Содержание
-
Инновационные приёмы на уроках русского языка
Учитель русского языка Чинёнкова С.А.
-
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем
- соответствие концепции гуманизации образования; - преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания; - использование личностно ориентированного обучения; - поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика; - соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной творческой деятельности.
-
Основными целями инновационного обучения являются
развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся; формирование личностных качеств учащихся; выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества; развитие различных типов мышления; формирование качественных знаний, умений и навыков.
-
Данными целями определяются и задачи инновационного обучения
- оптимизация учебно-воспитательного процесса; - создание обстановки сотрудничества ученика и учителя; - выработка долговременной положительной мотивации к обучению; - включение учащихся в креативную деятельность; - тщательный отбор материала и способов его подачи.
-
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии
развивающее обучение; проблемное обучение; развитее критического мышления; дифференцированный подход к обучению; создание ситуации успеха на уроке .
-
Основными принципами инновационного обучения являются
креативность (ориентация на творчество) ; усвоение знаний в системе; нетрадиционные формы уроков; использование наглядности.
-
Критическое мышление
это точка опоры для мышления человека, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы часто стоим перед проблемой выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
-
Критическое мышление включает три этапа
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: - актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме; - вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; - сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы; - побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
-
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику: - получить новую информацию; - осмыслить ее; - соотнести с уже имеющимися знаниями; - искать ответы на вопросы, поставленные в первой части
-
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: - целостное осмысление, обобщение полученной информации; - присвоение нового знания, новой информации учеником; - формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
-
Эссе
жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Эссе целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии. Если ребята обучаются с помощью технологии развития критического мышления, то они, как правило, имеют на многие вопросы свою точку зрения, а в силу возрастных психологических особенностей не всегда могут проявить сдержанность, поэтому возникает на уроке ситуация, когда более подготовленные учащиеся высказывают свои мысли, идеи, предположения, не давая остальным время сосредоточиться. Вот тогда и незаменим прием эссе: каждый может проанализировать обсуждаемый вопрос, подумать, сделать самостоятельный выбор.
-
1) напишите, что вы узнали по новой теме; 2) задайте один вопрос, на который так и не получили ответа.
-
Метод проектов
Для учебных проектов важно: 1 определить цель исследовательской, практической и/или творческой деятельности; 2 обозначить проблему, возникающую в ходе исследования или специально созданной проблемной ситуации; 3 выдвинуть гипотезу, связанную со способами решения данной проблемы; 4 сформулировать конкретные задачи проекта и определить механизмы сбора и обработки необходимых для проекта данных и анализа результатов; 5 опираясь на эти задачи, составить четкий план проекта (это может быть, например, сценарий будущего медиатекста); 6 осуществить практическое выполнение плана проекта; 7 подготовить отчет по результатам проекта и обсудить его результаты.
-
Проектное задание
Рассмотрите рисунок – шутливую иллюстрацию к словообразовательной паре. Составьте список морфем, к которым можно сделать рисунки, иллюстрирующие их значения. Подберите и сделайте самостоятельно рисунки, которые можно будет использовать на уроках при повторении морфемного анализа слов.
-
Индивидуальные проекты
Проекты, которые позволят вам познакомиться с интересной информацией, или провести опрос, или взять интервью, чтобы проанализировать и обобщить собранные факты, а затем подготовить статью, сделать альбом, выступить с докладом, сообщением или презентацией перед одноклассниками, на заседании кружка, школьной конференции. Правила пользования мобильным телефономв общественных местах. Диктанты «На засыпку»
-
Этапы подготовки и проведения урока- исследования по русскому языку
- выбор текстов; - составление плана анализа текста; - предварительная работа с произведением; - создание творческих групп; - дифференцированное распределение отрывков; - исследование художественного текста под «лингвистическим микроскопом»; - подготовка группы к «защите» исследования; - представление текста (художественное чтение) одноклассникам; - лингвистический анализ отрывка; - обсуждение, рецензирование анализов, проведённых группами; - подведение итогов урока; - оценивание работы учащихся; - объяснение домашнего задания.
