Содержание
-
Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония»Советы логопеда родителям дошкольников
-
РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ
Речь– явление социальное, и служит средством общения людей друг с другом, благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения; - усвоение речи в дошкольном возрасте является необходимым условием для овладения грамотой, дальнейшего обучения в школе; -очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка, и преодолеть его как можно раньше;
-
- даже незначительные недостатки в развитии речи ребенка, могут привести к трудностям освоения процессов чтения и письма в школе; следует внимательно следить за развитием речи своего ребенка.
-
РАЗВИТИЕ РЕЧИ В НОРМЕ
Возраст от 2 до 5 месяцев период гуления. Появление гуления связано с эмоциональным общением со взрослым. Разговаривая с ребёнком, вы стимулируете его речевое развитие. В 2,5—3 месяца у младенца появляется первый смех. Он способствует развитию его речевого дыхания. В 4 месяца у ребенка отмечается так называемый «комплекс оживления» со смехом. Малыш радостно стучит ножками и машет ручками, гулит и смеется, в ответ на обращение мамы или другого взрослого.
-
К 5—6 месяцам, нормально развивающийся младенец начинает лепетать, произносить слоги и цепочки слогов с губными звуками: «ма-му-ма», «пу-па», «ба-ба-бо». Именно в пять месяцев у малыша появляется внимание к артикуляции взрослых. Он следит за тем, как Вы произносите звуки. Примерно с 7 и 8 месяцев Ребенок произносит цепочки слогов с разными интонациями. К 10 месяцам малыш научится понимать и произносить слова «да» и «нет», сопровождая их соответствующими жестами. В это время эмоциональное общение с ним приобретает особенное значение для его развития. Ребенок все чаще произносит слоги и цепочки слогов, подкрепляемые взрослым.
-
К году в его словаре будет уже 10—15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа»,«баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би-би»,«ав-ав»,«пи-пи» и т. п.К1,5—2 годам в речи крохи должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу пить чай!» Можно отметить появление в активной речи ребенка первых прилагательных: «хороший», «плохой», «большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси», «пахой», «басёй», «маикий», «касий». К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносил смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные, и все простые согласные звуки ([б], [б'], [п], [п`], [м], [м`], [т], [т`], [н], [н'], [к], [к'], [г] [г'], [в], [в'], [ф], [ф']), строит простые или даже сложные предложения.
-
К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки [с], [с'], [з], [з'] использует в речи предложения. Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не стоит настаивать на том, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук [р]. Очень часто желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным звуком, и неумение делать это, приводят к возникновению серьезного нарушения звукопроизношения. К 5 годам ребенок уже активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложениях используются все части речи. Малыш правильно произносит шипящие звуки [ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.
-
В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной. С 7 лет начинается школьный период развития речи ребенка.
-
Примерные сроки формирования звуков речи.
1-2 года - звуки:[А У О И П Б М]2,5 года - звуки: [Г К X Ы Г К X]З года - звуки: [Ф С 3 Т Д Н Ц]4 года - звуки: [Ж Ш Ч Щ]5 лет - звуки: [Л Р]
-
ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В МЛАДЕНЬЧЕСТВЕ И РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
- К концу 1-ого месяца ребенок не кричит перед кормлением; - к концу 4-ого месяца не улыбается, когда с ним говорят и не гулит; - к концу 5-ого месяца не прислушивается к музыке; - к концу 7-ого месяца не узнает голоса близких, не реагирует на интонации; - к концу 9-ого месяца отсутствует лепет, и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего; - к концу 10-ого месяца малыш не машет головой в знак отрицания, или ручкой в знак прощания; - к 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»); - к 1 году 4-м месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»; - к 1 году 9-ти месяцам не может произнести 5-6 осмысленных слов; - к 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные просьбы («пойди в комнату и возьми там книгу») и не узнает близких на фотографиях; - к 2,5 годам не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»; - в 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить, какой из предметов самый большой, не может сказать, как его имя и фамилия; - в 4 года не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения;
-
ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Нарушение звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замены звуков (ампа - йампа – лямпа – лампа); (йиба – либа – лыба – рыба); (тянки – сянки – санки); (тюба – сюба – суба – шуба) Нарушение слоговой структуры слова: пропуски, перестановки слогов в слове; (стул-тул, дерево-деваре, бегемот- гебемот, пуговица- пувица, молоток-моток) Фонематические представления: различение звуков [c-ш] [л-р ], выделение звука из ряда слогов , называние всех звуков в слове н/п -МАК (6 лет) … ; Лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значение и смысла слова; Неправильное грамматическое оформление высказывания: пропуски предлогов и союзов, нарушение в согласовании слов (в роде, числе и падеже); Нарушение связной речи: связность и последовательность пересказа затруднено, допускаются смысловые пропуски, неточности, предложения короткие, при построении самостоятельного высказывания испытывают трудности; Темпо-ритмические недостатки: - ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование (послоговоепроизнесение) слов.
