Содержание
-
Наблюдение – метод чувственного познания природы
Преподаватель методики экологического образования Кукарина Ольга Сафоновна
-
Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное активное восприятие детьми объектов и явлений природы.
-
-
-
-
-
-
-
Требования к организации наблюдения
Цель и задача наблюдения должны быть поставлены чётко и конкретно. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.
-
Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему. В процессе наблюдения дети должны самостоятельно получить сенсорную информацию об объекте (цвет, форма, температура). Наблюдение должно быть не продолжительным (3 -10) минут.
-
-
-
Содержание наблюдения
Выделение самих объектов (целого). Выделение частей, из которых они состоят (строение растений и животных). Различные проявления живых существ (способы функционирования, для животных- разные формы поведения). Определение свойств и характеристик объектов и их частей ( цвет, размер, форма и т.д.) Выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик.
-
Приёмы руководства наблюдением
обследование с помощью разных анализаторов; сравнение; вопросы разного характера; звукоподражание; имитация движений; поисковые действия, опыты; привлечение личного опыта детей; трудовые действия по уходу за растениями и животными;
-
связь с игровой деятельностью; использование художественного слова; моделирование; продуктивная деятельность; обобщение результатов наблюдения.
-
-
-
Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы (Николаева С.Н.)
ежедневное наблюдение за погодой; рассматривание растений, покрова земли, поиск животных; ежедневная работа с календарём.
-
Циклическая организация наблюдений(Николаева С.Н.)
Цикл наблюдений – это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое наблюдение цикла имеет: своё содержание; цель; не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними.
-
Количество наблюдений в цикле:
младшая группа, средняя группа от 4 до 6 наблюдений; старшая группа 8-10 наблюдений.
-
Фиксация наблюдений
Работа с календарями; Зарисовки детей в дневниках наблюдений; Отражение в продуктивных видах деятельности; Создание гербариев; Изготовление книжек – самоделок и т.д.
-
-
-
Планирование наблюдений
Название наблюдения. Программное содержание: - образовательные задачи; - развивающие задачи; - воспитательные задачи; - словарная работа. Оборудование. Методические приёмы: - младшая, средняя группа – 3-4 основных вопроса; - старшая, подготовительная – 5-6 основных вопроса. 5. Художественное слово, песенка, дидактическая игра и т.д.
-
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.