Содержание
-
Здравствуй пятиклашка!(психолого – педагогический семинар по адаптации пятиклассников к средней школе)
Бережная Ольга Николаевна- учитель истории и обществознания высшей категории.
-
Школьная адаптация – это процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения. Ее результатом может стать как адекватный механизма, приводящий к адаптированности, обеспечивающий успешность последующей учебной деятельности, так и неадекватный механизм приспособления к школе (нарушение учебы и поведения, конфликтные отношения, психогенные заболевания и реакции, повышенный уровень тревожности, искажения в личностном развитии), приводящей к дезадаптированности ребенка.
-
Особенности обучения ребенка в начальной школе:
Длительное время ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевывать авторитет. Всю начальную школу ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика накапливаются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Но это сглаживается индивидуальным подходом учителя.
-
Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Ребенок же переживает в таких условиях эмоциональный дискомфорт из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.
-
Не менее важным становится процесс адаптации учащихся и для учителей, которые, мало зная своих учеников, могут ошибиться в оценке их возможностей, успешной индивидуализации и дифференциации обучения. Поэтому учителям необходимо вовремя корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных учеников.
-
Особенности интеллектуального и личностного развития школьников на стыке младшего школьного и подросткового возраста:
В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. У него начинает развиваться теоретическое мышление. Как заметил Д.Б.Эльконин, "память становится мыслящей, а восприятие думающим». Учебная деятельность дополняется другими видами деятельности, и все вместе теперь они влияют на психическое развитие учащихся, учебная деятельность при этом остается основной и продолжает определять содержание мотивационных сфер личности.
-
Качественно изменяются требования к мотивации учебной деятельности. Появляется новый вид учебного мотива- мотив самообразования, представленный пока в наиболее простых формах (интерес к дополнительным источникам знаний). К 3-4-му классу общение со сверстниками начинает определять многие стороны личностного развития ребенка. В этом возрасте проявляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений в классе, формируется достаточно устойчивый статус ученика. Существенно меняется также характер самооценки школьников этого возраста.
-
Переход из начальной школы в среднюю связан у пятиклассников с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями в разных кабинетах, необходимостью вступать в контакты со старшеклассниками. Целостный образ-Я ученика, который сложился у него в общении с учителем начальной школы, дополняется множеством новых составляющих, которые выступают поочередно то на уроке математики, то на уроке русского языка. Ребенок уже не получает устойчивого переживания успешности или неуспешности в узких рамкахотношений с одним учителем, так как взгляды разных преподавателей на успехи и поведение школьников различны, иногда и противоположны.
-
Психологические сложности учителей при переходе обучения с 11-х классов на 5-6-е классы:
Отсутствие единства в подходе преподавателей к ученикам, в связи с этим затруднен процесс формирования представлений учащихся о себе, хотя, образ-Я уже может быть устойчивым и независимым. Педагог, пришедший из старшей школы в среднюю, часто механически переносит стиль взаимоотношений, сложившийся со старшеклассниками, на учащихся 5-го класса.
-
Характерная черта любого зрелого человека состоит в определенной его консервативности, в том числе стабильности образов тех, с кем он общается. Однажды сложившись, образ ребенка может сохраняться почти неизменным очень долго. Подавление ученика плохими оценками.
-
Следует помнить, что школьник почти всегда отличается таким поведением, которое соответствует ожиданиям учителя и одновременно подкрепляет эти ожидания. Больше всего подвержен влиянию учителя тот школьник, для которого низкая оценка его способностей является подтверждением его собственных представлений о себе.
!
-
Показатели успешной адаптации ребенка:
1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала учащимся.2. Сформированность у ребенка новообразований младшего школьного возраста, таких как произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (на соответствующем возрасту содержании).3. Качественно новый, более "взрослый" тип взаимоотношений ученика с учителями и одноклассниками.4. Эмоциональная готовность к переходу в среднюю школу, которая выражается в адекватности переживаний и предупреждает его повышенную школьную тревожность.5. Личностная, интеллектуальная и эмоциональная готовность ученика к обучению в данной школе.
