Презентация на тему "Проект « В науку первые шаги» путем исследований и экспериментирования"

Презентация: Проект « В науку первые шаги» путем исследований и экспериментирования
Включить эффекты
1 из 23
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (2.21 Мб). Тема: "Проект « В науку первые шаги» путем исследований и экспериментирования". Предмет: окружающий мир. 23 слайда. Добавлена в 2025 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    23
  • Слова
    окружающий мир
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Проект « В науку первые шаги» путем исследований и экспериментирования
    Слайд 1
  • Слайд 2

    Вид проекта - исследовательский, познавательно-творческий, коллективный. Проект краткосрочный. Срок реализации проекта: 01.02.-01.03.2024. Участники проекта: дети старшей группы №12 « Почемучки», родители, воспитатель. Паспорт проекта

  • Слайд 3

    Гипотеза  Дети старшего дошкольного возраста любознательны, уже по своей природе исследователи: их влечет жажда новых впечатлений, постоянное желание экспериментировать, самостоятельно искать истину. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании может быть успешным при реализации следующих педагогических условий: Взрослыми поддерживается и стимулируется стремление дошкольников к экспериментированию с учётом направленности детских интересов. Создаётся необходимая для экспериментирования предметно-развивающая среда. Процесс развития исследовательской активности строится как этапный, в котором дети целенаправленно включаются в ситуации (мини-исследования), обеспечивающие постепенное овладение исследовательскими умениями, необходимыми для успешного самостоятельного экспериментирования. Создаются ситуации обсуждения и взаимного обмена детьми опытом самостоятельного экспериментирования и совместного определения вариантов направления дальнейшего исследовательского поиска. Дошкольники активно вовлекаются в исследовательский поиск решения проблемных ситуаций в детском саду и в семье.

  • Слайд 4

    Цель проекта

    Как известно, исследовательский проект предполагает получение ответа на вопрос, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Именно поэтому необходимо: Расширить знания детей об окружающем мире. Развивать общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Помочь в приобретении детьми необходимых социальных навыков (повышение внимательности друг к другу, руководство установленными нормами), и навыков публичного изложения своих мыслей. Повысить содержание игровой деятельности.

  • Слайд 5

    Задачи проекта:

    Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира; Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов; - Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; - Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию. - Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач; - Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.

  • Слайд 6

    Актуальность

    В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Практика показывает, что в повседневной жизни дети самостоятельно экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Малыши разбирают игрушки, наблюдают за брошенными в воду предметами (тонет - не тонет), нюхают, трогают, даже пробуют языком различные  предметы, но ведь это очень опасно. Опасность такой самостоятельности состоит в том, что ребёнок еще не знаком с элементарными правилами безопасности. Эксперимент, который организует педагог, безопасен для ребенка, но, в то же время, знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их применения в собственной жизни. Первоначально, дети экспериментируют в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем нужные материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в развивающую предметно-пространственную среду группы для самостоятельного проведения опытов и экспериментов ребенком, если это безопасно для его здоровья.

  • Слайд 7

    Именно поэтому, в детском саду эксперимент должен отвечать следующим условиям: доступность приборов и правил обращения с ними, безопасность действия приборов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в проведении эксперимента.         В ходе экспериментирования ребенку нужно ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так,  а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать и что получится в результате.  Экспериментальная деятельность всегда вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), повышает познавательную активность и развивает любознательность , активизирует и усиливает восприятие изучаемого материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с правилами жизни в обществе .          Практика показывает, что запоминается все надолго и прочно, когда человек это услышал, увидел и сделал сам. Участие в исследованиях и экспериментах дают ребенку - дошкольнику реальную  возможность самому ответить на вопросы «как?» и «почему?».

  • Слайд 8

    Введение в проблемную ситуацию

    Многие дети имеют собственное мнение или отношение к той или иной ситуации. Поэтому возникла проблема расширить круг знаний детей именно в области физики. Детям было прочитано много материалов из книги «Удивительная физика». Всех заинтересовало, а смогли бы мы сами провести какие-нибудь опыты у себя в группе. Для этого в группе был создан целый экспериментальный уголок со всеми необходимыми приспособлениями и материалами. Мы начали проводить исследования еще в средней группе. Начали мы с простых наблюдений. Это были такие наблюдения и исследования с водой. Дети узнали многое об обычной воде. Мы пользуемся водой ежедневно, но никогда не задавались вопросами какая она- вода. В ходе исследований дети поняли, что вода прозрачна, не имеет вкуса, запаха, формы. Вместе с тем возникли вопросы, что происходит, если в воду добавить какие-то вещества. В итоге пришли к выводу, что вода приобретает вкус, цвет, запах добавленного вещества и форму того сосуда, в который она налита. Сейчас дети подросли, они стали проявлять инициативу и самостоятельную активность.