-
Логопед советует:
-развивать челюстные мышцы и мышцы языка; -эффективно пережевывать грубую пищу, полоскать рот, надувать щеки, перекатывать воздух из одной щеки в другую и т.д.; -разговаривать с ребенком только на правильном русском языке, ни в коем случае не использовать «детский язык»; -каждый день читать ребенку короткие стихи и сказки; -чаще разговаривать с ним, терпеливо отвечать на все его вопросы, поощрять желание их задавать; -говорить четко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами;
-
-не рекомендуется перегружать ребенка; -при раннем речевом развитии не следует принуждать ребенка к рассказыванию стихов, демонстрировать его перед гостями - это может привести к заиканию. -при позднем развитии речи не стоит заранее паниковать, нужно стараться развивать ребёнка.
-
Причины сходить с ребенком к логопеду
Причина 1 Если у ребенка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления и лепета (звуков типа «кххх», «гыгы», «агу», «агы», затем повторяющихся слогов «диди», «гиги», «бубу», «тата»). Обязательно необходимо проконсультироваться с неврологом, неонатологом. Причина 2 Если у ребенка в возрасте 2 -х лет слишком мало слов, еще нет фраз или ребенок совсем не говорит. Причина 3 Если ребенок не говорит простые звуки или заменяет их другими. Причина 4 Если ребенок до 3-х лет говорит на «своём» языке, причем много и активно, а понятных и простых слов почти нет. Причина 5 Если ребенок все понимает, а говорить не хочет, «очень упрямый».
-
Причина 6 Если в возрасте 3-х лет вас хоть что-то настораживает в речи вашего ребенка. Вы сравниваете с речью сверстников и слышите разницу. Причина 7 Если в возрасте 4-х и 5-ти лет речь вашего ребенка нечеткая, смазанная, он невнятно говорит, не выговаривает, на ваш взгляд, многие звуки. Причина 8 Если Ваш ребенок после 4-5 лет многие звуки говорит мягко: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька» Причина 9 Ребенок старше 6-ти лет не произносит правильно какие-то звуки.
-
Причина 10 Ребенок начал говорить с запинками, повторяет первые звуки, слоги, слова, заикается. (консультация невролога) Причина 11 Ребенок старше 6 лет не может ответить на вопрос, с трудом учит стихотворения, не может запомнить и пересказать рассказ, в длинных словах переставляет или пропускает слоги. Причина 12 Если в преддверии школы вы замечаете какие-либо трудности и не уверены, готов Ваш ребенок к школе или нет. Не допустите наслоения школьных проблем на уже существующие. Еще есть время проконсультироваться с логопедом и исправить ситуацию.
-
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ РЕБЁНКА
Принуждать ребенка заниматься нельзя! Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны ребенку. Все упражнения надо выполнять естественно без напряжения. Всю работу по воспитанию у детей правильного произношения, родители могут консультируясь с логопедом. Обращаться к нему при всех затруднениях.
-
-
ЗАНЯТИЕ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКОЙ
-
-
-
Дидактические игрыдля речевого развития детей
Форма обучения детей игре содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное); Задача: -вызвать у детей интерес к игре; -подобрать варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
ЦЕНТР «ГАРМОНИЯ» Г. РАССКАЗОВО, УЛ.ЦЫПЛУХИНА 2А
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.