Содержание
-
Студентка БСЗ-А3 курсаНайфонова Светлана
-
СОДЕРЖАНИЕ федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)СТРУКТУРА основной образовательной программы начального общего образования(ООП НОО)
о
-
Из Пояснительной записки к ФГОС 2004 года «Настоящий стандарт (2004) – стандарт первого поколения. Он выстроен с опорой на реальное понимание состояния школьного дела, с учетом возможностей сегодняшнего образования (учебно-методических, кадровых и пр.). В этом плане данный стандарт является переходным». В образовательном стандарте второго поколения во главу угла ставится личность ребенка, его умение учиться. Принципиальное его отличие заключается в том, что на первое место выходят требования к результатам образования и процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым. Из интервью с А.М. Кондаковым –руководителем группы по разработке ФГОС 2009 года
-
Основы школьного стандарта
4 Методологическая основа Идеологическая и основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России Системно- деятельностный подход Стратегия 2020. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Общественный договор – социальный запрос семьи, общества и государства Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации ООП НОО образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт
Требования крезультатам освоения; к структуре; к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования
-
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К РЕЗУЛЬТАТАМ
Личностные результаты Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, их интересы, учебная мотивация, личностные качества, базовые ценности Метапредметные результаты Универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, Работа с текстом, с информацией, активное использование средств ИКТ Предметные результаты Знания, умения, специфические для данной предметной области, опыт творческой деятельности
-
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности: чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостноговзгляда на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
-
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) Овладение способностью принимать и сохранять цели учебной деятельности; 2) Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; 4) Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) Использование знаково-символических средств для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения практических задач; 7) Активное использование речевых средств и средств ИКТ
-
8) Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета: - умение вводить текст с помощью клавиатуры; - фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины; - анализировать изображения, звуки; - готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; - соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. 9) Овладение навыками: - смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями; - осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации; - составления текстов в устной и письменной формах;
-
10) Овладение логическими действиями: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 11) Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументиро-вать свою точку зрения и оценку событий; 12) Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-
13) Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
-
Требования к структуре основной образовательной программы
Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть составляет 80 %, Часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 20 % от общего объема ООП НОО.
-
Примерная основная образовательная программа
Требования к структуре: Пояснительная записка Планируемые результаты Базисный учебный план Программа формирования УУД Программы по учебным предметам Программа духовно-нравственного развития и воспитания Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Программа коррекционной работы Система оценки 15
-
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристиквыпускника(«Портрет выпускника начальной школы»):
любящий свой народ, свой край и свою Родину уважающий и принимающий ценности семьи и общества любознательный, активно и заинтересованно познающий мир владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни
-
9. Раздел «Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся». Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся должна быть разработана наоснове концепции духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников и примерных программ и должна включать следующие компоненты: - перечень базовых национальных ценностей; основные направления воспитательной работы; - цели и задачи в области формирования: личностной культуры; социальной культуры; семейной культуры; - виды и формы воспитательной деятельности: фестивали искусств, художественные выставки, школьные спектакли, занятия в спортивных секциях, участие в детских общественных организациях, экскурсиях, КТД и т.д.
-
Основные задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников
18 формирование у обучающихся: Личностной культуры Семейной культуры Социальной культуры
-
Личностная культура
19 Готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению Готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки Способность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм Осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности
-
Семейная культура
20 Осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших Бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода
-
Социальная культура
21 Осознание себя гражданином России на основе принятия национальных духовных и нравственных ценностей Вера в Россию. Забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание национального мира и согласия Готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи Развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности Способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию
-
10. Раздел «Программа коррекционной работы». В программе необходимо указать задачи, направления работы, характеристику содержания работы.
-
10. Раздел «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования». В разделе необходимо указать: - способы оценки личностных результатов (перечислить диагностические методики определения достижения личностных результатов, применяемые психологом или учителем).
-
- способы оценки предметных результатов (оценочные листы, электронные дневники, листы достижений, планируемый график проведения проверочных работ по всем учебным предметам и т.д.). Указать формы организации накопительной оценки (структуру портфолио и критерии его оценки).
-
Указать структуру итоговой оценки (накопленная оценка по всем предметам, характеризующая динамику образовательных достижений учащихся за период обучения; оценки за выполнение итоговых работ по русскому языку, математике и комплексные работы на межпредметной основе).
-
Требования Стандарта Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы: 1. Пояснительная записка. 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы. 3. Учебный план начального общего образования. 4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. 5.Программы отдельных учебных предметов, курсов; 6.Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся 7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. 8. Программа коррекционной работы (при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья).
-
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
-
Требования к разделам
1. Пояснительная запискадолжна раскрывать: - конкретизированные цели реализации ООП; - принципы и подходы к формированию ООП и состава участников образовательного процесса конкретного образовательного учреждения; - общую характеристику ООП.
-
2. Планируемые результатыосвоения ООПдолжны: уточнять и конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов с позиций организации их достижения в образовательном процессе, и с позиций оценки этих результатов.
-
Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения сквозных (междисциплинарных) программ: Программа формирования УУД Программа «Чтение. Работа с текстом» Планируемые результаты изучения программ по учебным предметам: Русский язык Литературное чтение Математика, Информатика Иностранный язык Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура 30
-
Система планируемых результатов по каждому предмету должна дать представление о том, какими именно действиями (познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными), в рамках данного предмета, овладеют учащиеся в ходе образовательного процесса.
