Содержание
-
Экология
Образовательная область ФГТ Познание
pptcloud.ru
-
Образовательная область «Познание» - одна из десяти образовательных областей ФГТ. Познавательная деятельность всегда была важным направлением работы ДОУ.
-
Экология – наука комплексная.
Цель –формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде.
-
Экологическое образование – часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, нравственному воспитанию – то есть становлению личности в целом.
-
- Дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности.
- Знания – не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию.
-
Содержание экологического образования в детском саду нацелено на решение следующих задач:
1.Формирование у детей представлений о биологических закономерностях природы;
2.Развитие любознательности, познавательного интереса, познавательной активности;
3.Формирование эмоционально-положительного отношения к природе (радость, удивление, желание проявить сочувствие, понимание ответственности);
4.Развитие практических умений и навыков по уходу за растениями и животными.
-
1.Формирование у детей представлений о биологических закономерностях природы
- понимание, что есть 2 мира: естественный мир и мир, созданный человеком;
- понимание, что в мире природы существуют разнообразные животные и растения, их много, но все они живые и соседи (многообразие и единство);
- представление о том, что все эти организмы по-разному приспосабливаются к условиям жизни (питание, передвижение, защита от врагов);
- каждое живое существо изменяется: растет, развивается, а для этого нужны определенные условия (свет, температура, воздух) и уход, жилище и т.д.
-
2. Развитие любознательности, познавательного интереса, познавательной активности.
Под познавательной активностью понимают стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира (Е.Е. Клопотова).
-
Факторы, влияющие на формирование познавательной активности:
- Общение;
- Личностно-ориентированное педагогическое воздействие;
- Потребность в новых впечатлениях;
- Общий уровень развития активности;
- Детская вопросительность
-
Вопросы взрослого, задаваемые ребенку, являются первоначальным стимулом, активизирующие познание
Поисковые вопросы:
- Продуктивные
- Идентификационные
- Вопросы-подсказки
- Вопросы-уточнения
Не поисковые вопросы:
- Коммуникативные
- Оценочные
- Отвлеченные
-
3.Формирование эмоционально-положительного отношения к природе (радость, удивление, желание проявить сочувствие, понимание ответственности).
-
4.Развитие практических умений и навыков по уходу за животными и растениями.
-
Экологическое развитие дошкольников в ДОУ строится на основе интеграциис другими сторонами развития – это и безопасность, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, труд, художественное творчество, здоровье, экспериментирование . Все это обеспечивает целостность образовательного процесса.
-
В образовательной области «Безопасность» ставятся цели: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасность окружающего мира).
-
Образовательная область «Чтение художественной литературы» включает такую задачу какФормирование целостной картины мира.
То есть, интегрированный подход к конструированию целостного образовательного процесса позволяет органично вплетать экологическое образование в общий процесс развития личности детей и достигать оптимальных результатов развития
-
Методы экологического образования
-
Ведущим методом экологического образования является наблюдение, т.к. оно является основой чувственного познания окружающего мира, а дошкольники познают окружающий мир в первую очередь с помощью чувств.
-
- по характеру познавательных задач наблюдения делятся по группам:
- воссоздающие (например, наблюдение за следами на снегу),
- распознающие (наблюдение за котенком),
- длительные (наблюдение за ростом лука) Логинова В. и др.
По способу организации детей: - фронтальные, - с подгруппой,
- индивидуальные самостоятельные наблюдения детей
По времени:
1. эпизодические (кратковременные); 2. циклические (длительные
-
Наблюдения используются как метод на экскурсиях, прогулках, в уголке природы.
На прогулках наблюдение выступает как метод и вид деятельности. Наблюдение сопровождает поисковую деятельность, труд в природе.
Наблюдение включает диалог педагога с детьми о наблюдаемом объекте (вопросы, ответы), обязательно наблюдение должно сопровождаться художественным словом.
Вопросы к детям в старших группах должны носить проблемный характер; наблюдения могут включать методы ТРИЗ (О чем шепчут листья деревьев? Куда бежит ручеек? Кто мама и папа у ветра? и т.д.)
В старших группах содержание наблюдений должно быть посвящено знакомству детей с взаимосвязями в природе.
- Компактное проведение цикла во времени;
- Преобладание созерцания над словом;
- Все дети должны принимать участие;
- Использование двигательной активности детей;
- Опора на биологические закономерности;
- Задействовать как можно больше органов чувств детей;
Результаты наблюдений следует фиксировать, чтобы закрепить, уточнить, систематизировать представления детей.
-
Использование наглядных пособий и моделирование
Картина является самым распространенным методом экологической работы. Картина позволяет уточнить особенности внешнего вида животных, раскрыть механизмы приспособленности. (Например, картина «Белки зимой»), рост и развитие животных.
