Содержание
-
Философия науки
Классический и неклассический идеалы рациональности
-
Вопросы:
- Научная картина мира
- Построение завершенной научной теории
- Классическая, неклассическая и постнеклассическая картины мира
-
философия науки
Непосредственной предшественницей философии науки является гносеология XVII-XVIII вв. (эмпиризм и рационализм), в центре которой было осмысление сущности научного знания и методов его получения.
Гносеологические вопросы были центральной темой классического этапа философии Нового времени - от Р. Декарта и Дж. Локка до И. Канта.
Как отдельное направление философии, философия науки оформилась в XIX в. В её развитии можно выделить несколько этапов: позитивизм, постпозитивизм и концепции науки П. Фейерабенда, И. Локатоса, Т. Куна и К. Поппера.
В отношении научное знание в философии познания принято употреблять понятие «эпистемология»
-
Научная картина мира
Термин «Вселенная» в физике обозначает многообразный физический мир, начиная от элементарных частиц и кончая метагалактиками.
На философском языке «Вселенная» может обозначать бытие или Мироздание.
Другими словами «Вселенная» (Универсум – лат.) в философии имеет иное значение, чем в физике.
Принятое в философии понятие «картина мира» означает видимый портрет мироздания, образно-понятийное описание Вселенной.
-
Слово «Вселенная» буквально означает единство, общность всех вещей, рассматриваемых как целое.
Вплоть до ХХ в. познание Вселенной как целого в основном оставалось прерогативой религии.
Философию всегда интересовали не отдельные вещи, не каждая вещь сама по себе, в своем обособленном, отдельном существовании, а совокупность всего существующего, публичная жизнь каждой вещи, ее универсальное существование.
Причем под вещами понимались не только физические (материальные) и духовные объекты, но также все ирреальное, фантастическое и сверхъестественное, если оно существует.
-
Научная космология как самостоятельная отрасль знания возникла сравнительно недавно.
Объект внимания физики космологии – Вселенная в целом – недоступен для наблюдения. Космологи прибегают к экстраполяции.
Законы физики, выведенные из наблюдений и экспериментов над отдельными частями Вселенной, применяются и ко Вселенной в целом.
Например, общая теория относительности (лучшая из существующих на сегодня теорий гравитации), проверенная экспериментально в основном в пределах Солнечной системы, применяется к расчету движения всей Вселенной.
-
Применяя законы физики к Вселенной в целом, мы совершаем логический скачок, переносим умозрительные схемы (модели) определенной части физического мира на Вселенную.
Точность моделей подтверждается неоднократными (повторяемыми) экспериментами.
Воспроизводимость экспериментальных проверок увеличивает доверие к модели, модель становится частью совершенного научного знания, оставаясь в этом качестве до тех пор, пока ей на смену не придет улучшенная, более точная или более глубокая модель (теория).
-
Сами рациональные законы, которые экстраполируются на всю Вселенную, создаются продуктивным воображением ученых.
«Продуктивное воображение» - И. Кант - конструктивная деятельность сознания;
Продуктивное воображение может запускаться внешними впечатлениями, наблюдениями.
«Теоретик сначала мысленно конструирует нечто, а затем познает то, что уже помыслено»), а также улучшаются, уточняются, углубляются с помощью экспериментов и наблюдений.
-
Свою науку физик рассматривает как модель, описывающую реальный мир наблюдений.
Эта модель может включать множество дополнительных особенностей, которые, хотя сами по себе и не отражают реального опыта, играют важную роль в теории.
Физикам приходится придумывать чисто умозрительные, абстрактные понятия для моделирования реального мира.
нельзя ограничиться исключительно наблюдаемыми величинами.
-
построение завершенной научной теории
В развитии современных научных дисциплин особую роль играют специальные картины мира.
Специальными картинами мира называют обобщенные схемы – образы предмета исследования, посредством которых фиксируются основные системные характеристики изучаемой реальности.
-
Термин «мир» применяется здесь в специфическом смысле – как обозначение некоторой сферы действительности, изучаемой в данной науке («мир физики», «мир биологии» и т.п.).
Чтобы избежать терминологических сложностей, имеет смысл пользоваться иным названием – картина исследуемой реальности.
Наиболее изученным ее образцом является физическая картина мира.
-
Например, представления:
- мир состоит из неделимых корпускул;
- их взаимодействие осуществляется как мгновенная передача сил по прямой;
корпускулы и образованные из них тела перемещаются в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени
Это описание картины физического мира, сложившейся во второй половине XVII в. и получившей впоследствии название механической картины мира.
-
Переход от механической к электродинамической (последняя четверть XIX в.), а затем к квантово-релятивистской картине физической реальности (первая половина XX в.) сопровождался изменением физических представлений.
По аналогии с физической картиной мира можно выделить картины реальности в других науках (химии, биологии, астрономии и т.д.) Среди них также существуют исторически сменяющие друг друга типы картин мира, что обнаруживается при анализе истории науки.
-
Картина реальности обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей науки.
С ней связаны различные типы теорий научной дисциплины (фундаментальные и частные), а также опытные факты, на которые опираются и с которыми должны быть согласованы принципы картины реальности.
Одновременно она функционирует в качестве исследовательской программы, которая целенаправляет постановку задач как эмпирического, так и теоретического поиска и выбор средств их решения.
-
Каждая из конкретно-исторических форм картины исследуемой реальности может реализовываться в ряде модификаций, выражающих основные этапы развития научных знаний:
преемственность в развитии того или иного типа картины реальности (например, развитие представлений Ньютона о физическом мире Эйлером, развитие электродинамической картины мира Фарадеем, Максвеллом, Герцем, Лоренцем, каждый из которых вводил в эту картину новые элементы).
-
курирующие и альтернативные друг другу представления о физическом мире - когда одно из них в конечном итоге побеждает в качестве «истинной» физической картины мира (например, борьба Ньютоновской и Декартовой концепции природы как альтернативных вариантов механической картины мира)
-
Общая научная картина мира
Общая научная картина мира выступает особой формой теоретического знания.
Картины реальности, развиваемые в отдельных научных дисциплинах, не являются изолированными друг от друга. Они взаимодействуют между собой.
Общая научная картина мира выступает формой систематизации знаний, интегративной по отношению к специальным картинам реальности (дисциплинарным онтологиям).
-
Она интегрирует наиболее важные достижения естественных, гуманитарных и технических наук – это достижения типа представлений о нестационарной Вселенной и Большом взрыве, о кварках и синергетических процессах, о генах, экосистемах и биосфере, об обществе как целостной системе, о формациях и цивилизациях и т.д.
Вначале они развиваются как фундаментальные идеи и представления соответствующих дисциплинарных онтологий, а затем включаются в общую научную картину мира.
-
детерминизм
Принцип детерминизма содержит ответ на вопрос, обусловлены ли явления мира в своём существовании и развитии, имеет ли эта обусловленность регулярный, упорядоченный или произвольный, неупорядоченный характер.
Другими словами, это вопрос о том, выступает ли мир в своём существовании и развитии как упорядоченный космос или неупорядоченный хаос.
Обратное понятие - индетерминизм
-
Любая, идеалистическая или материалистическая философская система, построенная на принципах рационального объяснения бытия, необходимо затрагивает проблему всеобщей обусловленности явлений и процессов в мире, которая и обозначается понятием «детерминизм»
от лат. determinate – определять, отделять, отграничивать
Детерминизм – это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений.
любое событие, любой факт, явление и т. д. имеют свою причину и могут выступать причиной другого события, факта, явления.
-
Классическая картина мира
- Научная революция И. Ньютона
- Классическое естествознание
- Период: XVII - XIX века
- Основная идея: переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической.
- Открытия: Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта.
И. Ньютон подвел итог их исследованиям, сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде.
-
Вселенная состоит из материальных тел и пустоты, представленная в виде комплекса механических систем, развивается без участия сознания и разума.
Вся её история, начиная от «Большого взрыва» – результат слепого и стихийного движения материальных масс.
Бесконечное трёхмерное пространство - так называемом абсолютное пространство, время в котором может быть измерено универсальными часами (абсолютное время)
-
Жизнь зарождается в первозданном океане случайно, как результат беспорядочных химических реакций, и пойди процесс чуть по-другому, сознание никогда не проявилось бы в бытии.
С точки зрения теории Ньютона появление жизни и сознания – не только загадка, но и явление достаточно странное, абсурдное.
В познании: происходит четкое противопоставление субъекта и объекта исследования.
Субъект – «не имеет значения»
-
Основные изменения:
Основной - язык математики, выделение строго объективных количественных характеристик земных тел (форма величина, масса, движение), выражение их в строгих математических закономерностях
- Методы экспериментального исследования.
- Основной принцип: механика, детерминизм
Появление механистической научной картины мира на базе экспериментально математического естествознания.
-
Неклассическая картина мира
Эйнштейновская революция
Период: рубеж XIX - XX веков.
Открытия:
- сложная структура атома
- явление радиоактивности
- дискретность характера электромагнитного излучения
-
Основные изменения:
была подорвана важнейшая предпосылка механистической картины мира - убежденность в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, можно объяснить все явления природы
Специальная теория относительности (СТО) А. Эйнштейна вступила в противоречие с теорией гравитации Ньютона.
В теории Эйнштейна гравитация – это не сила, а проявление искривления пространства-времени.
-
В соответствии с теорией относительности, пространство и время относительны - результаты измерения длины и времени зависят от того, движется наблюдатель или нет.
мир гораздо разнообразнее и сложнее, чем это представлялось механистической науке
сознание человека изначально включено в само наше восприятие действительности. Это следует понимать так: мир таков, потому что это мы глядим на него, и изменения в нас, в нашем самосознании меняют картину мира.
-
«Чисто объективное» описание картины мира невозможно.
Редукционистский подход сменяет Квантовый подход - мир нельзя объяснить лишь как сумму его составных частей. Макромир и микромир тесно связаны.
В процессе познания важное место занимают измерительные приборы
-
Постнеклассическая картина мира
Синергетика - междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем).
Особое внимание уделяется структурам, возникающим в процессе самоорганизации
В познание включены ценностные аспекты
-
Синергетика
Немецкий ученый ГерманХакен (родился в 1927 г.) - немецкий физик-теоретик
назвал теорию самоорганизации синергетикой (теорией совместного действия).
-
Аналогичные исследования:
- Илья́ Романович Пригожин (1917 -2003 гг.) -
Бельгийский и американский физик и химик российского происхождения
лауреат Нобелевской премии по химии 1977 года
Автор теории диссипативных структур
-
Открытый Пригожиным новый принцип - порядок через флуктуацию (любое колебание или любое периодическое изменение)
Дальнейшие исследования показали, что он представляет собой базисный механизм развертывания эволюционных процессов во всех областях - от атомов до галактик, от отдельных клеток до человеческих существ и вплоть до обществ и культур.
На основании этих наблюдений появилась возможность сформулировать единую точку зрения на эволюцию, объединяющим принципом которой является не стабильное состояние, а динамические состояния неуравновешенных систем.
-
Открытые системы на всех уровнях являются носителями всеобщей эволюции, которая гарантирует, что жизнь будет продолжать свое движение во всё более новые динамические режимы сложности
Микрокосм и макрокосм являются аспектами единой эволюции.
Эволюция человека является значимой составной частью вселенской эволюции
-
Вопрос для самостоятельной работы:
Прокомментируйте высказывание:
«Человек, вооруженный только наукой, подобен ребенку, играющему с коробкой спичек».
Джон Скот Холдейн шотландский ученый
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.