Содержание
-
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 г. Челябинска454078, г. Челябинск, ул. Вагнера, 91, т. (351) 268-73-79
Тема выступления на родительском собрании : Если ребёнок не говорит Автор: Кузнецова М.Д.
-
Трехлетняя Машенька спрашивает у своего плюшевого Мишки, изо рта которого торчит красный язычок: «Ты почему не говоришь, ведь у тебя есть язычок?»
Многие взрослые, подобно маленькой Машеньке, представляют, что речь - это функция языка. На самом деле речь - это одна из психических функций человека, которая является результатом согласованной работы многих областей мозга, а также органов дыхания, голосообразования и артикуляционного аппарата, т. е. языка, челюстей, зубов, губ.
-
-
При воспитании малыша традиционно почти все внимание родители уделяют своевременному кормлению, прогулкам, организации сна, а вот о речи забывают, считая, что она появится сама собой, и вспоминают только тогда, когда ребенок в два-три года не говорит. Оказывается, работу по развитию речи можно и нужно начинать с первых дней рождения ребенка, в так называемый доречевой период. Что же надо делать, чтобы словарь малыша соответствовал норме? Иначе говоря, в чем заключается работа родителей по развитию речи у ребенка?
-
Обратите внимание на следующие обязательные показатели для ребенка первого года жизни:
1. Крик как реакция на внешние раздражители. 2. Живая реакция на появление взрослого. Например, оживление или улыбка. Время появления от 1 до 3 месяцев. 3. Гуление. Малыш должен смотреть в глаза родителям при гулении. Он должен «петь» 4. Лепет. Звуками малыш старается привлечь к себе внимание взрослых (активизируется в 6 – 10 месяцев). 5. Указание. Так называемые жесты, указывающие на предметы и действия. Появляется в 8 – 13 месяцев. 6. Социальные жесты. Это махание рукой в знак прощания. Возникает в 9 – 12 месяцев. 7. Выполнение и понимание простых просьб. Появляется примерно к году.
-
Первый год жизни
Малыш пользуется примерно 8 словами Понимает слова, простые просьбы. Такие как «на», «дай», «нет», «нельзя». Если малыш пытается повторять за вами слова, читайте ему простые стишки по ролям. Например: «Вы - Гуси, гуси; малыш: га-га-га; Вы: есть хотите? Малыш: да-да-да…». Позволяйте ребенку самому закончить знакомый стишок или песенку. Для этого перед окончанием сделайте паузу. В игре ребенку легче включиться в разговор. Хорошо ребенку помогают учить слова жесты. Например, протягивайте игрушку и говорите «на», «возьми». Протяните ребенку руку ладонью вверх и скажите «дай». Учите ребенка «ладушкам», махать ручкой, прощаясь, мотать головой в знак согласия и несогласия. Нюхайте цветы, изображайте мишку косолапого, зайку и т.д
-
Второй год жизни.
Стадия активной речи – автономная речь. С 1,5 лет одним и тем же словом ребенок обозначает целый ряд предметов («де»- дерево, девочка, делать; «ку» - кушать, курица; «па»- упал, палка, лопатка.) Ребенок еще не умеет обобщать. Например, он понимает значение слов «стул», «стол», «кровать», но при этом не знает значение слова «мебель». Начало и окончание периода автономной речи связано с началом и окончанием кризиса 1-го года жизни. Если ребенок задерживается на этой стадии до 3-5 лет, это свидетельствует о задержке психического развития. К двум годам ребенок соотносит знакомые слова с изображенными на картинках предметами (показывает мишку, мяч, солнце и т.д.).
-
Третий год жизни
Речь приобретает связный характер. Появляются предложения, они становятся все более сложными. Ребенок задает вопросы, меняет интонацию. В речи еще много грамматических ошибок, она может быть прерывиста. Много повторений слов, запинки в произношении, но к 4-м годам это проходит. Словарный запас быстро увеличивается, к 3-м годам он может составлять 1000–1500 слов! Часто дети создают свои собственные правила речи, слова («мухолет»).
-
Известно:
Наиболее чувствительным к речи является возраст от 1,5 до 3 лет. Именно в этот период ребёнка нужно приучать самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность. Надо помнить, что отклонение от предложенных норм на 1-2 месяца(опережение или отставание) тоже будет являться нормой. Если ребёнок в 2-2,5 года не говорит или говорит мало слов, это должно вызвать тревогу родителей.
-
Сигналы тревоги, которые должны Вас насторожить:
- у ребёнка врождённые пороки развития органов речи: расщелины губы и нёба; – в 3 месяца ребенок не поворачивается, когда Вы обращаетесь к нему; – в 4-6 месяцев не реагирует на перемену интонации, не оборачивается в поисках источника звука, не употребляет в своем лепете звуков «п, б, м»; – в 10-12 месяцев не понимает часто употребляемых взрослым слов, не оборачивается, когда его окликают; не имитирует звуки взрослой речи – в 1-2 года не может показать изображение на картинке («Где мишка?»), не понимает простейших вопросов; -у ребёнка появляются похожие на слова формы, но он не использует их для общения даже с самыми близкими людьми;
-
-в речи наблюдаются признаки заикания: паузы, остановки, запинки, повторы слов, нарушения дыхания во время речи в виде судорожного вздоха, всхлипывания; - ребёнок говорит «гнусаво», с носовым оттенком; – в 2-3 года не может выполнить последовательно две команды («Подними бутылочку и дай ее мне!»), составить фразу из 2-3 слов, назвать известные ему предметы; – в 3-4 года не отвечает на простейшие вопросы: «кто?», «что?», «где?». Его не понимают посторонние, употребляет фразы, состоящие не более чем из 4 слов, неправильно произносит большую часть звуков. ВАЖНО: необходимо обратиться к логопеду за консультацией в 2 года, если были тяжёлые роды, асфиксия, родовспоможение, тяжёлое протекание беременности.