Рассматривание картины развивает у детей познавательную активность (Догонит ли куница белку?). Картины позволяют развить эстетическое восприятие (рассматривание пейзажных картин – репродукций, картин великих художников).
-
Модели
Модели – это заместители реальных предметов, объектов (Рейсмерсс Н.).
- С научной точки зрения модель – это особый вид символо–знаковой идеализации.
- Назначение моделей в экологическом образовании детей заключается в том, что модели всегда содержат образы тех предметов, которые дети когда-то воспринимают, т.е. позволяют воспроизвести в памяти.
-
группы (виды) моделей
- Материальные (вещественные, реальные): статичные (макет леса) и динамичные (заводные игрушки).
- Идеальные: образные (иконические), пиктограммы, схематические (абстрактные) и пространственно-графические.
В программе «Развитие» модели являются ведущим методом. Модели в программе «Развитие» различают:
- знаково–символические (знаки, обозначающие животных)
- мысленные, умственно-воображаемые (круги Эйлера, классификационное древо).
-
-
- игры с правилами
- дидактические игры
- дидактические игры с природным материалом (семена, плоды, комн. растения).
- дидактические настольно - печатные (зоологическое лото, ботаническое лото, домино, разрезные картинки и др.)
- дидактические словесные игры (Где растут грибы? Когда это бывает? Съедобное - несъедобное и т.д.).
- творческие игры
Игра рекомендуется для использования во всех возрастных группах.
-
Игровые обучающие ситуации (ИОС)
1 тип – использование игрушек – аналогов.
Живая киска и игрушка – котенок, настоящей елки с игрушечной (сравнение)
Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу.
2 тип – использование литературных персонажей (Карлсон, Чиполлино, Чебурашка, Айболит и др.). Карлсон рассказывает о птичьих гнездах, Колобок вникает в жизнь лесных обитателей. Персонаж выступает в данном случае как партнер ребенка в познании.
3 тип – сюжетно-ролевые игры в путешествие (к морю, в Арктику).
Примерная тематика путешествий:
- Таинственный мир прошлого.
- Богатства недр Земли.
- Край, в котором я живу.
- Жизнь в морских глубинах.
- Как рубашка в поле выросла.
-
Познавательно – исследовательская (Поисковая деятельность
- Поисковая деятельность – это совместная деятельность педагога и детей, направленная на познание предметов и явлений природы, это поиск ответов на проблемные вопросы природы. В основе поисковой деятельности лежат опыты и эксперименты.
- Требования к поисковой деятельности и содержание поисковой деятельности
- Опыты не должны наносить вреда живым существам;
- Методика опытов должна быть наглядна, проста.
- Содержание поисковой деятельности:
- Опыты с явлениями неживой природы (Н. Рыжова «Волшебная вода»;
- Опыты с растениями (Хайдурова);
- Опыты с животными (Сикорук);
-
- Метод проектов - практический метод экологического развития дошкольников
- Проект - способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии педагога и детей, взаимодействие с окружающей средой, поэтапное практическая деятельность по достижению поставленной цели, решению проблемы.
-
В основе лежит идея опоры на поисковое поведение детей
Поисковое поведение - это напряжение мысли, фантазия, творчество в условиях неопределенности.
Подавление детской инициативы блокирует поисковое поведение, как следствие, развивается пассивная позиция в будущем, отказ от преодоления трудностей.
-
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой осваивают новые понятия и представления о различных сторонах жизни.
Типы проектов отличаются разнообразием
Типы проектов:
- Исследовательско - творческие (дети экспериментируют, а результаты оформляют в виде газет, драматизации детского дизайна);
- Ролево - игровые (дети входят в образ персонажей сказок и решают поставленные проблемы);
- Творческие (результаты проекта оформляются в виде детского праздника).
- Приключенческие (например, «Путешествие в страну бабочек», «В царстве комнатных растений», «Поющий лес», «Небесные острова» и т.п.)
- Практико-ориентированные или конструктивные (например, создание скворечника)
-
Формы экологического образования
-
Экскурсия – это тоже вид занятия по экологическому воспитанию под открытым небом. Экскурсия включает все элементы учебной деятельности (цель, воспитательные, образовательные задачи).
Целевые прогулки организуются во всех возрастных группах, начиная с младших.
-
Праздники и развлечения экологической тематики
- Развлечения (в июне). «Наши маленькие друзья (насекомые)»; в театрализованной деятельности дети закрепляют знания о насекомых.
- Праздники: День птиц (18 марта), День Земли (22 апреля), День Воды и др.
- Праздники и развлечения доставляют детям много радости и в то же время способствуют решению задач экологического воспитания
-
Экологические акции– это общественно-значимые, длительные по времени мероприятия, включающие цикл наблюдений, труд, конкурсы, игры
Создание экологического музея (плакаты, природоохранные знаки, творческие работы детей, коллекции, гербарии и пр.)
Экологические экспедиции, походы
Природный театр
- Выставка рекордов природы (представление экспонатов природного материала - семена, плоды, сучки необычных, уникальных, дети измеряют, взвешивают)
- Создание метеоцентра, островок прогнозирования погоды (помочь детям предсказывать погоду по народным приметам, вести календарь природы)
- Проведение экологических викторин,
- Выпуск экологических листовок,
- Экологический тренинг (угадай, чей голосок – птиц)
-
В дошкольном учреждении при изучении экологии делается акцент на воспитание бережного отношения к природе, выработке трудовых навыков в природных условиях.
Однако этого не достаточно. Детям нужно дать минимум экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно.
-
Формирование элементарных представлений о правильных способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривание растения, не нанося им вред; наблюдение за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормление животных только с разрешения взрослых.
Объяснять детям, что рвать любые растения и есть их нельзя. Эти задачи ставит перед нами Программа «От рождения до школы» на весь период дошкольного детства
-
Ознакомление с природой 1 младшая группа.
Знакомить детей с доступными явлениями природы.
- Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных кошку, собаку, корову, курицу и т. д.) и их детенышей и называть их; узнавать на картинках некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и т. д.) : называть их.
- Наблюдать за птицами и насекомыми на участке (бабочка и божья коровка), за рыбками в аквариуме. Приучать детей подкармливать птиц.
- Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь) фрукты (яблоко, груша и т.д.).
- Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.
- Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).
Сезонные наблюдения
- Осень. Формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья; о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.
- Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег, лед, скользко, можно упасть. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т.п.).
- Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.
- Лето. Наблюдать с детьми природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.
-
Ознакомление с природой 2 младшая группа
- Расширять представления детей о растениях и животных. Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания.
- Знакомить с комнатными растениями (фикус, герань). Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.
- Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.
- Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается), песка (сухой — рассыпается, влажный — лепится), снега (холодный, белый, от тепла — тает).
- Формировать представления о простейших взаимосвязях, в живой и неживой природе. Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).
-
Ознакомление с природой Средняя группа
- Знакомить с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).
- Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).
- Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях, их названиях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.
- Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.). Рассказывать детям о свойствах песка, глины и камня.
- Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), подкармливать их зимой.
- Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).
- Развивать умение детей замечать изменения в природе.
- В процессе различных видов деятельности расширять представления о свойствах песка, воды, камней и глины.
-
Старшая группа
- Расширять и уточнять представления детей о природе. Закреплять умение наблюдать. Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад».
- Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.
- Знакомить с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон.
- Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни. Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.
- Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей).
- Показать детям взаимодействие живой и неживой природы.
- Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.
-
Подготовительная группа
- Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений. Знакомить со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами). Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Знакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива и др.).
- Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы.
- Продолжать знакомить с дикими животными. Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде,
- Расширять знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Знакомить с некоторыми формами защиты земноводных и npeсмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т.п.)
- Расширять представления о насекомых. Знакомить с особенностями их жизни (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи — в муравейниках, пчелы — в дуплах, ульях).
-
Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих).
- Закреплять умение обобщать и систематизировать представления о временах года. Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое, и наоборот.
- Наблюдать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь. Объяснить детям, что в природе все взаимосвязано.
- Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.).
- Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.
- Закреплять умение правильно вести себя в природе (не ломать кусты и ветви деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.).
- Оформлять с детьми альбомы о временах года: подбирать картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы.
-
Дошкольники должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. Для них не должно существовать понятий «вредные, полезные». Детей нужно учить не только не рвать цветы, но и учить, что цветы исчезнут и из-за нарушения мест обитания, например, при вытаптывании. Экологические знания формируют определенную систему ценностей. Представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от её состояния. Важно учить пониманию необходимости разумного потребления –не сорви ягод больше, чем можешь съесть.
У детей необходимо формировать активную позицию, желание изменить что-либо вокруг себя к лучшему –хотя бы не бросать мусор мимо на улице. Они должны понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды.
Рассказывая детям о каких-либо проблемах, возникающих в природе, воспитатель должен обязательно подчеркнуть, что может сделать каждый из нас для их решения. Пусть это будет незначительная помощь, но цена её будет высока.
-
Таким образом, реализация области ФГТ «Познание», должна способствовать организации процесса активной деятельности ребенка, обеспечивать ему позицию «пытливого исследователя», развивать основы экологического сознания, что в дальнейшем способствует становлению теоретического мышления человека.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.