  • Слайд 9

    Методы и формы работы

    дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; наблюдения; постановка и решение вопросов проблемного характера; метод анализа, метод игрового моделирования, опыты и эксперименты; случайные эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное; плановые эксперименты (заранее запланированные); • эксперименты, как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка) фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

  • Слайд 10
  • Слайд 11

    Предварительная работа: Экспериментирование в группе (получение новых цветов и оттенков, путем смешивания красок; определение материалов, обладающих наибольшими впитывающими свойствами (вытирание лужи – бумагой, ватой, тканью, губкой); выявление способности магнита – притягивать некоторые предметы) ; Обсуждение правил проведения в группе, во время эксперимента.

  • Слайд 12

    I этап – предварительный :

    Начали с изучения литературы. Прочитали много материала о почве, о воде, о живой и неживой природе, о звездах. В ходе изучения материала уточнила знания детей, их интересы и желания к проведению опытов и экспериментов. Родителям был представлен план проведения экспериментальной деятельности с целью выявления их интересов к деятельности детей. Затем начали готовить материал, предварительно составив список, что и для какого опыта нужно.

  • Слайд 13

    II этап – основной:

    Совместную деятельность с детьми в детской лаборатории организуем два раза в неделю. Работа проводится с небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. Результаты опытов фиксируются с детьми в журнале исследований разными способами: фотографирование; запись рассказа ребенка воспитателем; запись наблюдений детьми воспитателем.

  • Слайд 14

    III этап – заключительный:

    Подведение итогов работы по проекту. После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Взрослому не следует торопиться с ответом, необходимо дать возможность детям найти его самостоятельно. Из любого ответа вытекает очередной вопрос, который может стать следующей темой для эксперимента. В результате чего у ребёнка развивается интерес к детским энциклопедиям, познавательной литературе, где он самостоятельно пытается найти ответы на интересующие его вопросы. Проанализировав результаты деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения, как экспериментальная деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.

  • Слайд 15

     Оценка результатов и отчетность

    Метод проектирования позволил изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей и других членов семьи в образовательный процесс дошкольного учреждения.  Использование метода проекта в образовательном процессе дошкольного учреждения помогает ребенку научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. У детей возрос интерес к исследованиям, они уже намечают план дальнейших опытов, это говорит о том, что дети хотят сами искать и сами находить решения вопросов В перспективе я планирую продолжить работу в данном направлении. Опираясь на всё вышесказанное, я считаю, проектный метод – это вид деятельности, позволяющий целенаправленно развивать познавательные и творческие способности детей, самостоятельность, ответственность ребёнка перед сверстниками и взрослыми, возможность высказать и обосновать своё мнение.

  • Слайд 16

    Приложения

    Самое сложное в любом деле – это начало. Как начать свой рассказ так, чтоб с самых первых слов погрузить вас в тот чудесный мир загадок, тайн и открытий, что окружает нас. Мы хотим поделиться с вами теми ощущениями, что наполняют нас и приглашаем вас в путешествие в нашу волшебную страну. И начнем с того, что составляет основу нашей биологической жизни - с обычной необычной воды.

  • Слайд 17

    Эксперимент №1 «Разноцветная вода»На столе в ряд 3 пластиковые бутылки , наполненные водой.Воспитатель: Вот простая вода, какого цвета она? (вода прозрачная)Воспитатель подзывает троих детей, которые после произнесения волшебных слов: «Была водичка простой, стань водичка цветной», после взмаха волшебной палочки, начинают активно взбалтывать воду в бутылках. После чего вода окрашивается в разные цвета: синий, красный, желтый.Воспитатель: Как вы думаете, почему вода окрасилась в разные цвета? (дети высказываются)Необходимо подвести детей к правильному ответу: вода смешалась с краской и стала цветной. Воспитатель проверяет предположения детей на практике.  ( Кисточкой кладет густую краску под крышку бутылки.  Завинчивает и встряхивает ее)

  • Слайд 18

    Эксперимент №2 « Цветная капуста» Для этого эксперимента мы взяли листы китайской капусты, т.к. у нее нежная структура и очень хорошо видны прожилки, через которые впитывается вода. Приготовили 4 стакана с подкрашенной водой и поместили туда листья. Уже через несколько часов было заметно, что листы изменили цвет и приобрели окраску воды, в которой они находились. Почему это произошло? Дети рассуждали, спорили, доказывали, пока не пришли к выводу, что растения «пьют» воду, чтобы жить, расти, и впитывают ту воду, в которой находятся. Такие эксперименты помогают детям понять, чем опасно разрушение экологии, несоблюдение простых мер безопасности в природе.