-
Приемы инновационных технологий
1 ассоциативный ряд; 2 опорный конспект; 3 интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления ; 4 мозговой штурм; 5 групповая дискуссия; 6 чтение с остановками и вопросы; 7 кластеры; 8 синквейн; 9 «Продвинутая лекция»;
-
10 эссе; 11 ключевые термины; 12 перепутанные логические цепочки; 13 дидактическая игра; 14 лингвистические карты; 15 лингвистическая аллюзия (намек); 16 исследование текста; 17 работа с тестами; 18 нетрадиционные формы домашнего задания.
-
Линия времени
Каждому учащемуся выдаётся лист с таблицей, по ходу изучения темы он заполняет колонки: 1. Это я знаю уже давно 2. Это я узнал недавно 3. Это я узнаю скоро 4. Это я хочу узнать
-
Рисованиекак функция обучающего контроля при повторении темы «Фонетика»
Нарисуйте в тетради двухэтажный дом, в котором будут жить «двойняшки» (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш) . На первом этаже комнаты займут глухие согласные, а на втором – парные звонкие. Постепенно будем достраивать новые комнаты и заселять оставшиеся согласные. Как будем дорисовывать дом? Обсуждаются предложения.
-
-
Работа в парах
Рассмотри рисунок. Придумай сказочную история о животных, используя как можно больше слов с орфограммами «Разделительный ь» и «Разделительный ъ». Запишите свою историю.
-
Работа в группе
Найдите в орфографическом, словообразовательном, толковом и других словарях различные сведения о данных словах. Аплодировать, безукоризненный, гостеприимный, иллюстрация, приключение, субъект. 2. Найдите сведения об этих словах в Интернете, используя словари портала «Грамота.ру». Сравните информацию, полученную из книг и электронных словарей.
-
Неожиданное заданиеЗадание, сформулированное несколько иначе, чем упражнения учебника. Оно выполняется в виде «монтажа»: учащиеся работают по очереди над каждым словом.
Задание 1. К доске выходят 2 ученика с тетрадями; одному из них предлагается прочитать по своей тетради прилагательные, в которых обозначены суффиксы; другой ученик объясняет, почему в них пишется Н или НН. Задание 2. К доске выходят 3 ученика с тетрадями; одному из них предлагается прочитать по своей тетради все найденные им причастия; второму – назвать в них суффиксы; третьему – определить, какие это причастия: действительные или страдательные, настоящего или прошедшего времени.
-
Рефлексия
«Микрофон» Я понял(а), что если неправильно употреблять глаголы в своей речи, то окружающие будут считать тебя… Я запомнил(а), что при употреблении глаголов в речи нужно быть особенно… 2. «Незаконченное предложение» Изучив на уроке способы образования деепричастий совершенного вида, я запомнил(а), что они образуются только от… Прочитав правило и составив опорную схему, я понял(а), что от некоторых глаголов деепричастия совершенного вида можно образовать и с помощью…
-
«Резюме» Что понравилось на уроке больше всего? Что на уроке не понравилось? Что полезного вы почерпнули в результате работы на уроке? О чём бы хотели поговорить, что повторить по теме на следующем уроке? Общий вывод: «Для меня урок удался (не удался)…»
-
Дидактическая игра «Одним словом» Учитель предлагает учащимся по цепочке оценить свою работу на уроке, дать характеристику чувствам и мыслям, которые испытывали во время работы. «Оцени себя» За сегодняшний урок я поставлю себе…, потому что…
-
Карта успехаВыдаётся каждому в начале изучения новой темы. Учащиеся отмечают «+» и «-», выполняют задания. Результат : каждый работает в своём темпе, у учителя больше времени на оказание индивидуальной помощи.
-
Спасибо
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.