Презентация на тему "Экология" для детей

Презентация: Экология
Включить эффекты
1 из 43
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Большая презентационная работа по педагогике на тему: "Экология", в которой автор рассказывает об экологическом образовании в дошкольном учреждении, о методах и приемах привития детям основ экологической культуры и многое другое.

Краткое содержание

  • Экология
  • Экологическое образование
  • Дошкольники
  • Содержание экологического образования в детском саду
  • Факторы, влияющие на формирование познавательной активности
  • Экологическое развитие дошкольников в ДОУ
  • Методы экологического образования
  • Использование наглядных пособий и моделирование
  • Формы экологического образования

Содержание

  • Презентация: Экология
    Слайд 1

    Экология

    Образовательная область ФГТ Познание

    pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Образовательная область «Познание» - одна из десяти образовательных областей ФГТ. Познавательная деятельность всегда была важным направлением работы ДОУ.

  • Слайд 3

    Экология – наука комплексная.

    Цель –формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде.

  • Слайд 4

    Экологическое образование – часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, нравственному воспитанию – то есть становлению личности в целом.

  • Слайд 5
    • Дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности.
    • Знания – не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию.
  • Слайд 6

    Содержание экологического образования в детском саду нацелено на решение следующих задач:

    1.Формирование у детей представлений о биологических закономерностях природы;

    2.Развитие любознательности, познавательного интереса, познавательной активности;

    3.Формирование эмоционально-положительного отношения к природе (радость, удивление, желание проявить сочувствие, понимание ответственности);

    4.Развитие практических умений и навыков по уходу за растениями и животными.

  • Слайд 7

    1.Формирование у детей представлений о биологических закономерностях природы

    - понимание, что есть 2 мира: естественный мир и мир, созданный человеком;

    - понимание, что в мире природы существуют разнообразные животные и растения, их много, но все они живые и соседи (многообразие и единство);

    - представление о том, что все эти организмы по-разному приспосабливаются к условиям жизни (питание, передвижение, защита от врагов);

    - каждое живое существо изменяется: растет, развивается, а для этого нужны определенные условия (свет, температура, воздух) и уход, жилище и т.д.

  • Слайд 8

    2. Развитие любознательности, познавательного интереса, познавательной активности.

    Под познавательной активностью понимают стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира (Е.Е. Клопотова).

  • Слайд 9

    Факторы, влияющие на формирование познавательной активности:

    • Общение;
    • Личностно-ориентированное педагогическое воздействие;
    • Потребность в новых впечатлениях;
    • Общий уровень развития активности;
    • Детская вопросительность
  • Слайд 10

    Вопросы взрослого, задаваемые ребенку, являются первоначальным стимулом, активизирующие познание

    Поисковые вопросы:

    • Продуктивные
    • Идентификационные
    • Вопросы-подсказки
    • Вопросы-уточнения

    Не поисковые вопросы:

    • Коммуникативные
    • Оценочные
    • Отвлеченные
  • Слайд 11

    3.Формирование эмоционально-положительного отношения к природе (радость, удивление, желание проявить сочувствие, понимание ответственности).

  • Слайд 12

    4.Развитие практических умений и навыков по уходу за животными и растениями.

  • Слайд 13

    Экологическое развитие дошкольников в ДОУ строится на основе интеграциис другими сторонами развития – это и безопасность, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, труд, художественное творчество, здоровье, экспериментирование . Все это обеспечивает целостность образовательного процесса.

  • Слайд 14

    В образовательной области «Безопасность» ставятся цели: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасность окружающего мира).

  • Слайд 15

    Образовательная область «Чтение художественной литературы» включает такую задачу какФормирование целостной картины мира.

    То есть, интегрированный подход к конструированию целостного образовательного процесса позволяет органично вплетать экологическое образование в общий процесс развития личности детей и достигать оптимальных результатов развития

  • Слайд 16

    Методы экологического образования

  • Слайд 17

    Ведущим методом экологического образования является наблюдение, т.к. оно является основой чувственного познания окружающего мира, а дошкольники познают окружающий мир в первую очередь с помощью чувств.

