Содержание
-
Единые педагогические требования к обучению и поведению пятиклассников.
выступление на первом родительском собрании в 5 классе
-
Процесс перехода из начального звена в среднюю школу, по-прежнему, является непростым и требует организации определенных условий для успешной адаптации учащихся.
-
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
-
Переход ребенка из 4 в 5 класс – важный этап. Он связан с возрастанием психоэмоциональной нагрузки на него, с повышением требований к его степени самостоятельности, физиологическими изменениями. Всё это – серьёзное испытание для психики Вашего новоиспеченного пятиклассника. И адаптация может эффективно произойти только в союзе «Учитель – Родитель».
-
Часть пятиклассников уже готовы быть во многих ситуациях обучения партнерами с учителем, а другие — еще ждут «взрослого помощника», который все расскажет и покажет, их постепенно нужно вести к новой ситуации обучения и вводить необходимую долю самостоятельности постепенно, формируя и необходимую активность в учении.
-
Действия педагога по конструированию комфортной образовательной среды заключаются в обеспечении наиболее благоприятных условий для взаимодействия, в том, чтобы дать возможность ребенку проявиться в полной мере как личность. В этом случае эффективны при организации общения с учащимися в процессе обучения просьбы, убеждения, четкая организация, определенный компромисс, доброжелательные взаимоотношения в системах «учитель – ученик», «ученик – ученик».
-
Среди трудностей школьной жизни пятиклассников в родительских анкетах наиболее часто указываются:
• возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать;• возросший объем работы, как на уроке, так и дома;• новые, непривычные требования к оформлению работ;• необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.
-
Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности.
-
Родители, принуждая детей работать на «оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни, когда стремление ребенка хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять высокую активность.
-
Возрастные психологические особенности пятиклассников
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка.
-
Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь - от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми.
-
В силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы.
-
Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт.
-
Все эти психологические особенности постепенно начинают проявляться как раз в возрасте 10-11 лет - при переходе в среднюю школу, достигая апогея к 13-14 годам. Поэтому процесс адаптации в этом возрасте может оказаться весьма непростым, и соучастие педагогов и родителей просто необходимо.
-
Очень важно в этот период проводитьпрофилактическую работу с детьми. Следует выработать четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования учителей-предметников.
-
Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала. Как уже отмечалось, именно «ориентированность на ошибку», которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, - одна из основных форм школьной тревожности.
-
Меры, способствующие организации работы в классе
Учителям, которые принимают пятый класс после выпускного, следует провести подготовительную работу («переключиться», т.е. настроиться на возрастные особенности пятиклассников, вспомнить методы работы с ними); Всем учителям, работающим с классом, следует прийти на первое родительское собрание, чтобы ознакомить родителей с программой и требованиями по предмету. Рекомендуется в течение первого месяца учебы проверять готовность ребенка к уроку: наличие учебных пособий, тетрадей и т.п. Это поможет выработать у детей навыки подготовки к урокам.
-
Необходимо согласовать требования разных учителей и по возможности выработать единые требования, например:
а) обязательные дисциплинарные требования (правила):• здороваемся стоя;• не перебивать ни учителя, ни ученика;• поднятая рука — сигнал о вопросе или ответе;• опоздания не допускаются;б) организация учебного процесса: наличие необходимых учебных пособий;• соблюдение правил оформления тетрадей (наличие полей, запись даты, надписи «Классная работа» и «Домашняя работа», сколько отступать между работами и т.п.);
-
в) отношения между детьми; между учителем и ребенком:• проявлять уважение друг к другу;• звонить и помогать заболевшим ученикам и т.п. Необходимо объяснить пятикласснику, для чего нужен дневник - для записи домашнего задания и (или) выставления оценок? Обязательно надо рассказать детям о требованиях к ведению дневника, о том, кто ставит оценки в дневник - классный руководитель или учитель-предметник.
-
Рекомендации психолога родителям
• Понимать трудности, с которыми сталкивается ребенок при переходе в основную школу, и, постепенно приучая его к самостоятельности, не отказывать ребенку в помощи при подготовке к уроку, мотивируя отказ тем, что он уже вырос. • Научить ребенка организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать все необходимое для школы). • Помочь ребенку запомнить все фамилии, имена, отчества учителей-предметников и классного руководителя.
-
Обеспечить соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня. • Никогда не обсуждать с ребенком учителей, формировать положительное отношение ребенка к школе. • Создать необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (посещение стадиона, спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе и т. д.). • Верить в своего ребенка, опираться на его реальные возможности, обеспечить ему эмоциональный комфорт дома.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.