Содержание
-
Опыт работы воспитателей: Куцевол Татьяна Владимировна Азарова Любовь Юрьевна Развитие познавательно-исследовательской деятельности через ознакомление детей с живой и неживой природой. ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ«ШКОЛА № 933»
-
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, быть самостоятельными, творческими личностями. Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ познания им окружающего мира. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. Особое значение для развития личности ребенка в дошкольном детстве имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
-
Задачи: Реализуя программу “От рождения до школы”, изучая новинки методической литературы по данному вопросу целью своей работы мы определили развитие у детей желания проявлять интерес к объектам живой и неживой природы через наблюдения и экспериментирования, научить ребенка думать, действовать с предметами, анализировать. Вся дальнейшая работа была направлена на реализацию следующих задач: 1.Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее. 2.Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации в процессе познания природной картины мира. 3.Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными средствами.
-
Задачи: 4.Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними. 5.Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и самого себя. 6.Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности. Для более полной реализации поставленных задач нами была проведена диагностика по выявлению уровня сформированности у детей познавательного интереса к миру природы; разработан перспективный план по экспериментально-исследовательской деятельности; составлен комплекс мероприятий по экспериментальной деятельности с объектами живой и неживой природы.
-
Опыт показывает, что дети без особых усилий усваивают комплекс экологический знаний, если знания преподносятся в доступной увлекательной форме, и учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Для того чтобы процесс обучения был интересным и привлекательным в нашей группе создана соответствующая развивающая среда, в которой разработана система планирования, подобран демонстрационный материал, художественная литература (сказки с экологическим содержанием, загадки, рассказы, стихи, поговорки). В центре природы есть мини-лаботория, в которой имеется все необходимые для проведения опытов и экспериментов (лупы, микроскоп, сосуды разной формы и объема, мерные стаканчики, песочные часы, предметы из металла, дерева, пластмассы и т.д.) Оборудование опытно-экспериментальной деятельности:
-
В работе с детьми используются различные формы, методы и приемы работы: наблюдения, опыты, дидактические игры, беседы, прогулки и т.д. Результат в работе с детьми достигается с помощью соблюдения последовательности проведения опытов и экспериментов от “простого к сложному”. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
-
Ознакомление дошкольников с объектами живой и неживой природы проходят в несколько этапов: опыты с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которым является человек. Подобрана серия экспериментов с объектами живой и неживой природы. Экспериментирование с воздухом, с водой, с песком и глиной, с солнечным светом, с предметами: “Реактивный шарик”, “Водяные весы”, “Играем красками”, “Тесная бутылка”, “Двигаем предметы”, “Соломинка-пипетка”, “Соломинка-флейта”, “Секрет сосновой шишки”, “Отгадай на вкус”, “В мире стекла” и т. д.
-
Количество этапов можно регулировать в зависимости от поставленной задачи при ознакомлении детей с тем или иным объектом живой и неживой природы. Изучая с детьми строения тела животных, используются опорные карты, которые помогают детям в процессе обучения обобщать и анализировать. Этапы экспериментально-исследовательской деятельности: Маленькому исследователю для решения исследовательских задач необходимы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления. Поэтому работу по опытно-экспериментальной деятельности проводим в системе, и условно разделили её на 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный. Подготовительный этап – подготовка к постановке проблемы – позволяет: •Учить детей видеть проблему; •Формировать умения выдвигать гипотезы; •Совершенствовать умения задавать вопросы. На этом этапе предлагаем детям следующие упражнения: “Закончи рассказ”, “Сколько значений у предмета?”, а также различные ситуации, в которых нужно сформулировать возможные причины и последствия описанных событий.
-
Основной этап – поиск решения данной проблемы – направлен на то, чтобы научить детей давать определения понятиям, классифицировать предметы, выявлять взаимосвязи объектов живой и неживой природы, проводить эксперименты, а также совершенствовать умение наблюдать за окружающим миром. Такие игры, как “Отгадай”, “Чудесный мешочек”, “Трудные слова” учат детей давать определения понятиям и классифицировать их. Игры “Кто пропал?”, “Рассматривание”, “Чего не стало” помогают детям научиться пользоваться одним из самых доступных и популярных методов исследования – методом наблюдения. Заключительный этап, или формулировка выводов – учит детей высказывать свои суждения, делать выводы и умозаключения. Воспитывает логику мыслей, четкость и красоту речи. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые умозаключения использую такие игры, как “Что на что похоже?”, “Клякса”, “Что здесь изображено?”. Все предложенные игры и упражнения активизируют исследовательскую деятельность детей и приводят их к собственной исследовательской практике. Развивают речевую активность, т.е. умение составлять вопросительные и восклицательные предложения, умение отвечать на вопросы, побуждают детей к передаче чувств и мыслей в речи. Дети узнают о свойствах, качествах, взаимосвязи природных объектов и использовании их человеком. Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует.
-
-
В нашей работе активно используем такие формы организации, как фронтальные занятия, экскурсии, чтение художественной литературы, развлечения, опыты, беседы. Наши отношения с детьми строим на основе доверия и партнерства. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших “открытий”, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Дети дошкольного возраста не умеют писать и читать, поэтому для фиксации исследований, выбора методов исследования помогают модели с символическими изображениями, картинки, схемы. Например, нарисованная капелька – это вода, квадраты разных размеров – большой или маленький и т. д. Опытно-экспериментальной деятельность не только дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношении с другими объектами и со средой обитания, она еще и тесно связана с другими видами детской деятельности. Экспериментирование связываем и с другими видами деятельности – чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь ярко и сильно.
-
Связь с другими видами детской деятельности:
-
Огромное значение в работе с дошкольниками имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества с родителями. Ведь как бы мы, воспитатели, не старались учить детей чему-либо, если родители пассивны, не уделяют должного внимания своим детям, то и результат будет низким. Поэтому постоянно находимся в состоянии поиска новых форм работы и подходов к организации взаимодействия с семьей. Помимо ставших уже традиционными родительских собраний, консультаций и анкетирований, используем такие формы работы, как аудиоконсультации, “Почтовый ящик”, вопрос-ответ, проведение совместных с семьей мероприятий: собрание “От любопытства к любознательности”, “Мир фантазий”. Также для родителей выпускаются небольшие буклеты, которые они могут взять домой и познакомиться с представленным в них материалом в спокойной домашней обстановке. Такие буклеты и памятки, как “Исследовательская деятельность и детское экспериментирование: что это такое?”, “Ставим опыты дома”, “Мир общения ребенка”, “Учимся рассуждать”, “Учим ребенка быть любознательным” вызвали у родителей большой интерес и очень помогли при организации фотовыставки “Экспериментируем всей семьей”.
-
Для повышения родительской компетентности были подготовлены и проведены следующие методические мероприятия для родителей: Составлены рекомендации: “Как помочь маленькому почемучке”; “Ребенок – маленький исследователь”; “Игротека маленького исследователя”; “Техника безопасности на кухне”; консультации: “Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло”; “Игры и наблюдения, поощряющие исследование и экспериментирование”. Большое значение детское экспериментирование имеет для интеллектуального развития детей. В процессе эксперимента идет развитие памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к.постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, классификации, сравнения, обобщения. Детям постоянно приходится устанавливать причинно следственные связи, доказывать и опровергать.
-
Формы работы с родителями:
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.