  • Слайд 18
    • по характеру познавательных задач наблюдения делятся по группам:
    • воссоздающие (например, наблюдение за следами на снегу),
    • распознающие (наблюдение за котенком),
    • длительные (наблюдение за ростом лука) Логинова В. и др.

    По способу организации детей: - фронтальные, - с подгруппой,

    - индивидуальные самостоятельные наблюдения детей

    По времени:

    1. эпизодические (кратковременные); 2. циклические (длительные

  • Слайд 19

    Наблюдения используются как метод на экскурсиях, прогулках, в уголке природы.

    На прогулках наблюдение выступает как метод и вид деятельности. Наблюдение сопровождает поисковую деятельность, труд в природе.

    Наблюдение включает диалог педагога с детьми о наблюдаемом объекте (вопросы, ответы), обязательно наблюдение должно сопровождаться художественным словом.

    Вопросы к детям в старших группах должны носить проблемный характер; наблюдения могут включать методы ТРИЗ (О чем шепчут листья деревьев? Куда бежит ручеек? Кто мама и папа у ветра? и т.д.)

    В старших группах содержание наблюдений должно быть посвящено знакомству детей с взаимосвязями в природе.

    • Компактное проведение цикла во времени;
    • Преобладание созерцания над словом;
    • Все дети должны принимать участие;
    • Использование двигательной активности детей;
    • Опора на биологические закономерности;
    • Задействовать как можно больше органов чувств детей;

    Результаты наблюдений следует фиксировать, чтобы закрепить, уточнить, систематизировать представления детей.

  • Слайд 20

    Использование наглядных пособий и моделирование

    Картина является самым распространенным методом экологической работы. Картина позволяет уточнить особенности внешнего вида животных, раскрыть механизмы приспособленности. (Например, картина «Белки зимой»), рост и развитие животных.

    Рассматривание картины развивает у детей познавательную активность (Догонит ли куница белку?). Картины позволяют развить эстетическое восприятие (рассматривание пейзажных картин – репродукций, картин великих художников).

  • Слайд 21

    Модели

    Модели – это заместители реальных предметов, объектов (Рейсмерсс Н.).

    • С научной точки зрения модель – это особый вид символо–знаковой идеализации.
    • Назначение моделей в экологическом образовании детей заключается в том, что модели всегда содержат образы тех предметов, которые дети когда-то воспринимают, т.е. позволяют воспроизвести в памяти.
  • Слайд 22

    группы (виды) моделей

    • Материальные (вещественные, реальные): статичные (макет леса) и динамичные (заводные игрушки).
    • Идеальные: образные (иконические), пиктограммы, схематические (абстрактные) и пространственно-графические.

    В программе «Развитие» модели являются ведущим методом. Модели в программе «Развитие» различают:

    • знаково–символические (знаки, обозначающие животных)
    • мысленные, умственно-воображаемые (круги Эйлера, классификационное древо).
  • Слайд 23
  • Слайд 24
    • игры с правилами
    • дидактические игры
    • дидактические игры с природным материалом (семена, плоды, комн. растения).
    • дидактические настольно - печатные (зоологическое лото, ботаническое лото, домино, разрезные картинки и др.)
    • дидактические словесные игры (Где растут грибы? Когда это бывает? Съедобное - несъедобное и т.д.).
    • творческие игры

    Игра рекомендуется для использования во всех возрастных группах.

  • Слайд 25

    Игровые обучающие ситуации (ИОС)

    1 тип – использование игрушек – аналогов.

    Живая киска и игрушка – котенок, настоящей елки с игрушечной (сравнение)

    Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу.

    2 тип – использование литературных персонажей (Карлсон, Чиполлино, Чебурашка, Айболит и др.). Карлсон рассказывает о птичьих гнездах, Колобок вникает в жизнь лесных обитателей. Персонаж выступает в данном случае как партнер ребенка в познании.

