Содержание
-
Эксперимент как основной метод дошкольного образования
Выполнила: Ижутова Лилия
-
-Метод (гр. methodos) это способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; прием, способ и образ действий. -Метод - систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели.
-
Виды методов:
Словесный; Наглядный; Практический. Эксперимент относится к практическому методу, т.к. это метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явлениядействительности.
-
ЭКСПЕРИМЕНТ - (от лат. experimentum — проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Эксперимент - метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях
-
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. • Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. • Развивается речь. • Происходит накопление фонда умственных умений. • Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата. • Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
-
Вместе с тем, детское экспериментирование, как форма поисковой деятельности в практике ДОУ используется редко, что обусловлено следующими причинами:
недостаточно разработаны технологии организации детского экспериментирования; воспитатели испытывают затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, т.к. в имеющихся публикациях, в основном описаны опыты и игры-эксперименты с различными материалами, в них отсутствует мотивация для ребенка.
-
Виды эксперимента:
Преобразующий (созидающий) эксперимент включает активное изменение структуры и функций объекта исследования в соответствии с выдвинутой гипотезой, формирование новых связей и отношений между компонентами объекта или между исследуемым объектом и другими объектами. Констатирующий эксперимент используется для проверки определённых предположений. Контролирующий эксперимент сводится к контролю за результатами внешних воздействий на объект исследования с учётом его состояния, характера воздействия и ожидаемого эффекта. Поисковый эксперимент проводится в том случае, если затруднена классификация факторов, влияющих на изучаемое явление вследствие отсутствия достаточных предварительных данных. Решающий эксперимент ставится для проверки справедливости основных положений фундаментальных теорий, в том случае, когда две или несколько гипотез одинаково согласуются со многими явлениями. Лабораторный эксперимент проводится в лабораторных условиях с применением типовых приборов, специальных моделирующих установок, стендов, оборудования и т.д. Чаще всего в лабораторном эксперименте изучается не сам объект, а его образец. Натурный эксперимент проводится в естественных условиях и на реальных объектах.
-
Этапы эксперимента:
1) постановка цели проблемы, формирование научной гипотезы; 2)планирование хода эксперимента; 3) проведение эксперимента, сбор экспериментальных данных.
-
Пример эксперимента в старшей группе
«Свойства воды» Цель. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета). Материалы. Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода. Процесс. В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов. Итог. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Вкус воды. Цель. Выяснить имеет ли вкус вода. Материалы. Вода, три стакана, соль, сахар, ложечка. Процесс. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода? Итог. Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено. Запах воды. Цель. Выяснить имеет ли запах вода. Материалы. Стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор. Процесс. Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода? Итог. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено. Цвет воды. Цель. Выяснить имеет ли цвет вода. Материалы. Несколько стаканов с водой, кристаллики разного цвета. Процесс. Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь? Итог. Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.
-
Этический кодекс исследователя:
Если исследование проводится в общественном месте, то согласие участников не требуется, в других случаях это необходимо; Необходимо сделать всё, чтобы избежать причинения вреда исследуемым; Исследователь должен свести к минимуму вторжение в личную жизнь; Исследователи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках исследования.
-
Используемые источники
http://pptcloud.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/03/13/kartoteka-opytov-v-starshey-gruppe-dou http://biofile.ru/chel/5757.html http://vocpitateli.ucoz.ru/publ/opyt_raboty_po_teme_detskoe_ehksperimentirovanie_kak_metod_poznavatelnogo_razvitija_doshkolnikov/1-1-0-2
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.