-
Эталон составления планируемых результатов по учебному предмету, по разделу
Личностные результаты. цели-ориентиры; выпускник научится; выпускник получит возможность научиться.
-
Регулятивные результаты. цели-ориентиры; выпускник научится; выпускник получит возможность научиться. Познавательныерезультаты. цели-ориентиры; выпускник научится; выпускник получит возможность научиться.
-
Коммуникативные результаты. цели-ориентиры; выпускник научится; выпускник получит возможность научиться. Предметные результаты. цели-ориентиры; выпускник научится; выпускник получит возможность научиться.
-
Структура построения метапредметных программ
Планируемые результаты Цели-ориентиры (общие) В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы; внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
-
Цели-ориентиры. В сфере регулятивных универсальных учебных действий : выпускники должны овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
-
Цели-ориентиры. В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся; использовать знаково-символические средства, овладеют действием моделирования, логическими операциями, включая общие приемы решения задач.
-
Базисный учебный план
включает: обязательную часть часть, формируемую участниками образовательного процесса внеурочную деятельность по направлениям (10 часов в неделю): Спортивно-оздоровительное (спортивные секции) Духовно-нравственное (Военно-патриотические, экологические, краеведческие клубы) Общеинтеллектуальное (Предметные кружки, факультативы, проектная деятельность) Общекультурное (Музыкальные кружки, театральная студия) Социальное (клуб «Забота», кружок «Рукоделие», кружок «Этикет от А до Я») 38
-
Внеурочная деятельностьорганизуется понаправлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как кружок, клуб, студия, секция, научное общество учащихся, малая академия наук, круглый стол, конференция, диспут, олимпиада, поисковое и научное исследование, общественно полезная практика, экскурсия.
-
Глоссарий Кружок – - группалиц с общими интересами, объединившихся для постоянных совместных занятий чем-нибудь. Клуб – общественная организация, добровольно объединяющая группы людей по интересам для отдыха и развлечения, со строгим членством. Параметры клубности – специальный стиль клуба, характеристика института членства, устав клуба, специфическое клубное пространство, стиль клуба (стиль поведения, имидж членов клуба), наличие собственной темы клуба, организация самоуправления, общение как основа клубной самоорганизации.
-
Факультатив – необязательный учебный курс или предмет, изучаемый учащимися по их желанию для углубления и расширения научно-теоретических знаний. Студия – 1) мастерская живописца или скульптора 2) школа, готовящая художников или актеров3) название некоторых театральных коллективов молодых актеров4) предприятие по производству кино- или телефильмов. Секция – подразделение в составе учреждения, организации или съезде для занятий определённым кругом работ, организация участников для занятий определённым видом спорта.
-
Проект - (от лат. projectus— «брошенный вперед») — это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству. (Проект должен порождать уникальные результаты, достижения, продукты)
-
Проект– это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
-
Формой подведения итогов работы того или иного объединения детей может быть выставка, выставка-ярмарка, слёт, конференция, соревнование, конкурс, фестиваль, отчётный концерт и т.п.
-
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта, а в период каникул могут проводиться тематические лагерные смены, организовываться летние школы на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей («интенсив»).
-
Программа формирования УУД
Виды универсальных учебных действий: Личностные- самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация Регулятивные - целеполагание, планирование, коррекция, оценка, саморегуляция Познавательные- общеучебные, логические учебные действия, постановка и решение проблемы (работа с информацией, с учебными моделями, использование знаково –символических средств Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества, умение полно и точно выражать свои мысли, разрешение конфликтов 46
-
Программы отдельных учебныхпредметов
Включают разделы: пояснительная записка основное содержание учебного предмета варианты тематического планирования рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета 47
-
Оценка достижения планируемых результатов
На итоговую оценку выносятся только метапредметные и предметные результаты обучения: Русский язык Родной язык Математика Итоговая комплексная работа на межпредметной основе Личностные результаты оцениваются в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований 48
-
Итоговая оценка качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования осуществляется образовательным учреждением.
-
В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие: результаты промежуточной аттестации обучающихся,отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
-
В процессе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
-
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К УСЛОВИЯМ
Требования к условиям реализации ООП НОО представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
-
Инновации нового стандарта
Единство учебной и внеучебной деятельности (вторая половина дня). Индивидуальные учебные планы («индивидуальные образовательные маршруты») разрабатываются с участием детей и родителей. Тьюторство (тьютор – научный руководитель, наставник, консультант).
-
Направления реализации Стандарта
Стандарт направлен на обеспечение: Равных возможностей получения качественного начального общего образования. Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
-
3. На обеспечение: Преемственности основных образовательных программ: дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
-
5. На обеспечение: Единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;
-
6.На обеспечение: Условий для освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
-
7. На формирование универсальных учебных действий (умений учиться);
-
Творческих успехов и хорошего настроения!
-
Системно-деятельностный подход Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности Начальная школа: преобразование внешней предметной деятельности во внутреннюю Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Чему учить? обновление содержания Ради чего учить? ценности образования Как учить? обновление средств обучения становление ученического сообщества, формирование универсальных способов действий
-
Основные результаты начального образования формирование опорной системы знаний, пред-метных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогрессв основных сферах личностного развития – эмоциональной, познава- тельной, саморегуляции Развитие личности учащегося, формирование «компетентности к обновлению компетенций»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.