-
Причины падения успеваемости учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено:
Перегруженность учебной программы 5-го класса, требующей высокого уровня развития различных форм мышления; Низкий уровень развития речи. Слабая способность к умозаключениям у большинства учащихся; Слабое развитие навыков самостоятельной работы; Стремление работать на низком уровне сложности; Практическое отсутствие помощи со стороны родителей, т.к. они считают своих детей уже взрослыми; Недостаточность собственных знаний педагогов о психологических особенностях детей-подростков; Низкая согласованность между учителями-предметниками в отношении объема домашних заданий, учета сложности учебников ит.д. Самое главное – отсутствие единства требований начальной и средней школы.
-
Для того, чтобы адаптационный период протекал успешно, необходимо выработать единые требования для учителей-предметников к учащимся в период адаптации !
-
Учителям важно помнить:
Уважение учителя к ученику не исключает требовательности к нему. На первом этапе обучения в 5-м классе целесообразно оценочную деятельность строить в авансирующем ключе, подробно объяснять школьникам, за что они получили ту или иную оценку. Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности, учить работать в умственном плане действий.
-
Преподавателям учитывать, что в средней школе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности ребенка - учебе - приходит новая ведущая деятельность - общение.
-
Практические рекомендации для учителей:
Рекомендация 1. Осмысленная деятельность учителя – осмысленное обучение. Процесс обучения станет более эффективным, если организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения. Рекомендация 2. Развитие внутренней мотивации – это движение вверх. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях.
-
-
Рекомендация 3. Стратегия «положительная мотивация».
Некоторым ученикам, испытывающих трудности в обучении вообще или в решении конкретных задач, чтобы прийти к изменению, достаточно просто понять, что именно в их действиях не срабатывает и, какого типа мотивационный стиль работал бы эффективнее. Отрицательный мотиватор. Мотивационный стиль «диктатор». Мотивационный стиль «Вообрази выполнение». Мотивационный стиль перегрузки.
-
Рекомендация 4. Мотивация достижения и способности.Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудач. Другими словами все люди обладают способностью интересоваться достижением успеха и тревожиться по поводу неудач. Рекомендация 5. Как помочь ученику выйти из состояния «выученной беспомощности».Если у человека в жизни было много неудач, у него снижается уровень притязаний, самооценка. Человек настроен на неудачу, он находится в состоянии беспомощности. Такая ситуация получила название – «выученная беспомощность».
-
-
Рекомендация 6. Эмоциональность урока – стимул или вред? Следует помнить, что продуктивность деятельности (даже при наличии положительной мотивации) зависит от силы эмоций, которые сопровождают эту деятельность. Рекомендация 7. Любознательность и познавательный интерес. Чтобы развивать положительные мотивы учащихся можно действовать через более раннюю стадию деятельности – познавательную потребность. Рекомендация 8. Взаимоотношения учителя с классом и учебная мотивация. Развитие учебной мотивации не возможно, если у учителя не складываются отношения с конкретным классом.
-
Для устранения этой ситуации следует установить: Соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей детей (вредно как завышение, так и занижение уровня). Условия для успешного усвоения материала (благоприятный психологический климат в классе). Характер взаимоотношений учителя с лидером класса, влияние взаимодействия «учитель-лидер» на атмосферу в классе. Рекомендация 9. Выбор оптимальных для учащихся средств и способов обучения с учетом психологических особенностей детей. Необходимо помнить, что визуальный ряд восприятия является самым сильным для учащихся любого возраста, а для учащихся 5-го класса особенно. Поэтому очень важно использовать на уроках иллюстративный материал. Хороший результат дают игровые методы, методы групповой и самостоятельной творческой работы.
-
Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю школу?Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе !!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.