Содержание
-
ФГОС основного общего образования.
Необходимость реформирования системы образования. Стратегия государственной политики в области образования. (учитель истории и обществознания Волошина С.И.) Содержание ФГОС ООО. (заместитель директора по УВР Окладникова Е.В.)
-
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ИЛИобразование как функциональное свойство ?
В США И РОССИИ ОКОЛО 30% НАСЕЛЕНИЯ СЧИТАЮТСЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО НЕГРАМОТНЫМИ, ТО ЕСТЬ НЕСПОСОБНЫМИ ПРИМЕНЯТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ПРАКТИКЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ, ВЫПОЛНЯТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ.
-
Мир переживает кризис знаниевой модели образования:
весь поток информации нельзя втиснуть в программу; нет необходимости запоминать информацию, надо научиться ею пользоваться; вместо исключительной ориентации на усвоение готовых специализированных знаний, необходима ориентация на формирование креативных и социальных компетенций, а также на формирование готовности к переобучению. А для этого образование должно выйти за пределы решения стандартных, типовых задач, где уже заранее известны ответы на все вопросы.
-
(«Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации». М., 2008):
«Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина».
-
КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
- закладывающее значительный потенциал для последующей социальной мобильности; - хорошее материальное оснащение учебного процесса; - финансовое обеспечение образовательного процесса; - хороший образовательный состав.
-
Механизмы реализации государственной политики:
- законодательство, - финансово-экономическое обеспечение, - содержание образования, - кадры, - инфраструктура. Реализация инновационного варианта развития экономики предполагает увеличение общих расходов на образование с 4,8% ВВП (в 2007-2008 годах) до 6-7% ВВП в 2020 году, в том числе, расходов бюджетной системы – с 4,1% до 5-5,5% ВВП.
-
Почему возникла потребность в новом Стандарте?
Острая необходимость в стандартизации образования обозначилась в начале 90-х гг., когда возникла реальная угроза потери единства образовательного пространства страны. Эту задачу стандарты 1-го поколения с успехом выполнили. К началу XXI века обозначилось отставание российской системы образования от мировых тенденций. Российские и зарубежные эксперты и политики отмечали: качество российского образования становится неконкурентноспособным. Проблема: знания есть, а умений применить их на практике - нет. Стандартизация образования - общая тенденция в развитии мировой образовательной системы.
-
Современное образование должнонаучить человекажить в изменяющемся, динамичном мире.Развитие общего образования предусматривает- индивидуализацию,- ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения,- расширение сферы дополнительного образования.
-
Этапы развития образования в РФ:
- начало 1990-х - период стабилизации; - середина 1990-х - период реформирования и развития; - с 1997г. - период модернизации. Разрабатываются первые проекты организационно-экономической реформы образования. Стратегические проекты в образовании: - ПНП «Образование»; - Национально-образовательная инициатива «Наша новая школа»; - ФЦПРО (1-я - 2004-2010гг., 2-я - 2011-2015гг.); - ФГОС; - Модернизация региональных систем развития образования.
-
Идеи всех проектов:
эффективность, доступность , качество.
-
ФГОС: этапы, цели и содержание
2001 год: Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. 2004 год: Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. 2006 год: Социологические исследования образовательных потребностей. Концепция ФГОС. 2007 год: Изменения в законе «Об образовании» (ст.7). Разработка документов и материалов обеспечения ФГОС. 2008 год: Апробация ФГОС начального общего образования. 2010 год: Национальная инициатива «Наша новая школа». Введение ФГОС в начальной школе (в инициативном порядке). Создание Координационного Совета. 17 декабря 2010 года: Утверждение ФГОС ООО. Июнь 2012г.: утверждение ФГОС полного среднего образования.
-
- Стандарт - это общественный договор
-
СТРУКТУРА ФГОС ООО:
I. Общие положения. II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования. IV. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования.
-
I. Общие положения.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт - совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. (П.1 Ст.7 Закона РФ «ОБ образовании»). Стандарт - основа для разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся.
-
Новый стандарт - стандарт трех «Т»:
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования
-
Стандарт направлен на обеспечение:
формирования российской гражданской идентичности обучающихся; единства образовательного пространства Российской Федерации; преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования; духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья; формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы , деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;
-
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход,который обеспечивает переход от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным проектным и поисково-исследовательским видам работы:
- проектированию и конструированию социальной среды; - активной учебно-познавательной деятельности; - формированию готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; - построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психических и физических особенностей.
-
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристиквыпускника («портрет выпускника основной школы»):
любящий свой край и своё Отечество; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир; умеющий учиться; социально активный; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.
-
Стандарт реально обеспечивает условия для воспитания учащихся.
В основе стандарта 2-го поколения лежит Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности,в которой впервые предложен (нормируется) воспитательный идеал гражданина РФ.
-
-В Стандарте усилена ориентация на новые результаты образования:
на личностные результаты развития, на практические навыки и фундаментальные умения, на расширение сферы дополнительного образования.
-
Стандарт устанавливает новые требования к результатам общего образования.
Если раньше требования рассматривались только в контексте предметных знаний и умений, то теперь подлежит нормированию совокупность личностных, метапредметныхи предметныхрезультатов.
-
Личностные результаты включают ценностные ориентиры, потребности, мотивы, запросы на образование:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; - формирование ответственного отношения к учению; -- осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; - освоение социальных норм, правил поведения; - формирование коммуникативной компетентности в общении; - ценности здорового и безопасного образа жизни; - основ экологической культуры; - осознание значения семьи в жизни человека и общества; - развитие эстетического сознания.
-
Метапредметные результаты связаны с освоением учащимисяинструментальных, операционных -универсальных учебных действий:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить задачи в учёбе и познавательной деятельности; - самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - соотносить свои действия с планируемыми результатами и уметь корректировать их в изменяющейся ситуации; - определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
-
Предметные результаты:
выражены в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета – знаний, умений, навыков и должны обеспечить успешное обучение на следующей ступени общего образования.
-
На достижение планируемых результатов направлены УУД «универсальные учебные действия»
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
-
В основе формирования УУД лежит
«умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
-
Универсальныеучебныедействия-
это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.
-
В программе представлено 4 вида УУД:
личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.
-
семинар «Универсальные учебные действия. От теории к практике формирования»» «Расскажи мне, и я забудуПокажи мне, и я запомню.Вовлеки меня, и я научусь»Китайская мудрость
-
ЦЕЛЬ:
сформировать устойчивое представление о методологических подходах к понятию, путях формирования УУД; определить место УУД в понятийном поле «компетентностного подхода», перевести представление об УУД в практические формы (технологии).
-
ЗАДание:
- методическим объединениям подготовить материал по формированию УУД в рамках реализации стандартов второго поколения (защита презентаций рабочих групп); -обобщить знания по формированию УУД младших школьников используя практический опыт учителей начальных классов
-
Возьмём на заметку
Не для школы, для жизни учимся. Образование – это то, что остается после того, как все выученное забудется. Макс Теодор фон Лауэ, физик, Лауреат Нобелевской премии
-
Удачи нам всем!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.