Содержание
-
Презентация на тему:«Мы - юные исследователи»Подготовила: ХабитуеваТ.В.воспитатель младшей разновозрастной группы МДОУ Олойский детский сад №12 «Огонек
Февраль 2019г
-
У каждого ребёнка должен быть сформирован первичный элементарный образ мира и отношение к нему должно быть: познавательным – «мир удивителен, полон тайн и загадок и я хочу их узнать и разгадать»; бережным – «мир прекрасен и нежен, он требует к себе разумного подхода и охраны, ему нельзя вредить»: - созидательным – «мир так прекрасен и я хочу сохранить и преумножить эту красоту».
-
Актуальность детского экспериментирования. Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
-
Приступая к работе с детьми в этом направлении, я поставила перед собой следующую цель: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательно -речевой активности. Исходя из цели, поставила задачи: Расширить представление детей о физических свойствах окружающего мира: - знакомить с различными свойствами веществ ( твёрдость, мягкость, сыпучесть, плавучесть, растворимость); - знакомить с основными видами и характеристиками движения ( скорость, направление); Развивать представления детей о некоторых фактах среды ( свет, температура воздуха и её изменчивость; вода – переход в различные состояния: жидкое, твёрдое, их отличие друг от друга; воздух – его давление и сила; почва – состав, влажность, сухость); Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека; Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов; Развивать эмоционально- ценностное отношение к окружающему миру.
-
На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в интеллектуальном и речевом развитии ребёнка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Становится очевидным, что усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам В условиях реализации ФГОС ДО для детей дошкольников очень важно познавательно-речевое развитие в процессе экспериментально-исследовательской деятельности. Поскольку эта деятельность разнообразием связей и зависимостей влияет на развитие личности, связной речи, самостоятельность мышления. Находя и определяя словом причинно-следственную связь, ребёнок учится объяснять, сравнивать, сопоставлять, делать выводы. В настоящее время неуклонно растёт число дошкольников имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств: темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребёнок может построить развёрнутый рассказ, придумать собственную сказку. Не каждый может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос.
-
Речь – явление социальное и служит средством общения детей друг с другом. В современном дошкольном образовании речь рассматривается, как одна из основ воспитания и обучения детей. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребёнка. Поэтому, одной из форм интеллектуального и речевого развития является экспериментирование. Именно через него дети знакомятся с окружающим миром. А умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Дети находятся во власти внешней ситуации, их действия зависят от окружающих вещей. Поэтому материалы для познавательно-исследовательской деятельности, в основном, должны быть представлены объектами для исследования в реальном действии, яркими и привлекательными, которые вызывают интерес ребенка. Эти объекты со специально выделенными, как бы подчеркнутыми физическими свойствами (цвет, форма, величина) заключают в себе возможности освоения внешних свойств вещей (в процессе простой группировки с ориентацией на одно из свойств, парного соотнесения и т.п.), а также возможности освоения действий с простыми орудиями, опосредствующими человеческую деятельность. Действия с такими объектами необходимы для сенсорного развития и развития наглядно-действенного мышления, координации руки и глаза, развития моторики. К таким объектам относятся: наборы объемных геометрических тел, различающихся по цвету (основные цвета) и величине (контрастные размеры), доски-вкладыши с основными формами (круг, квадрат, треугольник), крупные цветные мозаики, пирамидки, стержни для нанизывания колец, шнуровки, и т.п. Большое поле для исследования в действии открывает оборудование для игры с песком и водой, манкой, фасолью.
-
В ходе экспериментирования ребенок познает объект. В практической деятельности осуществляет и выполняет познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Например: при знакомстве с овощами можно провести с детьми опыт «тонет, не тонет»: . В ходе этого опыта дети узнают, что картошка тонет, а помидор и лук плавают. В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Видя радость, удивление и восторг детей от своих маленьких и больших «открытий» во время непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, где экспериментирование применяется как элемент занятия, я более основательно использую исследовательскую деятельность в работе с детьми.Познавательное и речевое развитие детей невозможно без усвоения новых слов. Новые слова способствуют усвоению понятий, закреплению новых знаний и представлений. Необходимо не только расширять словарь ребёнка, но и включать углубленное понимание значений слов, которые характеризуют свойство и качества предметов, их многофункциональность, смысловые отношения (синонимы: холод – мороз). Познавательно-исследовательская деятельность многогранна – это занятия, экскурсии, целевые прогулки, совместная (наблюдения, дидактические игры, беседы) и самостоятельная деятельность детей (развивающие и творческие игры, элементарные опыты в детской творческой лаборатории. Чтобы правильно ответить на вопросы ребёнок учится составлять фразу, устанавливать связи между словами, согласовывать их в окончаниях, пользоваться распространёнными предложениями, высказывать свои мысли.
-
Предполагаемые результаты: В свободной атмосфере работы дети развивают свои умения: Коммуникативные: умение слушать; Манипулятивные: координация движений, умение пользоваться инструментами; Социальные: способность исполнять разные социальные роли, терпимость к другому, самодисциплина. Познавательно-речевое развитие детей дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность невозможно без создания предметно-развивающей среды, которая обеспечивает возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов. В нашем саду создана богатая экспериментальная мини-лаборатория. Здесь имеется все что нужно для опытов и экспериментов: лупы, компас, магниты, весы, микроскоп, различные емкости, ванночки, тазики, специальные столы для экспериментирования с водой и песком, медицинские материалы (пипетки, мерные ложечки, колбы и прочее), руководствуясь критериями безопасности. Природный материал для исследований готовим совместно с ребятами: летом собираем тополиный пух, разные виды почв; осенью плоды овощей, семена злаков, необыкновенной красоты камушки, пополняем лабораторию собственными энциклопедиями, лэпбуками.
-
Один из самых любимых уголков детей в нашем саду – мини лаборатория где проводятся разные опыты, эксперименты, первые открытия…
-
Опыт: «Вода не имеет цвет, но ее можно покрасить в любой цвет…»
-
Опыт: «Покрасим воду красками»
-
«Забота и уход за цветами.»
-
«Растения пьют воду»
-
Опыт: «Тонет-не тонет» камни утонули – они тяжелые, а предмет из дерева нет.
-
Это мы видим, теперь будем знать.
-
Опыт: «Ветер передвигает предметы…»
-
Пробуем сами… чем сильнее дует ветер, тем сильнее волны и предметы на воде качаются
-
Что происходит с корабликами, если нет ветра? Они стоят…
-
«Мыльные пузырьки - это здорово!»
-
«-Почему увеличиваются в размере пузырь? -Откуда взялся воздух? -Почему одни пузыри маленькие, а другие большие?»
-
«Мокрый песок принимает любую форму»
-
«Лепим куличи»
-
«Нарядили акацию цветными льдинками.»
-
Наблюдение, как снег тает в тёплой руке
-
Можно огонь потушить песком
-
Можно огонь потушить водой…
-
Можно огонь потушить прикрыв доступ воздуха
-
Список используемой литературы. Н.М. Зубкова “Воз и маленькая тележка чудес” (Опыты и эксперименты для детей 3 – 7 лет). Л.Н. Прохорова “Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации” Фолькович “Развитие речи” В.В. Щетина “Неизведанное рядом” Материалы интернет-сайтов.
-
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». В.А. Сухомлинский.
-
Благодарим за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.