  • Слайд 19

    Эксперимент № 3: «Послушный ключик»Воспитатель показывает детям лист картона, подзывает одного помощника, просит его взять ключик и прикрепить к листу картона, куда воспитатель покажет волшебной палочкой (ключик падает на стол)Воспитатель: Вот какой непослушный ключик. Наверно, нужно нарисовать крючок. Маркером рисует крючок и произносит волшебное заклинание: «Ключик, ключик, не ленись и к крючку прикрепись!» Помощник с легкостью прикрепляет ключ к нарисованному крючку.Воспитатель: В чем же секрет этого фокуса? (дети высказываются)Необходимо подвести детей к правильному ответу: с задней стороны листа прикреплен магнит, который и притягивает к себе металлический ключ.Воспитатель вместе с детьми проверяет предположения на практике и показывает взаимодействие магнита с различными предметами (дерево, стекло, металл, резина)

  • Слайд 20

    «Апельсин тонет в воде или нет?» (дети выдвигают различные мнения, в итоге, мнения детей разошлись) Воспитатель: Для выяснения истины проведем эксперимент. Опыт: Возьмем стеклянный сосуд , наполненный водой, и погрузим в него апельсин. Воспитатель: Что делает апельсин? (ответы детей).Затем очищенный от кожуры апельсин тоже поместим в сосуд с водой. Он утонет. Воспитатель: В чем же тут дело? (мнение детей) (выясняем, что все дело, вероятно в кожуре апельсина и ее свойствах). Воспитатель: Давайте рассмотрим кожуру внимательно, и увидим в ней множество дырочек. А сейчас скажите, для чего надевают людям плавательный жилет, когда они идут плавать? (ответы детей)Вывод: Кожура у апельсина – это то же самое, что и жилет для человека. И в дырочках его кожуры находится воздух как в спасательном жилете. Воспитатель: Что мы доказали? (что апельсин в кожуре умеет плавать, а апельсин без кожуры тонет.) Эксперимент № 4:

  • Слайд 21

    «Лишь только дождичек прошел, Я в небе новшество нашел: Сквозь небосвод прошла дуга. В ней семь цветов, там ….(РАДУГА) «Мне очень нравится радуга, я готова любоваться ею каждый день. И прошу вас сделать для меня радугу». Воспитатель: Что у нас для этого есть? (на столе ваза с драже «Скитлс», графин с горячей водой, белые тарелки) Опыт: Из драже «Скитлс» выкладываем по краю тарелки круг, в центр круга наливаем горячую воду и смотрим, как появляется радуга. Вывод: В конфетах очень много красителя (краски). Вода является растворителем, поэтому краситель из конфет растворяется в воде и получается радуга. Эксперимент № 5: « Радуга»

  • Слайд 22

    «Ребята, а вы моете руки? Докажите мне, что мыло защищает нашу кожу от микробов» На столе стоит контейнер с водой (туда добавить черный молотый перец -микробы). Воспитатель: Ребята, как можно доказать защиту мыло от микробов? (предположения детей) Воспитатель: Смотрите, (добавляю перец в воду) это микробы. Если опустить палец в воду с микробами, то микробы останутся на нашем пальце. Теперь вы обмакните палец в жидкое мыло, и его же погрузите в воду с микробами. (Проводим эксперимент) Воспитатель: Что мы видим? Воспитатель: Правильно, микробы убегают от мыла и палец остается чистым? Дети: Да Вывод: Чаще мойте руки и микробы вам не страшны! Эксперимент № 6:

  • Слайд 23

    Используемая литература

    Н.Е Веракса, А.Н Веракса«Проектная деятельность дошкольников» Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М., ТЦ Сфера, 2005. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации. / Под ред. Прохоровой Л.Н. - М.: АРКТИ, 2005. 33. Паршукова И.П. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду. [Текст] / И.Л. Паршукова. // Дошкольная педагогика. - 2006 - № 1 - с. 19 - 23.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке