятием «детерминизм»

    от лат. determinate – определять, отделять, отграничивать

    Детерминизм – это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений.

    любое событие, любой факт, явление и т. д. имеют свою причину и могут выступать причиной другого события, факта, явления.

  • Слайд 21

    Классическая картина мира

    • Научная революция И. Ньютона
    • Классическое естествознание
    • Период: XVII - XIX века
    • Основная идея: переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической.
    • Открытия: Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта.

    И. Ньютон подвел итог их исследованиям, сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде.

  • Слайд 22

    Вселенная состоит из материальных тел и пустоты, представленная в виде комплекса механических систем, развивается без участия сознания и разума.

    Вся её история, начиная от «Большого взрыва» – результат слепого и стихийного движения материальных масс.

    Бесконечное трёхмерное пространство - так называемом абсолютное пространство, время в котором может быть измерено универсальными часами (абсолютное время)

  • Слайд 23

    Жизнь зарождается в первозданном океане случайно, как результат беспорядочных химических реакций, и пойди процесс чуть по-другому, сознание никогда не проявилось бы в бытии.

    С точки зрения теории Ньютона появление жизни и сознания – не только загадка, но и явление достаточно странное, абсурдное.

    В познании: происходит четкое противопоставление субъекта и объекта исследования.

    Субъект – «не имеет значения»

  • Слайд 24

    Основные изменения:

    Основной - язык математики, выделение строго объективных количественных характеристик земных тел (форма величина, масса, движение), выражение их в строгих математических закономерностях

    • Методы экспериментального исследования.
    • Основной принцип: механика, детерминизм

    Появление механистической научной картины мира на базе экспериментально математического естествознания.

  • Слайд 25

    Неклассическая картина мира

    Эйнштейновская революция

    Период: рубеж XIX - XX веков.

    Открытия:

    • сложная структура атома
    • явление радиоактивности
    • дискретность характера электромагнитного излучения
  • Слайд 26

    Основные изменения:

    была подорвана важнейшая предпосылка механистической картины мира - убежденность в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, можно объяснить все явления природы

    Специальная теория относительности (СТО) А. Эйнштейна вступила в противоречие с теорией гравитации Ньютона.

    В теории Эйнштейна гравитация – это не сила, а проявление искривления пространства-времени.

  • Слайд 27

    В соответствии с теорией относительности, пространство и время относительны - результаты измерения длины и времени зависят от того, движется наблюдатель или нет.

    мир гораздо разнообразнее и сложнее, чем это представлялось механистической науке

    сознание человека изначально включено в само наше восприятие действительности. Это следует понимать так: мир таков, потому что это мы глядим на него, и изменения в нас, в нашем самосознании меняют картину мира.

  • Слайд 28

    «Чисто объективное» описание картины мира невозможно.

    Редукционистский подход сменяет Квантовый подход - мир нельзя объяснить лишь как сумму его составных частей. Макромир и микромир тесно связаны.

    В процессе познания важное место занимают измерительные приборы

  • Слайд 29

    Постнеклассическая картина мира

    Синергетика - междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем).

    Особое внимание уделяется структурам, возникающим в процессе самоорганизации

    В познание включены ценностные аспекты

  • Слайд 30

    Синергетика

    Немецкий ученый ГерманХакен (родился в 1927 г.) - немецкий физик-теоретик

    назвал теорию самоорганизации синергетикой (теорией совместного действия).

  • Слайд 31

    Аналогичные исследования:

    • Илья́ Романович Пригожин (1917 -2003 гг.) -

    Бельгийский и американский физик и химик российского происхождения

    лауреат Нобелевской премии по химии 1977 года

    Автор теории диссипативных структур

  • Слайд 32

    Открытый Пригожиным новый принцип - порядок через флуктуацию (любое колебание или любое периодическое изменение)

    Дальнейшие исследования показали, что он представляет собой базисный механизм развертывания эволюционных процессов во всех областях - от атомов до галактик, от отдельных клеток до человеческих существ и вплоть до обществ и культур.

    На основании этих наблюдений появилась возможность сформулировать единую точку зрения на эволюцию, объединяющим принципом которой является не стабильное состояние, а динамические состояния неуравновешенных систем.

  • Слайд 33

    Открытые системы на всех уровнях являются носителями всеобщей эволюции, которая гарантирует, что жизнь будет продолжать свое движение во всё более новые динамические режимы сложности

    Микрокосм и макрокосм являются аспектами единой эволюции.

    Эволюция человека является значимой составной частью вселенской эволюции

  • Слайд 34

    Вопрос для самостоятельной работы:

    Прокомментируйте высказывание:

    «Человек, вооруженный только наукой, подобен ребенку, играющему с коробкой спичек».

    Джон Скот Холдейн шотландский ученый

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке