Содержание
-
Моделирование на уроках окружающего мира
Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов МОУ Богдашкинской СОШ первой квалификационной категории Кивелис Елены Владимировны
-
Современное общество предъявляет новые требования к развитию личности человека: сегодня каждому необходимо обладать творческим мышлением, собственным мнением, гибкостью в различных жизненных ситуациях.
-
Требования к усвоению дисциплины «Окружающий мир» : 1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2. Сформированность уважительного отношения к своей стране, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; 3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4. Освоение доступных способов изучения природы и общества; 5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
-
Актуальность методической темы
Начальная школа – принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, увеличивается потребность в самовыражении. На начальном этапе необходимо развитие словесно-логического мышления, произвольной смысловой памяти, внимания, интеллектуальных операций (анализ, сравнение, классификации и др.), а также организационных умений, способности к реализации внутреннего плана действий. Этому способствует построение моделей на уроках.
-
Работа по описанию и представлению результатов наблюдений и опытов в виде шкал, диаграмм, графиков, формирует способности воображения и образно-символического мышления ребенка. Это позволяет учителю в последующем поставить перед собой задачу дальнейшего развития мышления ребенка, а именно способности выстраивать сложные гипотезы, проверяя их логичность и объяснительную силу.
-
Цель педагогической деятельности:
организация учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие способностей, формирование активной жизненной позиции.
-
Задачи:
добиваться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком; развивать у учащихся подвижность и способность самостоятельного мышления, учить рассуждать, мыслить; сохранять здоровье школьников; развивать психологическую, личностную, психофизиологическую и психосоматическую сферы личности ребенка, формируя способность к саморазвитию и сохранению здоровья собственными силами.
-
Технологии:
работа в группах; обучающие игры; обучение в сотрудничестве; информационные технологии; метод проектов; моделирование.
-
Работа в группах
КВН, путешествие по станциям, конкурсы, викторины
-
Обучающие игры
Лексическая, орфографическая, грамматическая, ролевая, деловая, образовательная
-
Обучение в сотрудничестве
Работа в группах, где слабые учащиеся могут, не стесняясь, выяснить то, что они не поняли на уроке, а также и сильный ученик, помогающий усвоить трудный для него материал, ещё раз более сознательно закрепит свои знания
-
Информационные технологии
Мультимедийные технологии дают высокий эффект обучения по предметам. Я имею в наличии много сделанных мною мультимедийных презентаций по различным темам и применяю их на своих уроках
-
Метод проектов
Знать на зубок, ещё не значит знать. Интеграция знаний через творчество учащихся в процессе проектной деятельности позволяет успешно поддерживать мотивацию, интерес к предмету.
-
-
Моделирование
В настоящее время в учебном процессе современной школы широко используется моделирование. Работа с моделями является неотъемлемой частью многих уроков: математики, информатики, русского языка, окружающего мира и других. На уроках окружающего мира я активно систематически использую учебные модели, которые необходимы для того, чтобы придать общим свойствам любого явления материализованную форму, облегчающую дальнейшее преобразование изучаемого объекта. При работе с моделями обучающиеся учатся работать с информацией: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, информационная модель), представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, преобразовывать информацию из одного вида в другой, выбирать наиболее удобный вид.
-
В современном обучении моделирование используется для стимулирования познавательной деятельности учащихся (приобретение новых знаний, закрепление их), а также оперирования приемами мышления.
-
Р.С. Гайсин в своей статье утверждает: «В отличие от работы с готовыми моделями, моделирование предполагает совместные действия учителя и учащихся по построению и изучению модели исследуемого природного объекта или явления. Моделирование как особый вид познавательной деятельности представляет собой процесс создания учащимися под руководством учителя образа изучаемого объекта, включающего наиболее существенные его характеристики, с отвлечением от незначимых и второстепенных.»
-
Моделирование – исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.
-
Процесс моделирования включает три элемента: субъект (исследователь), объект исследования, модель, определяющую (отражающую) отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.
-
-
А.А. Самарский выделяет четыре этапа построения модели: * На первом этапе построение модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. * На втором этапе модель выступает как самостоятельный объект исследования. * На третьем этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал – формирование множества знаний. На четвертом этапе используется практическая проверка получаемых с помощью моделей знаний и их использование для построения обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им
-
Классификация видов моделирования на уроках окружающего мира:
Моделирование, раскрывающее существенные признаки изучаемого объекта природы. Сюда можно отнести построение обобщенных моделей различных групп растений, животных. К этому типу можно отнести раскрывающие экологические связи при изучении сезонных изменений в природе, связи живых организмов со средой обитания .
-
Осеннее похолодание Труд людей растения животные дуб кабан волк
-
Моделирование, выявляющее особенности функционирования, роста, развития организма и другие процессы в природе. В качестве основы для моделирования такого типа можно использовать традиционно включаемые в учебники естествознания схемы, характеризующие развитие растений из семени, круговорот воды в природе, смен дня и ночи, времен года, сезонные изменения в жизни деревьев; обобщенные модели процесса изменения изучаемого объекта в сторону его : Увеличения Уменьшения Разрушения или дробления на части
-
-
-
Моделирование, отражающее способы деятельности (трудовой или исследовательской) с природными объектами. Элементами моделирования трудового процесса могут быть схематические рисунки его этапов, предметы, необходимые для его выполнения, изображение объекта до начала работы с ним и после.
-
Влияние применения метода моделирования на качество усвоения знаний
-
-
-
Заключение
Моделирование можно использовать практически на любом уроке окружающего мира. В своей педагогической деятельности стараюсь правильно понимать и учитывать мотивы, интересы учащихся. Глубокие знания, мастерство, воля, выдержка, спокойствие, уверенность помогают успешно решать поставленные задачи.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.