Содержание
-
Детское экспериментирование как метод обучения
Выполнила воспитатель МАДОУ ДС №49 «Родничок» Зайцева Мария Ивановна
-
Н.Н. Поддьяковым и Ф.А. Сохиным была разработана новая форма обучения детей творческому процессу познания различных предметов и явлений. Такое обучение осуществлялось путём организации особого вида детской деятельности – экспериментирования. В самом общем виде эксперимент – это способ материального воздействия на человека, на объект с целью исследования этого объекта, познания его свойств, связей и т.д.
-
Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Поскольку закономерности проведения экспериментов взрослыми и детьми во многом не совпадают, применительно к дошкольным учреждениям используют словосочетание «детское экспериментирование».
-
Достоинства применения метода экспериментирования в детском саду
Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
-
Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
-
В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский.
-
Многолетние исследования Н.Н. Поддъяковаданной деятельности дали основания для формулировки следующих основных положений. 1.Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
-
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования). 3. Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.
-
4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов. 5. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.
-
Классификация экспериментов.
1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:— опыты с растениями;— опыты с животными;— опыты с объектами неживой природы;— опыты, объектом которых является человек.2. По месту проведения опытов:— в групповой комнате;— на участке;— в лесу, в поле и т.д.
-
3. По количеству детей:— индивидуальные (1—4 ребенка);— групповые (5—10 детей);— коллективные (вся группа).4. По причине их проведения:— случайные;— запланированные;— поставленные в ответ на вопрос ребенка. 5. По характеру включения в педагогический процесс:— эпизодические (проводимые от случая к случаю);— систематические.
-
6. По продолжительности:— кратковременные (от 5 до 15 минут);— длительные (свыше 15 минут).7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:— однократные;— многократные, или циклические.8. По месту в цикле:— первичные;— повторные;— заключительные и итоговые.
-
9. По характеру мыслительных операций:— констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);— сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);— обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
-
10. По характеру познавательной деятельности детей:— иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);— поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);— решение экспериментальных задач.11. По способу применения в аудитории:— демонстрационные;— фронтальные.
-
Особенности детского эксперимента.
1. Детское экспериментирование свободно от обязательности. Во время любого эксперимента у ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы.2. Как и при игре, не следует жестко регламентировать продолжительность опыта. 3. В процессе детского экспериментирования не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия .
-
4. Дети не могут работать, не разговаривая. Многие психологи, начиная с Ж. Пиаже, показали следующую закономерность: в тот период, когда в процессе становления психики ребенка наглядно-образное мышление начинает заменяться словесно-логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух. Эта стадия приходится как раз на старший дошкольный возраст. По этой причине дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения. Они мыслят именно в такой форме.
-
Однако при этом следует чутко улавливать грань между творческим общением и нарушением дисциплины. 5. При проведении природоведческих экспериментов нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми. Дифференциальный подход в какой-то мере облегчает работу, поскольку, уменьшая количество детей, участвующих в эксперименте, исключает необходимость дублирования в подгруппах некоторых занятий.
-
6. Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов. 7. Следующий важный момент, который необходимо учитывать, — это право ребенка на ошибку. Невозможно требовать, чтобы ребенок вcегда совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения. Дошкольники, даже старшие, только начинают осваивать вербальный (словесный) способ познания, поэтому зачастую указания и объяснения взрослых они не воспринимают.
-
В этих случаях, учитывая наглядно-образный характер мышления, гораздо целесообразнее позволить детям самостоятельно на практике убедиться в неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред — ни объекту наблюдений, ни ребенку). Такой методический прием не только сделает знания детей более реальными и осознанными, но и укрепит авторитет педагога, который таким образом окажется правым. 8. Очень важно уметь применить адекватные способы вовлечения детей в работу.
-
9. Предметом особого внимания является соблюдение правил безопасности. 10. Следующей отличительной особенностью детского экспериментирования является способ введения ребенка в целостный педагогический процесс. Дети дошкольного возраста вследствие специфических физиологических и психологических особенностей с большим трудом воспринимают знания, преподносимые в чистом, рафинированном виде.
-
11. Очень ответственным является конечный этап эксперимента — анализ результатов и формулирование выводов. Специфика данного этапа заключается в том, что, несмотря на имеющуюся у детей потребность проговаривать свои действия, у дошкольников слово еще не стало сигналом сигналов (И.П. Павлов). Дети пока мыслят образами, поэтому зачастую не могут выразить словами то, что, в общем, понимают неплохо. Лучше всего сделать так, чтобы дети в непринужденной форме поделились с воспитателем радостью открытия или решили какую-то экспериментальную задачу, требующую анализа всего изученного материала.
-
Т. А.Ковальчук выделяет несколько этапов проведения эксперимента.
I этап. Подготовительный. Его цель: вызвать у детей интерес к предстоящей деятельности. Достигается цель с помощью следующих приемов: подготовка воспитателем на глазах у детей необходимого оборудования; задания дежурным подготовить оборудование, разместить его на виду у детей; выделение объекта для опыта; предварительное рассматривание материала или объекта для опыта. Воспитатель обращается к имеющемуся у дошкольников опыту, чтобы они предугадали дальнейшую работу;
-
показ фрагментов видео или диафильмов; рассматривание иллюстраций, подготавливающих детей к восприятию объекта или явления. II этап. Начало опыта. Его цель: направить произвольное внимание детей и сосредоточить его на объекте, поддержать интерес, вызванный на I этапе, упрочить его. Воспитатель ставит перед детьми задачу, предлагает им высказать свою гипотезу, обосновать свое предположение. Педагог не оценивает правильность или неправильность предварительного решения (лишь фиксирует их).
-
III этап. Основной. Цель: формирование реалистических представлений у дошкольников на основании организации элементарного опыта. Чтобы у детей не угасал интерес к работе, следует чаще обращать их внимание на получение определенного результата, на уяснение сущности явления, причины его возникновения. Если проводится длительный опыт (результаты отсрочены, например, во время выращивания растения в разных условиях), необходимо фиксировать промежуточные результаты в календарях наблюдения.
-
IV этап. Заключительный. Цель: подведение итогов, формулировка выводов. Воспитатель возвращается к высказанным дошкольниками гипотезам, определяет их правильность. Подводит ребят к формулированию окончательных выводов.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.