-
Если ребёнок отстаёт в речевом развитии, то необходимо обратиться к специалисту либо подобрать развивающие игры и упражнения и заниматься с малышом регулярно.
-
Массаж кистей рук. ушей Провокация Продуктивные виды деятельности Развитие мелкой моторики рук Выбор Музыкальные игры Приговоры Распространение Параллельный разговор Разговор с самим сабой Приёмы, стимулирующие речевое развитие
-
Разговор с самим собой
Когда малыш находится недалеко от вас, начните вслух говорить о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно, отчётливо, короткими простыми предложениями. доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка? Я вижу чашку. В чашке молоко. Таня пьёт молоко»
-
Параллельный разговор
Вы описываете все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот приём, вы как бы подсказываете малышу слова, выражающие его опыт.
-
Провокация
Или искусственное непонимание ребёнка. Этот приём состоит в том, что взрослый не спешит проявлять свою понятливость и временно становится «глухим». Например, если малыш показывает на полку с игрушками, вопросительно смотрит на вас, дайте ему не ту игрушку, какую он хочет. Конечно же, он будет возмущён, но охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительного взрослого.
-
Распространение
Продолжайте дополнять всё высказанное малышом, но не принуждайте его к повторению – вполне достаточно того, что он Вас слышит. Например, он говорит: «Суп», -вы же продолжаете: «Овощной суп очень вкусный», «Суп едят ложкой». Этим приёмом вы постепенно подводите ребёнка к тому, чтобы он овладевал более сложными языковыми формами, учился заканчивать свою мысль.
-
Приговоры
Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость, способствует непроизвольному обучению, умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм и постепенно проникать в её смысл.
-
Выбор
Предоставляйте ребёнку возможность выбора. Уже к двум годам он вполне самостоятельно может делать выбор. Если это право ему предоставляется взрослыми: «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком? Тебе целое яблоко или половинку?»
-
Продуктивные виды деятельности
Выразить свои мысли можно через лепку, аппликацию, рисование. Известный психолог Л. В. Выготский называл детское рисование «графической речью», и наша задача – облечь мысль ребёнка в слово. Ребёнок фиксирует свои мысли с помощью зарисовки. Старайтесь любой рисунок малыша превратить в интересный рассказ, а рассказ – в рисунок, который можно неоднократно «прочитывать» и дополнять. Когда рассказов и рисунков наберётся достаточное количество, можно сшить их в книжку и «читать» своим друзьям.
-
Развитие тонких движений рук
Электрофизиологическими исследованиями доказано, что существует тесная связь между движениями пальцев рук и речью. Тренировать пальцы рук можно уже с шестимесячного возраста. Простейший метод – массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Можно использовать следующий приём. Брать каждый пальчик по отдельности, сгибать и разгибать его. Делать так надо каждый день по 2-3 мин.
-
Массаж ушей
Можно выполнять одновременно на обоих ушах: Растирать мочки ушей между большим и указательным пальцами. Мочки ушей являются проекцией головного мозга; - Растирать кожные складки, идущие вдоль хряща ушных раковин, большим и указательным пальцами, не задевая при этом верхнюю часть уха. Кожные складки являются проекцией спинного мозга.
-
Важно:
Проблемы в речевом развитии могут быть обусловлены неврологическими причинами. В таких случаях необходима своевременная консультация невролога. Несомненно, что эффективность коррекционной работы гораздо выше на фоне грамотного неврологического лечения. Особенно, если оно было начато в раннем возрасте.
-
Еще несколько полезных рекомендаций.
• Для ребенка Вы являетесь языковым и речевым образцом; он разговаривает так, как говорят его домашние (интонации, тон, речевые и грамматические ошибки). • Не «сюсюкайтесь» с малышом, который вышел из младенческого возраста. • Поощряйте стремление задавать вопросы. • Всегда внимательно слушайте ребенка, разговаривайте с ним, не перебивая и не подгоняя. • Читайте ребенку каждый день. • Поощряйте общение и игры с другими детьми. • Пусть ребенок регулярно слушает кассеты с любимыми песенками, сказками, музыкой, стихами. • Играйте вместе с ребенком, если он просит.
-
Заключение
Ранний возраст (от 0 до 3 лет) - очень значимый для речевого развития ребёнка. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задача родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить звуки. Обращённая речь является основным стимулом развития мозга в возрасте до трёх лет. Количество слов, которое ребёнок слышит в течение дня, определяет уровень его интеллекта и речевого развития. Причём слова эти должны исходить от тех, кто заботится о нём.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.