Содержание
-
Развитие познавательно-исследовательской деятельности удетей старшеговозраста.
Воспитатель МАДОУ № 31 Мезенина Анна Сергеевна
-
Китайское изречение: То, что я услышал, я забыл То, что я увидел, я помню То, что я сделал, я знаю. Дети по природе своей – исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка:он открытие мира, он хочет его познать. настроен на Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное само- выражаться.
-
К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельно сти. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой знанияприобретались. В работах предоставлении самостоятельно; многих отечественных педагогов говориться о дошкольникам возможности приобретать знания о необходимости их включениявосмысленную деятельность,впроцессекоторойонибысамисмоглиобнаруживать новыесвойствапредметов,замечатьихсходствои всеновыеи различие. Причины встречающейсяинтеллектуальнойпассивностидетей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детскогоэкспериментирования.
-
-
Поисково-исследовательскаядеятельность– это интегрирующийся с другими вид деятельности. Наблюдение является одной из форм экспериментальнойдеятельности, восприятие хода так как с его работы и ее помощью осуществляется результатов. Однако самонаблюдение может проис-ходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весеннимпробуждениемприродынесвязанос экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека. При наблюдениях я опираюсь на любознательность детей. Маленькие дети хотят все знать. Их многочисленные вопросы к взрослым – лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов у многих детей меняется, если в три года они задавали вопрос: «Что это?», то в четыре уже появились «Почему?», «Зачем?», а в пять-шесть лет очень важный для развития «Как этопроисходит?» Исследователь Павлов И.П. считал наблюдательность одним из самых главных качеств исследователя, без которого невозможно сделать ни одного открытия. Наблюдение – очень сложный процесс и требует огромной концентрации внимания, интеллектуальных и волевых усилий.
-
-
Аналогичные взаимоотношения возникаютмежду экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий небывает. Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой – экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовыхнавыков. Познавательно-исследовательская деятельность про- низывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реально творчество. В своей работе с детьми япридаю большое значение дидактические игры: игровым технологиям, «Большой – маленький», используя «Времена года», «С какого дерева листик», «Назови, кто я?», «Где, чей домик?». Такие игры помогают мне в ознакомлении детей с явлениямиприроды.
-
Словесные игры: «Что лишнее?», «Хорошо-плохо», «Это кто к нам пришел?» и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающеммире. Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый – нет; где быстрее прорастет зернышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы. Очень те сно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнениезнанийспособствуетразвитиюречи. Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированиюсловами.
-
-
Экспериментированиесвязанои с другими видами деятельности – чтением художественной литературы,с музыкальным и физическимвоспитанием. Такимобразом,чембольшеоргановчувств задействовано в познании, тем больше свойств выделяет ребенок в исслед уемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять исомневаться. Удетейподдерживаетсяинтерескэкспериментамвтом случае,еслирезультатвиденсразуиличерез непродолжительное время. Эксперименты с живой природой, как правило, в большинстве долгосрочные и требуют определенного терпения от дошкольников, в результате чего нередко интерес к такой деятельности угасает, цель экспериментирования забывается детьми. Поэтомудляразвитияинтересакпоисково- исследовательской деятельности использую эксперименты и опыты с неживой природой, знакомлю детей со свойствами воды, пе ска, земли, глины, воздуха, магнетическими свойствами некоторых предметов ит.п.
-
Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Их провожу как на занятиях, так и в совместной деятельности с детьми в режимных моментах. Воспитанники с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставлю проблему: слепить фигурку из мокрого или сухогопеска. Дети рассуждают, какой песок лепиться, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелкихкристалликов – песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть. По теме: «Волшебница Вода» проводили опыты: «Наливаем – выливаем», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лед» и др. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – они все проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемныхситуаций. Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме, я пришла к выводу что опыт работы в данном направлении эффективен для развития познавательной активности детей в процессе исследовательскойдеятельности.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.