    3 тип – сюжетно-ролевые игры в путешествие (к морю, в Арктику).

    Примерная тематика путешествий:

    • Таинственный мир прошлого.
    • Богатства недр Земли.
    • Край, в котором я живу.
    • Жизнь в морских глубинах.
    • Как рубашка в поле выросла.
  • Слайд 26

    Познавательно – исследовательская (Поисковая деятельность

    • Поисковая деятельность – это совместная деятельность педагога и детей, направленная на познание предметов и явлений природы, это поиск ответов на проблемные вопросы природы. В основе поисковой деятельности лежат опыты и эксперименты.
    • Требования к поисковой деятельности и содержание поисковой деятельности
    • Опыты не должны наносить вреда живым существам;
    • Методика опытов должна быть наглядна, проста.
    • Содержание поисковой деятельности:
    • Опыты с явлениями неживой природы (Н. Рыжова «Волшебная вода»;
    • Опыты с растениями (Хайдурова);
    • Опыты с животными (Сикорук);
  • Слайд 27
    • Метод проектов - практический метод экологического развития дошкольников
    • Проект - способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии педагога и детей, взаимодействие с окружающей средой, поэтапное практическая деятельность по достижению поставленной цели, решению проблемы.
  • Слайд 28

    В основе лежит идея опоры на поисковое поведение детей

    Поисковое поведение - это напряжение мысли, фантазия, творчество в условиях неопределенности.

    Подавление детской инициативы блокирует поисковое поведение, как следствие, развивается пассивная позиция в будущем, отказ от преодоления трудностей.

  • Слайд 29

    Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой осваивают новые понятия и представления о различных сторонах жизни.

    Типы проектов отличаются разнообразием

    Типы проектов:

    • Исследовательско - творческие (дети экспериментируют, а результаты оформляют в виде газет, драматизации детского дизайна);
    • Ролево - игровые (дети входят в образ персонажей сказок и решают поставленные проблемы);
    • Творческие (результаты проекта оформляются в виде детского праздника).
    • Приключенческие (например, «Путешествие в страну бабочек», «В царстве комнатных растений», «Поющий лес», «Небесные острова» и т.п.)
    • Практико-ориентированные или конструктивные (например, создание скворечника)
  • Слайд 30

    Формы экологического образования

  • Слайд 31

    Экскурсия – это тоже вид занятия по экологическому воспитанию под открытым небом. Экскурсия включает все элементы учебной деятельности (цель, воспитательные, образовательные задачи).

    Целевые прогулки организуются во всех возрастных группах, начиная с младших.

  • Слайд 32

    Праздники и развлечения экологической тематики

    • Развлечения (в июне). «Наши маленькие друзья (насекомые)»; в театрализованной деятельности дети закрепляют знания о насекомых.
    • Праздники: День птиц (18 марта), День Земли (22 апреля), День Воды и др.
    • Праздники и развлечения доставляют детям много радости и в то же время способствуют решению задач экологического воспитания
  • Слайд 33

    Экологические акции– это общественно-значимые, длительные по времени мероприятия, включающие цикл наблюдений, труд, конкурсы, игры

    Создание экологического музея (плакаты, природоохранные знаки, творческие работы детей, коллекции, гербарии и пр.)

    Экологические экспедиции, походы

    Природный театр

    • Выставка рекордов природы (представление экспонатов природного материала - семена, плоды, сучки необычных, уникальных, дети измеряют, взвешивают)
    • Создание метеоцентра, островок прогнозирования погоды (помочь детям предсказывать погоду по народным приметам, вести календарь природы)
    • Проведение экологических викторин,
    • Выпуск экологических листовок,
    • Экологический тренинг (угадай, чей голосок – птиц)
  • Слайд 34

    В дошкольном учреждении при изучении экологии делается акцент на воспитание бережного отношения к природе, выработке трудовых навыков в природных условиях.

    Однако этого не достаточно. Детям нужно дать минимум экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно.

  • Слайд 35

    Формирование элементарных представлений о правильных способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривание растения, не нанося им вред; наблюдение за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормление животных только с разрешения взрослых.

    Объяснять детям, что рвать любые растения и есть их нельзя. Эти задачи ставит перед нами Программа «От рождения до школы» на весь период дошкольного детства

  • Слайд 36

    Ознакомление с природой 1 младшая группа.

    Знакомить детей с доступными явлениями природы.

    • Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных кошку, собаку, корову, курицу и т. д.) и их детенышей и называть их; узнавать на картинках некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и т. д.) : называть их.
    • Наблюдать за птицами и насекомыми на участке (бабочка и божья коровка), за рыбками в аквариуме. Приучать детей подкармливать птиц.
    • Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь) фрукты (яблоко, груша и т.д.).
    • Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.
    • Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).

    Сезонные наблюдения

    • Осень. Формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья; о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.
    • Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег, лед, скользко, можно упасть. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т.п.).
    • Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.
    • Лето. Наблюдать с детьми природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.
  • Слайд 37

    Ознакомление с природой 2 младшая группа

    • Расширять представления детей о растениях и животных. Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания.
    • Знакомить с комнатными растениями (фикус, герань). Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.
    • Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.
    • Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается), песка (сухой — рассыпается, влажный — лепится), снега (холодный, белый, от тепла — тает).
    • Формировать представления о простейших взаимосвязях, в живой и неживой природе. Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).
  • Слайд 38

    Ознакомление с природой Средняя группа

    • Знакомить с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).
    • Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).
    • Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях, их названиях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.
    • Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.). Рассказывать детям о свойствах песка, глины и камня.
    • Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), подкармливать их зимой.
    • Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).
    • Развивать умение детей замечать изменения в природе.
    • В процессе различных видов деятельности расширять представления о свойствах песка, воды, камней и глины.
  • Слайд 39

    Старшая группа

    • Расширять и уточнять представления детей о природе. Закреплять умение наблюдать. Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад».
    • Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.
    • Знакомить с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон.
    • Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни. Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.
    • Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей).
    • Показать детям взаимодействие живой и неживой природы.
    • Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.
  • Слайд 40

    Подготовительная группа

    • Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений. Знакомить со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами). Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Знакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива и др.).
    • Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы.
    • Продолжать знакомить с дикими животными. Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде,
    • Расширять знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Знакомить с некоторыми формами защиты земноводных и npeсмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т.п.)
    • Расширять представления о насекомых. Знакомить с особенностями их жизни (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи — в муравейниках, пчелы — в дуплах, ульях).
  • Слайд 41

    Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих).

    • Закреплять умение обобщать и систематизировать представления о временах года. Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое, и наоборот.
    • Наблюдать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь. Объяснить детям, что в природе все взаимосвязано.
    • Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.).
    • Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.
    • Закреплять умение правильно вести себя в природе (не ломать кусты и ветви деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.).
    • Оформлять с детьми альбомы о временах года: подбирать картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы.
  • Слайд 42

    Дошкольники должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. Для них не должно существовать понятий «вредные, полезные». Детей нужно учить не только не рвать цветы, но и учить, что цветы исчезнут и из-за нарушения мест обитания, например, при вытаптывании. Экологические знания формируют определенную систему ценностей. Представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от её состояния. Важно учить пониманию необходимости разумного потребления –не сорви ягод больше, чем можешь съесть.

    У детей необходимо формировать активную позицию, желание изменить что-либо вокруг себя к лучшему –хотя бы не бросать мусор мимо на улице. Они должны понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды.

    Рассказывая детям о каких-либо проблемах, возникающих в природе, воспитатель должен обязательно подчеркнуть, что может сделать каждый из нас для их решения. Пусть это будет незначительная помощь, но цена её будет высока.

  • Слайд 43

    Таким образом, реализация области ФГТ «Познание», должна способствовать организации процесса активной деятельности ребенка, обеспечивать ему позицию «пытливого исследователя», развивать основы экологического сознания, что в дальнейшем способствует становлению теоретического мышления человека.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке